Камеральная налоговая проверка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является анализ деятельности налогового органа по организации и проведению камеральных налоговых проверок.
Осуществление поставленной цели предопределило решение ряда следующих задач:
1) исследовать понятие и сущность камеральных налоговых проверок;
2) рассмотреть основные этапы и методы их проведения;
3) определить порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок;
4) рассмотреть порядок оформления и реализации материалов камеральной налоговой проверки.

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 51.31 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Государственный налоговый контроль занимает особо  место в государственном финансовом контроле и является обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы страны. Он представляем собой систему мер по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления. Одной из самых распространенных форм осуществления налоговыми органами контроля полноты и своевременности уплаты налогов являются камеральные налоговые проверки. На сегодняшний день такие проверки заняли лидирующее положение в системе налогового контроля, что обусловлено рядом факторов:

1) камеральная проверка — наименее трудоемкая форма налогового контроля (затраты труда на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной проверки) и в наибольшей степени поддается автоматизации;

2) данным видом налогового контроля, как правило, можно охватить 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, а выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков, причем каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, кроме крупных, подвергается камеральной проверке один раз в квартал, а крупный — один раз в месяц;

3) в последнее время камеральные проверки стали более эффективными за счет того, что они заключаются не только в контроле показателей налоговой отчетности, но и стали включать в себя анализ уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, сравнительный анализ с использованием данных по аналогичным организациям, проверку логической связи между разными отчетными показателями, проверку отчетных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников и др.;

4) эффективность камеральных проверок по общей сумме дополнительно начисленных налогов год от года повышается;

5) сегодня налоговые органы имеют возможность проводить камеральный анализ по результатам камеральных проверок с помощью применения программно-информационных комплексов для отбора налогоплательщиков в целях выполнения выездных проверок.

Вполне  возможно, что в будущем камеральные  налоговые проверки станут основным видом налогового контроля. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Целью работы является анализ деятельности налогового органа по организации и  проведению камеральных налоговых  проверок.

Осуществление поставленной цели предопределило  решение ряда следующих задач:

1) исследовать  понятие  и сущность камеральных  налоговых проверок;

2) рассмотреть основные этапы и методы их проведения;

3) определить порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок;

4) рассмотреть  порядок оформления и реализации материалов камеральной налоговой проверки.

Нормативно-правовую базу исследования составляет Налоговый Кодекс РФ. Теоретической и методологической базой исследования послужили труды таких авторов как Пансков, Качур, Черник, Павлова, Романовский и другие. Информационной базой исследования послужили приказы Министерства РФ по налогам и сборам, налоговые журналы, а также интернет ресурсы.

  1. Понятие и сущность камеральной налоговой проверки
 

      Законодательного  закрепления определения камеральных проверок как отдельного понятия не было вплоть до принятия Налогового Кодекса Российской Федерации, который и является в настоящее время главным законодательным актом, определяющим порядок их проведения. Так, Пансков В.Г. утверждает, что «основным видом налоговых проверок, которые осуществляются налоговыми органами, являются в настоящее время камеральные проверки, которые предполагают проверку налоговой отчетности налогоплательщиков» [10, с. 198]. НК РФ не содержит официального определения камеральной налоговой проверки, он лишь включает в себя квалифицирующие признаки данной проверки, которые и позволяют определить ее содержание.

      Под камеральной налоговой проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по местонахождению налогового органа [9, с. 54]. Налоговая отчетность должна быть представлена в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде. Исключение касается налогоплательщиков, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек. Такие налогоплательщики с 01.01.2008г. обязаны представлять налоговую отчетность только в электронном виде.

      В статье 88 НК РФ указывается что «камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета)» [4]. Ранее при проведении данной проверки налоговый орган был вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.[9, с. 55] Но в настоящее время при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если это не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено настоящим Кодексом.

      «Целью  камеральной проверки», по мнению И.В. Гориновой, «является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.» [13, с. 36]

      В ст. 87 НК РФ установлено, что «целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах». [3]

      Объектами проверки являются налоговые декларации и документы, предоставленные     налогоплательщиком     и     служащие     основанием  для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о  деятельности налогоплательщика, имеющиеся  у налогового органа. Необходимо также отметить, что в настоящее время, в отличие от ранее действующего порядка, представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), является правом, а не обязанностью налогоплательщика, т.е. согласно п. 4 ст. 88 НК РФ прописана норма, в соответствии с которой «налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет)». [4]

      Таким образом, если руководствоваться данными  изменениями, по общему правилу у  налогоплательщика нет обязанности, а у налогового органа нет права  требовать документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, что в значительной степени ограничивает круг вопросов, подлежащих камеральной  налоговой проверке.

      Но  из общего правила есть исключения, также предусмотренные ст. 88 НК РФ и представленные в таблице:                                                   

Ситуация, при которой налоговые  органы вправе требовать  документы Документы, которые вправе требовать  налоговые органы
Использование налогоплательщиком налоговых льгот. Документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти  налоговые льготы.
Документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы. Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых  вычетов.
При проведении камеральной налоговой  проверки по налогам, связанным с  использованием природных ресурсов. Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

      [15]

      Очевидны  преимущества новой редакции ст. 88 НК РФ по сравнению с предыдущей, поскольку  введенные Федеральным законом N 137-ФЗ ограничения по истребованию документов у проверяемых лиц не ущемляют интересов налоговых органов, а  соответствуют приоритетным направлениям налогового контроля. При этом они призваны лишь оградить налогоплательщиков от возможного произвола со стороны сотрудников налоговых органов по неоправданному и необоснованному истребованию необъятного количества документов, что в значительной степени способствует нормальному обеспечению защиты прав и законных интересов налогоплательщиков и устранению ненужных конфликтных ситуаций.

      Налоговым законодательством установлен период в деятельности налогоплательщиков, который может быть предметом камеральных налоговых проверок. Он включает три календарных года, предшествовавших году проведения проверки. Налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

      Должны также сохраняться документы, подтверждающие получение доходов, произведенные расходы и уплату (удержание) налогов. В исключительных случаях налоговые органы могут затребовать документы, касающиеся налоговой проверки, за периоды, ею не охваченные.

      Задачи, которые ставят перед собой налоговые  органы, при проведении камеральной  проверки:

    • Контроль за своевременным и полным представлением налоговой отчетности в налоговые органы.
    • Оценка достоверности показателей налоговой отчетности на основе отчетности налогоплательщика за предыдущие периоды, на основе других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в распоряжении налоговых органов, а также на основе информации об аналогичных налогоплательщиках.
    • Выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений.
    • Подготовка информации для отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. [18]

      Из  всего этого можно сделать  вывод, что камеральная проверка имеет двойное назначение: как средство контроля за правильностью и достоверностью отражения показателей в налоговых декларациях и как основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  этапы и методы проведения камеральной  налоговой проверки
 

     Основными этапами камеральной проверки являются:

    1) проверка  полноты и своевременности представления  налогоплательщиком документов  налоговой отчетности, предусмотренных  законодательством о налогах и сборах;

    2) проверка  своевременности представления  расчетов по налогам в налоговый орган;

    3) визуальная  проверка правильности оформления  документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых  реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);

    4) проверка  правильности составления расчетов  по налогам, включающая в себя  арифметический подсчет итоговых  сумм налогов, подлежащих уплате  в бюджет и проверку обоснованности  применения ставок налога и  налоговых льгот, а также правильность  отражения показателей, необходимых  для исчисления налогооблагаемой базы;

    5) проверка  правильности исчисления налогооблагаемой  базы. Осуществляется сверка и  анализ согласованности показателей,  повторяющихся в бухгалтерской  отчетности и налоговых расчетах  с точки зрения достоверности  отдельных показателей, наличие  сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможные нарушения  налоговой дисциплины, логический  контроль за наличием искажений  в отчетной информации, сопоставление  показателей с отчетными показателями  предыдущего отчетного периода,  взаимоувязка показателей бухгалтерской  отчетности и налоговых деклараций.  

      Направления, по которым проводится камеральная  проверка, позволяют выделить следующие ее виды:

    • формальную проверку;
    • арифметическую проверку;
    • нормативную проверку;
    • непосредственную камеральную проверку.

      Формальная  проверка включает в себя проверку наличия всех установленных законодательством  форм отчетности и документов (например, документов, подтверждающих предоставление налоговых льгот или подтверждающих экспорт продукции и т.д.). Проверяется  также наличие и четкое заполнение всех предусмотренных правовыми  актами обязательных реквизитов. Заполнение отчетности должно осуществляться ручкой, фломастером или методами машинной обработки. Не допускаются неоговоренные  исправления. В случае отсутствия каких-либо данных в соответствующей строке ставится прочерк или делается ссылка об отсутствии оснований по заполнению определенных строк (форм). В ходе формальной проверки проверяется также наличие  подписи налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера) и соответствии этих подписей имеющимся образцам. На представляемом втором экземпляре налоговой отчетности ставится отметка  налогового органа о дате получения отчетности.

Информация о работе Камеральная налоговая проверка