Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:20, курсовая работа
Важнейшим видом деятельности любого государства, в том числе и Российского, как известно, является формирование (мобилизация) государственных доходов.
Государственный доход -- это финансовые (денежные) ресурсы, поступившие из разных видов источников в распоряжение государства и используемые им для решения своих задач и осуществления функций.
Налог как экономическая и правовая категория. Классификация налогов.
2. Таможенные пошлины.
ПЛАН.
2. Таможенные
пошлины.
Важнейшим видом деятельности любого государства, в том числе и Российского, как известно, является формирование (мобилизация) государственных доходов.
Государственный доход -- это финансовые (денежные) ресурсы, поступившие из разных видов источников в распоряжение государства и используемые им для решения своих задач и осуществления функций.
Источники государственных доходов обусловлены экономической системой государства, основанной на разных формах собственности на орудия и средства производства. Российское государство, осуществляя централизованное и развивая децентрализованное руководство экономикой, активно использует такие экономические рычаги, как прибыль, доход, цена и др. В этих условиях особенно важное значение приобретает организационно-правовое разграничение финансовых ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении федеральных органов, субъектов федерации, местных органов.
Исходя из порядка формирования и использования государственные доходы формируются из таких видов источников, как обязательные взносы (налоги), доходы от иной деятельности,
Слово "обязательный" в словаре русского языка означает безусловный для исполнения, непременный1, а слово "взнос" -- внесенные за что-либо деньги . Стало быть, обязательный взнос представляет собой безусловное (непременное) внесение денежных средств за что-либо. В этой связи обязательный взнос в налоговом праве можно определить как установленный законом способ изъятия у юридических и физических лиц в денежной форме части дохода (прибыли, имущества), полученного от предпринимательской деятельности и иных источников.
Все обязательные взносы в зависимости от порядка их формирования и взимания подразделяются на три основные группы: налоги, сборы, пошлины. Такая классификация обязательных взносов, во-первых, является оптимальной и, во-вторых, нашла свое закрепление в федеральном законе, что является положительным фактором в упорядочении налоговой терминологии.
Налог -- это обязательный взнос, взимаемый государством с
юридических и физических лиц в бюджет соответствующего уровня (федеральный, региональный, местный).
Все налоги принято подразделять на прямые и косвенные, причем это подразделение известно еще с давних времен. Критерием такого деления, по мнению одних экономистов, является "теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товаров, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предложение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объеме переложены на потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам"1. По мнению других авторов, к прямым налогам относятся подоходные и поимущественные , а к косвенным -- налоги на обращение и потребление.
"Критерием деления налогов на прямые и косвенные является установление окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель товара, на которого налог перекладывается через надбавку к цене"3.
Несмотря на различный подход к рассмотрению критериев деления налогов на прямые и косвенные, общим выводом для них является установление окончательного плательщика налога.
Сборы -- это денежная плата, взимаемая с плательщика государственными органами за предоставление права участия или использования материальных и нематериальных объектов. Например, право участия в бегах на ипподромах, право использовать местную символику и т.д.
Пошлина -- это денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными
органами действия и выдачу документов, имеющих юридическое значение. Государственная пошлина подразделяется на таможенно-пограничные и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина -- это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товаров (продукции через таможенную границу государства). Внутригосударственная пошлина -- это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, уплата госпошлины за предъявление иска имущественного характера в арбитражный суд.
Экономико-правовая сущность налогов, пошлин, сборов проявляется в том, что они включают финансово-экономические и правовые отношения.
Финансово-экономические отношения представляют собой передачу определенной суммы денежных средств плательщиками в соответствующий бюджет. Факт передачи денежных средств плательщиком (негосударственными юридическими лицами, к примеру акционерными обществами, кооперативами, частными предприятиями, физическими лицами: дееспособными гражданами, гражданами-предпринимателями, работниками предприятий) в соответствующий бюджет есть не что иное, как смена формы собственности. Это объясняется тем, что согласно ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Правовые отношения возникают между государственными налоговыми органами, плательщиками налогов и налоговыми представителями, поскольку налоговые отношения определены налоговым законодательством. К примеру, ст. 2 Закона "О налоге на добавленную стоимость" установила, что плательщиками налога на добавленную стоимость являются предприятия и организации, имеющие согласно законодательству статус юридического лица. В соответствии со ст. 19 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам. Стало быть, плательщики обязаны перечислять сумму НДС в федеральный бюджет.
Учитывая, что налоги и другие платежи имеют общую экономическую и правовую сущность, законодатель дал общее определение для них. В частности, под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Налоговая система -- это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке (ст. 2 Закона "Об основах налоговой системы в Российской федерации"). Это определение не соответствует содержанию налоговой системы. Речь идет о системе налогов, т.е. о форме организации налогов в России. Налоговая система является наиболее емкой и включает: а) налоговое законодательство, состоящее из законов и подзаконных нормативных актов; б) налоговые органы (Госналогс-лужбы РФ, государственные инспекции), осуществляющие налоговый контроль; в) налоговых представителей, которые от имени налогоплательщиков должны в соответствии с законом рассчитать, удержать и перечислять в бюджет налоги с дохода; г) налоговую полицию, обеспечивающую экономическую безопасность государства; д) теоретические положения ученых и практиков в сфере налогообложения.
В этой связи нельзя согласиться с определением налоговой системы, согласно которому это совокупность федеральных, региональных и местных налогов, действующих на соответствующей территории РФ1, так как здесь также идет речь о системе налогов.
Государственные доходы от иной деятельности как вид источника дохода представляют собой доходы федерального бюджета, сформированные за счет доходов от приватизации объектов государственной собственности; дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности; доходов от размещения средств на депозитных счетах и доходов от коммерческого использования объектов федеральной собственности предприятиями, учреждениями и организациями и других источников.
К своеобразному виду государственных доходов следует отнести и невозмещенный государством по распоряжению суда ущерб, нанесенный собственнику преступлением. Например, в ст.37 федерального Закона "О федеральном бюджете на 1994 г" указано: "Приостановить на 1994 г. действие п. 3 ст. 30 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР". Этот пункт данной статьи гласит: "Ущерб, нанесенный собственнику преступлением, возмещается государством по решению суда. Понесенные при этом государством расходы взыскиваются с виновного в судебном порядке в соответствии с законодательством РСФСР".
Стало быть, в 1994 г. расходная часть государственного бюджета, которая именуется "Прочие расходы", не была сокращена на величину, равную сумме ущерба, нанесенного собственнику (гражданам, гражданам-предпринимателям, юридическим лицам) преступлением.
В январе -- марте (т.е. в I квартале) 1994 г. государственные доходы по видам источников представляли следующее соотношение (в %):
налоги -- 78,4, в том числе: налог на прибыль -- 35,5, налог на добавленную стоимость -- 26,6, подоходный налог с физических лиц -- 12, акцизы (т.е. косвенный налог) -- 4,3;
доходы от внешнеэкономической деятельности -- 3,9, прочие доходы -- 17,71. Согласно ст. 13 федерального Закона "О федеральном бюджете на 1995 год" основным источником поступления дохода являются налоги, которые составляют 127 924,6 млрд. руб.
Как видно из приведенных данных, основным источником государственных доходов являются налоги.
Взимая налоги, государство, как справедливо отмечалось в экономической литературе, преследует две цели. Одна из них состоит в изъятии у предпринимателей и населения части их доходов в свою пользу (в бюджет всех уровней). В этом заключается фискальная функция государства (от лат. йксик -- государственная казна). Другая цель -- обеспечение (наряду с другими формами) регулируемой (государством) системы управления рыночной экономикой. Здесь можно говорить о стимулирующей функции, т.е. об экономических методах и рычагах, которые формируют экономические отношения в сфере производства, обмена, обращения и потребления материальных и духовных благ. Экономический механизм системы налогообложения может достигнуть поставленной цели, если он будет обеспечивать: а) равные экономические условия (одинаковые "правила игры") для всех предприятий любой организационно-правовой формы независимо от формы собственности; б) заинтересованность предпринимателей, предприятий через налоговые ставки, систему льгот и поддержки в насыщении товарами потребительского рынка, ускорении научно-технического прогресса, решении социальных задач; г) уверенность предпринимателей в правильности принимаемых решений при долгосрочном планировании и прогнозировании своего развития, для чего налоговая система должна быть по возможности стабильна и устойчива .
Стало быть, стабильность налоговой системы является важнейшим фактором налоговой политики любого государства, в том числе Российского.
Одним из гарантов стабильности в этом важнейшем деле является, на наш взгляд, стабильность налогового законодательства.
Все налоги России согласно Закону "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" разделены на три вида: федеральные, субъектов федерации и местные.
Федеральные налоги устанавливаются и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти Российской федерации. Они взимаются на всей территории РФ. При этом все суммы * сборов от шести из четырнадцати федеральных налогов (в структуре федеральных налогов -- это первые шесть) должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации. К ним относятся:
налог на добавленную стоимость, на доходы банков, операции с ценными бумагами, от страховой деятельности, таможенная пошлина, акцизы на определенные группы и виды товаров.
Согласно ст. 19 закона к федеральным относятся следующие налоги: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные группы и виды товаров; в) налог на доходы банков; г) налог на доходы от страховой деятельности; д) налог с биржевой деятельности (биржевой налог); е) налог на операции с ценными бумагами;