Камеральная налоговая проверка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является анализ деятельности налогового органа по организации и проведению камеральных налоговых проверок.
Осуществление поставленной цели предопределило решение ряда следующих задач:
1) исследовать понятие и сущность камеральных налоговых проверок;
2) рассмотреть основные этапы и методы их проведения;
3) определить порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок;
4) рассмотреть порядок оформления и реализации материалов камеральной налоговой проверки.

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 51.31 Кб (Скачать)

      Арифметическая  проверка дает возможность оценить  правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли. При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе, как по горизонтали, так и по вертикали.

      Нормативная проверка - это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующему законодательству. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции, неправильности применения ставок налогов и т.д. При нормативной проверке налоговый инспектор руководствуется нормативной базой о налогах и сборах.

      Непосредственная  камеральная проверка представляет собой логическую проверку корреспонденции  цифровых данных, в соответствии с  которыми налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащую внесению в бюджет.

      Приемы  и методы проведения камеральной  налоговой проверки являются закрытой информацией, которая представляет собой основные способы определения  занижения налогоплательщиком налогооблагаемой базы без проведения выездной налоговой  проверки. При этом сопоставляется информация, представленная налогоплательщиком (его отчетность), с данными проведенных проверок налогоплательщика и информацией, поступающей (получаемой) из внешних источников. [17]

      Традиционно под методом понимается способ теоретического исчисления или практического осуществления чего-либо. В нашем случае метод можно определить как совокупность методов и приемов, применяемых уполномоченными органами, для проведения камеральных налоговых проверок.

      Д.Г. Черник и Л.П. Павлова базируются на том, что «для выявления нарушений  в налоговой сфере при проведении камеральной налоговой проверки существует определенная методика. Базируясь  на достижение различных наук, на наш  взгляд, следует говорить о многоуровневой системе методов выявления нарушения  в налоговой сфере при проведения камеральных налоговых проверок, которая включает в себя две группы:

      - общенаучный   метод - анализ    и   синтез,    индукция    и  дедукция,

аналогия, сравнение,    логический    метод,   моделирование,  статистические методы;

      - специальные методы, применение  которых   характерно для данного  вида    деятельности    -    экономико-правовой    и    экономический    анализ, исследования документов, построение  аналитических таблиц, детализация» [12, с. 195].

      Не  основываясь на всем многообразии методов, В. И. Карпов выделяет три основных метода – это негласный метод, метод   поиска   несоответствия   в   накопленной    информации  о деятельности хозяйствующего субъекта, логически-дедуктивный метод, сущность которых состоит в следующем:

      1. Негласный метод. В этом случае информация о подготавливаемом или совершенном нарушении поступает в результате оперативно-розыскной деятельности компетентных органов. В случае достоверности она может и должна быть причиной проведения различных мероприятий, прежде всего выездной налоговой проверки. При надлежащем процессуальном оформлении она может являться основанием расследования.

      2. Метод   поиска   несоответствия   в   накопленной    информации  о деятельности хозяйствующего субъекта. Данный метод основывается на сравнении информации о деятельности хозяйствующего субъекта, полученной из различных источников, в том числе и от него самого. Очевидно, что если налогоплательщик показывает снижение объемов производства, а налоговый орган располагает данными о росте потребления электроэнергии, воды и других ресурсов, то это должно быть причиной повышенного к нему внимания.

      Другим  аспектом данного метода является поиск  несоответствия в налоговой и  бухгалтерской отчетности на основе контрольных соотношений. Сущность заключается в том, что для  расчетов разных налогов используют одни и те же показатели или их составные  части, которые в явном или  скрытом виде содержатся в разных формах бухгалтерской или налоговой отчетности. Например, для НДС и налога на прибыль основой является выручка, для единого социального налога и налога на доходы физических лиц - размер фонда оплаты труда и т.п. Несоответствие одноименных величин или их производных в различных налоговых декларациях, бухгалтерской и другой отчетности должны дать повод для проверки этих отклонений.

      Данный  метод в настоящее время все  шире находит применение в практике    налоговых    органов    при    камеральной    проверке    отчетности налогоплательщиков, налоговых  агентов и других лиц.

      3. Логически-дедуктивный метод. Наиболее общий метод выявления нарушений в налоговой сфере, суть которого заключается в следующем. Если организации находятся в одинаковых экономических и информационных условиях, а бухгалтера применяют одни и те же методы и приемы начисления, то целесообразно сформировать модель налогоплательщика. Резкие отклонения параметров анализируемого предприятия от «усредненного варианта» (эталонной структуры и размеров налоговых платежей) могут и должны давать повод для проведения этих отклонений.

      Данный  метод позволяет выявить отрицательное поведения отдельных налогоплательщиков без указания на конкретику подобного поведения. Для уточнения результатов необходимо пользоваться методами первой и третьей группы. [14, с. 43]

      В свою очередь, Романовский М.В. и Врублевская О.В. к группе основных методов также относят «финансово-аналитический метод, сущность которого заключается в выявлении нарушений в налоговой сфере через исследование динамики определенных финансовых потоков, дополненных изучением информации от других органов, прежде всего осуществляющих регистрацию сделок с недвижимым имуществом и автотранспортом, долей участия учредителей и акционеров и участия в других организациях, движения денежных средств по счетам.» [11, с. 312]

      Проведение  камеральной проверки всегда выражается в следующих мероприятиях:

      - анализ сопоставимости показателей  налоговой отчетности отчетного  периода с аналогичными показателями предшествующего периода;

      - сопоставление отчетных данных  проверяемой декларации с другими формами отчетности;

      - оценка достоверности отраженной  в отчетности информации на основе имеющейся у налогового органа информации о деятельности налогоплательщика;

      - анализ динамики показателей  налоговой отчетности и уровня  потребления налогоплательщиком  тепловых, энергетических и других видов ресурсов;

      - сопоставление данных отчетности  с данными аналогичных налогоплательщиков.

      Если  в ходе вышеперечисленных мероприятий  выявляются ошибки или противоречия в заполненной декларации (или  расчете по налогу), налоговый орган  должен проинформировать об этом налогоплательщика  и предложить внести ему соответствующие  изменения и (или) дополнения в налоговую  отчетность с установленные сроки. Если налогоплательщику такая возможность предоставлена не была, то это может повлечь в дальнейшем недействительность всех результатов проверки. [18] 
 

  1. Оформление  результатов камеральной проверки
 

          Если  в результате проведенной проверки возникает необходимость произвести доплату по налогам, то налоговый  орган выносит об этом решение  и направляет налогоплательщику  соответствующее требование об уплате суммы налога и пени. НК РФ не регламентирован  срок вынесения решения по результатам  камеральной налоговой проверки, поэтому логично будет предположить, что такое решение должно быть вынесено в пределах трехмесячного  срока, установленного для проведения данного вида проверки.

          Пени  уплачиваются одновременно с уплатой  сумм налога и сбора или после  уплаты таких сумм в полном объеме.

          В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием  об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение  о неуплаченной сумме налога, а  также об обязанности уплатить в  установленный срок неуплаченную сумму  налога и соответствующие пени. [1] В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. [2]

          Требование  направляется налогоплательщику только при наличии у него недоимки.

          Требование  об уплате налога содержит следующие  сведения:

      • сумму задолженности по налогу;
      • размер пеней, начисленных на момент направления требования;
      • срок уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;
      • срок исполнения требования;
      • меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;
      • основания взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

          Требование  направляется налогоплательщику по месту его учета, вручается руководителю (законному или уполномоченному  представителю) организации или  физическому лицу (его законному  или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

          В случае уклонения налогоплательщика  от получения требования, указанное  требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении  шести дней с даты направления заказного письма.

          Форма требования утверждена Приказом МНС  Российской Федерации от 29 августа 2002 года №БГ-3-29/465 «О совершенствовании  работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности».

          В случае если в результате камеральной  проверки выявлены нарушения налогового законодательства, начинается производство по делу о налоговом правонарушении в соответствии со статьей 101 НК РФ.

          На  практике нередко возникал вопрос, правомерно ли привлечение налогоплательщика  к налоговой ответственности  и наложение санкций по результатам  проведенной камеральной налоговой  проверки. Многие специалисты справедливо полагают, что по результатам камеральной проверки налогоплательщиков нельзя привлекать к налоговой ответственности, так как данных содержащихся в декларации и документах, представленных налогоплательщиком недостаточно для вынесения решения о наложении санкций. В процессе проверки можно выявить лишь ошибки, указывающие на возможные нарушения законодательства. При обнаружении таких ошибок у налогового органа появляется возможность провести полноценную выездную налоговую проверку, в ходе которой можно проводить такие действия как: выемка, осмотр, экспертиза и другие. Более того, НК РФ не предусмотрен механизм привлечения к ответственности за правонарушения, выявленные при проведении камеральной налоговой проверки.

          НК  РФ не предусмотрено составление  акта камеральной налоговой проверки. Не содержится подобных указаний и  в «Регламенте проведения камеральных  проверок налоговой отчетности, оформлением  и реализацией их результатов», утвержденном Министерством Российской Федерации  по налогам и сборам 28 января 1999 года.

          Пленум  ВАС Российской Федерации в Постановлении  от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых  вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил: «Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля». [8]

          «Регламентом  проведения камеральных проверок налоговой  отчетности, оформлением и реализацией  их результатов», утвержденным Министерством  Российской Федерации по налогам  и сборам 28 января 1999 года установлено, что по результатам камеральной  налоговой проверки в случае выявления  обстоятельств, свидетельствующих  о совершении налогового правонарушения, уполномоченным должностным лицом  налогового органа, проводившим проверку, в произвольной форме составляется на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа докладная записка, согласованная с начальником отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок. [7]

          Вследствие  отсутствия акта камеральной проверки у налогоплательщика отсутствует  возможность представить возражения. Более того, налогоплательщик узнает о правонарушении и о наложении  налоговых санкций только после  вынесения решения налоговым органом.

Информация о работе Камеральная налоговая проверка