Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 12:22, контрольная работа
Целью работы является анализ деятельности налогового органа по организации и проведению камеральных налоговых проверок.
Осуществление поставленной цели предопределило решение ряда следующих задач:
1) исследовать понятие и сущность камеральных налоговых проверок;
2) рассмотреть основные этапы и методы их проведения;
3) определить порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок;
4) рассмотреть порядок оформления и реализации материалов камеральной налоговой проверки.
ВВЕДЕНИЕ
Государственный налоговый контроль занимает особо место в государственном финансовом контроле и является обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы страны. Он представляем собой систему мер по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления. Одной из самых распространенных форм осуществления налоговыми органами контроля полноты и своевременности уплаты налогов являются камеральные налоговые проверки. На сегодняшний день такие проверки заняли лидирующее положение в системе налогового контроля, что обусловлено рядом факторов:
1) камеральная проверка — наименее трудоемкая форма налогового контроля (затраты труда на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной проверки) и в наибольшей степени поддается автоматизации;
2) данным видом налогового контроля, как правило, можно охватить 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, а выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков, причем каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, кроме крупных, подвергается камеральной проверке один раз в квартал, а крупный — один раз в месяц;
3) в последнее время камеральные проверки стали более эффективными за счет того, что они заключаются не только в контроле показателей налоговой отчетности, но и стали включать в себя анализ уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, сравнительный анализ с использованием данных по аналогичным организациям, проверку логической связи между разными отчетными показателями, проверку отчетных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников и др.;
4) эффективность камеральных проверок по общей сумме дополнительно начисленных налогов год от года повышается;
5) сегодня налоговые органы имеют возможность проводить камеральный анализ по результатам камеральных проверок с помощью применения программно-информационных комплексов для отбора налогоплательщиков в целях выполнения выездных проверок.
Вполне возможно, что в будущем камеральные налоговые проверки станут основным видом налогового контроля. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Целью работы является анализ деятельности налогового органа по организации и проведению камеральных налоговых проверок.
Осуществление поставленной цели предопределило решение ряда следующих задач:
1) исследовать
понятие и сущность
2) рассмотреть основные этапы и методы их проведения;
3) определить порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок;
4) рассмотреть порядок оформления и реализации материалов камеральной налоговой проверки.
Нормативно-правовую базу исследования составляет Налоговый Кодекс РФ. Теоретической и методологической базой исследования послужили труды таких авторов как Пансков, Качур, Черник, Павлова, Романовский и другие. Информационной базой исследования послужили приказы Министерства РФ по налогам и сборам, налоговые журналы, а также интернет ресурсы.
Законодательного закрепления определения камеральных проверок как отдельного понятия не было вплоть до принятия Налогового Кодекса Российской Федерации, который и является в настоящее время главным законодательным актом, определяющим порядок их проведения. Так, Пансков В.Г. утверждает, что «основным видом налоговых проверок, которые осуществляются налоговыми органами, являются в настоящее время камеральные проверки, которые предполагают проверку налоговой отчетности налогоплательщиков» [10, с. 198]. НК РФ не содержит официального определения камеральной налоговой проверки, он лишь включает в себя квалифицирующие признаки данной проверки, которые и позволяют определить ее содержание.
Под камеральной налоговой проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по местонахождению налогового органа [9, с. 54]. Налоговая отчетность должна быть представлена в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде. Исключение касается налогоплательщиков, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек. Такие налогоплательщики с 01.01.2008г. обязаны представлять налоговую отчетность только в электронном виде.
В статье 88 НК РФ указывается что «камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета)» [4]. Ранее при проведении данной проверки налоговый орган был вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.[9, с. 55] Но в настоящее время при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если это не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено настоящим Кодексом.
«Целью камеральной проверки», по мнению И.В. Гориновой, «является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.» [13, с. 36]
В ст. 87 НК РФ установлено, что «целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах». [3]
Объектами проверки являются налоговые декларации и документы, предоставленные налогоплательщиком и служащие основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Необходимо также отметить, что в настоящее время, в отличие от ранее действующего порядка, представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), является правом, а не обязанностью налогоплательщика, т.е. согласно п. 4 ст. 88 НК РФ прописана норма, в соответствии с которой «налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет)». [4]
Таким
образом, если руководствоваться данными
изменениями, по общему правилу у
налогоплательщика нет
Но
из общего правила есть исключения,
также предусмотренные ст. 88 НК РФ и представленные
в таблице:
Ситуация, при которой налоговые органы вправе требовать документы | Документы, которые вправе требовать налоговые органы |
Использование налогоплательщиком налоговых льгот. | Документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы. |
Документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы. | Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. |
При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов. | Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов. |
[15]
Очевидны преимущества новой редакции ст. 88 НК РФ по сравнению с предыдущей, поскольку введенные Федеральным законом N 137-ФЗ ограничения по истребованию документов у проверяемых лиц не ущемляют интересов налоговых органов, а соответствуют приоритетным направлениям налогового контроля. При этом они призваны лишь оградить налогоплательщиков от возможного произвола со стороны сотрудников налоговых органов по неоправданному и необоснованному истребованию необъятного количества документов, что в значительной степени способствует нормальному обеспечению защиты прав и законных интересов налогоплательщиков и устранению ненужных конфликтных ситуаций.
Налоговым законодательством установлен период в деятельности налогоплательщиков, который может быть предметом камеральных налоговых проверок. Он включает три календарных года, предшествовавших году проведения проверки. Налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Должны также сохраняться документы, подтверждающие получение доходов, произведенные расходы и уплату (удержание) налогов. В исключительных случаях налоговые органы могут затребовать документы, касающиеся налоговой проверки, за периоды, ею не охваченные.
Задачи, которые ставят перед собой налоговые органы, при проведении камеральной проверки:
Из
всего этого можно сделать
вывод, что камеральная проверка имеет
двойное назначение: как средство контроля
за правильностью и достоверностью отражения
показателей в налоговых декларациях
и как основное средство отбора налогоплательщиков
для проведения выездных проверок.
Основными этапами камеральной проверки являются:
1) проверка
полноты и своевременности
2) проверка своевременности представления расчетов по налогам в налоговый орган;
3) визуальная
проверка правильности
4) проверка
правильности составления
5) проверка
правильности исчисления
Направления, по которым проводится камеральная проверка, позволяют выделить следующие ее виды:
Формальная
проверка включает в себя проверку
наличия всех установленных