Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:06, курсовая работа
Цель данной работы – проследить эволюцию представлений о принципах налогообложения, сменявших друг друга под влиянием развития учения о государстве.
Достижению этой цели подчинены следующие задачи настоящей работы:
определить сущность и значение налогов
проанализировать содержание различных теорий налогов
провести сравнительный анализ рассматриваемых теорий
проследить эволюцию научной мысли о налогах: отношение к налогам, необходимость и обоснованность налогов, объект налогообложения, принципы налогообложения в различный период времени
раскрыть каждую теорию, показать преимущества и недостатки и какое отражение конкретная теория получила в последующих теориях о налогах.
Поставленные задачи определили структуру данной курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ТЕОРИИ НАЛОГОВ
1.1 Налоговые теории XVII - XIX вв. Классическая школа
1.2 Научные концепции налогообложения ХХ в. Кейнсианство и неоклассицизм
2. ЧАСТНЫЕ ТЕОРИИ НАЛОГОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
При
этом идеологи экономики предложения
считают, что условием, необходимым
для процветания общества, является
обеспечение богатства, права неограниченного
владения собственностью, предпринимательской
активности. Поэтому, признавая, что
масса людей живет в нищете,
они выступают за увеличение совокупного
богатства общества посредством
накопления капитала, за содействие богатым
людям в реализации их устремлений,
за сохранение рыночной системы хозяйствования,
свободной системы цен, которая
является механизмом, передающим информацию,
необходимую для координации
экономической деятельности; создающим
стимулы для ее реализации, для
распределения труда и
В связи с этим одной из актуальных задач, по мнению теоретиков экономики предложения, является устранение внешних для рыночной системы хозяйствования препятствий свободному движению цен, связанных главным образом с системой налогообложения. По их мнению, оно вызывает нежелательное вмешательство в рыночный механизм.
Социально-экономическими предпосылками для пересмотра в 80-е годы системы налогообложения явились сильные негативные последствия высокого уровня налоговых ставок. Во-первых, высокие налоги обусловили эффект ускорения инфляции издержек. Это связано с тем, что большая часть налогов со временем трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Рост цен, в свою очередь, вызывает сокращение объемов производства, смещая кривую совокупного предложения влево.
Во-вторых, высокие налоги, обусловив рост производственных издержек и инфляцию, привели к снижению эффективности производства, сокращению вознаграждений, получаемых рабочими и предпринимателями после выплаты налогов. Это, в свою очередь, отразилось на внедрении нововведений и размерах инвестирования.
В-третьих,
рост налогов вызвал в середине 70-х
— начале 80-х годов инфляционную
«эрозию доходов». Следствием инфляции
стало увеличение налогового бремени.
В начале 60-х годов доходы около
90 % налогоплательщиков находились в
пределах двух-трех низших ставок, а
высокая степень прогрессии применялась
к 5 % богатейшего населения. Инфляция
и рост доходов в течение 60—70-х
годов привели к тому, что растущие
предельные ставки подоходного налога,
нацеленные на получателей высоких
доходов, к концу 70-х годов стали
применяться в отношении
Теоретики
экономики предложения
Главной
предпосылкой изменений в совокупном
предложении являются сбережения, увеличение
которых вызывает сокращение потребительского
спроса, расширение размеров накопления
и инвестиций. Стимулирование сбережений
теоретики связывают с
Таким
образом, представители экономики
предложения, так же, как и кейнсианцы,
считают фискальную политику мощным
средством воздействия на экономику.
Но, если для кейнсианцев она —
способ непосредственного воздействия
на совокупный спрос и объемы производства
с вторичным эффектом на структуру
цен, то для представителей экономики
предложения бюджетно-
Данные
положения позволили теоретикам
экономики предложения
Главной
переменной величиной у Лаффера
являются предельные ставки. Он считает,
что если предельные ставки достигают
достаточно высокого уровня, то сокращаются
стимулы для
Анализ последствий снижения налогов для государственных финансов осуществляется на основе «кривой Лаффера». Считая, что налоговые поступления являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую взаимосвязь между ними. Это позволило ему обосновать вывод о том, что эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина достигает минус единицы, налоговые поступления начинают падать. Таким образом, по мере роста норм обложения от 0 % до 100 % поступления в государственный бюджет растут от нуля до некоторого максимального уровня, а затем снижаются до нуля в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и налоговая база сокращается.
По
мнению Лаффера, сокращение налогов
для экономики может дать тройной
эффект: во-первых, способствовать преодолению
дефицита государственного бюджета
в связи со снижением масштабов
уклонения и неплатежа налогов,
повышением стимулов к производству
и увеличению занятости, уменьшением
правительственных трансфертных платежей
(например, на пособия по безработице);
во-вторых, обеспечивать расширение налоговой
базы вследствие увеличения предложения
рабочей силы и капитала, т.е. расширения
объемов производства; в третьих,
обусловливать перевод ранее
используемых рынком труда и капитала
из низкооплачиваемой в
Признавая,
что эффективность снижения налогов
зависит от «набора» мероприятий
бюджетно-налоговой политики, неоклассики
для обеспечения
Таким образом, по сравнению с неокейнсианцами, которые строили механизм налогового регулирования на изменениях уровня налогов (снижения их как средства проведения антициклической политики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности), неоклассики формируют его на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.
В
50-х гг. ХХ в. американским экономистом,
профессором экономики
Что
касается макроэкономической политики,
то монетаризм поставил под сомнение
механизм бюджетного мультипликатора,
где изменение налоговых ставок
и расходов бюджета обеспечивают
многократный прирост национального
дохода, и попытались развенчать утверждение
кейнсианцев о сильном и хорошо
предсказуемом влиянии
Разногласия
монетаристов и кейнсианцев по вопросу
о роли государства в хозяйственной
жизни вылились в конечном счете
в противопоставление двух основных
инструментов макроэкономического
контроля, используемых правительственными
органами для воздействия на конъюнктуру
– денежно-кредитной и
При
этом налогам отводится не такая
важная роль как в кейнсианской экономической
концепции. В данном случае они всего
лишь воздействуют на денежные обращения
наряду с иными механизмами. Так
как государство с каждым годом
увеличивает свои расходы, влекущие
дополнительный рост инфляции, его
нельзя допускать к созданию богатства
общества, регулированию объемов
производства, занятости и цен. Однако
оно может помочь в регулировании
денежной массы – изъяв лишнее
количество денег из обращения, если
не с помощью займов, так с помощью
налогов. Но налоговая политика не должна
применяться в качестве средства
краткосрочной стабилизации, иначе
стагфляция становится неизбежной. При
этом Фридман выступал против высоких
ставок налогов. Плохая налоговая политика
государства с его точки зрения
вбивает клин между производителями
и потребителями, между производителями
и наемными рабочими: предприниматель
должен выплатить заработную плату
рабочим, но это сократит нераспределённую
прибыль и возможности
Таким образом, сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия. В теории монетаризма и кейнсианской тории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором – излишние сбережения.
В
общем, основная идея всех неоклассических
теорий заключается в поисках
методов снижения инфляции и предоставлении
большего количества налоговых льгот
корпорациям и той части
Американский экономист Джон Кеннет Гелбрейт (англ. John Kenneth Galbraith; 1908—2006) в своей книге «Экономические теории и цели общества» (1973) ратовал за справедливое распределение доходов и строго прогрессивную структуру налогов, поскольку такая структура налогов отражает заинтересованность общества в справедливости, а не в собственной выгоде.
Гелбрейт считал, что налоги, которые служат цели достижения большего равенства, наиболее эффективны в деле стабилизации. При этом он полагал, что налоговая система должна быть всесторонне развита, так как чем меньше в ней лазеек, тем лучше она служит интересам равенства и стабилизации.
Что касается объекта налогообложения, то Гелбрейт выступал за применение общих ставок налогов к любому виду обогащения независимо от того, имеет ли она форму жалования, дохода от капитала, от недвижимости, наследства, даров и прочее. Обогащение для него – основной факт. Раз оно имеет место, то за ним должен следовать налог. Такой подход, по его мнению, позволит снизить ставки налогов, которые, разумеется, должны быть строго прогрессивными.
Финансовая
политика, с его точки зрения,
должна начинаться с определения
уровня расходов, которые будут определять
необходимую сумму поступлений
от налогообложения. Но нет гарантий,
что они создадут нужный уровень
спроса. Поэтому при чрезмерном спросе
приемлемой процедурой общего порядка
Гелбрейт считает повышение налогов,
поскольку последствия
Информация о работе Эволюция налоговых теорий реализация базовой идеи в современных условиях