Искоренение теневой экономики и коррупции в Кыргызстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:16, реферат

Описание работы

Высокие налоги являются основной причиной коррупции и теневой экономики в Кыргызстане. Если предприниматель будет добросовестно платить все установленные законодательством налоги, то он, либо ничего не заработает, либо большую часть заработанного отдаст государству в виде налогов. По этой причине предприниматели вынуждены скрывать свои доходы, «договариваться» с налоговиками, таможенниками и другими государственными органами.

Работа содержит 1 файл

Искоренение теневой экономики и коррупции в Кыргызстане.docx

— 27.94 Кб (Скачать)

 

 

 

Сегодня можно часто наблюдать, когда различные ходоки из сел  и городов обращаются в правительство  и другие центральные органы страны, в целях получить финансирование на решение существующих проблем  на местах: ремонт школ, дорог, водопроводных  систем и т.п. Зачастую для лоббирования этих вопросов они привлекают парламентариев, выходцев из своих регионов. И в  зависимости от того удалось им выбить финансирование от правительства или  нет местное население оценивает  деятельность того или иного парламентария. Правительство иногда им выделяет средства, а зачастую отвечает, что средств  нет. Тех средств, которые имеются  в государственном бюджете, не хватает  на решение даже малой части существующих проблем на местах. В результате мы видим на местах ужасающую картину: разбитые дороги, не отремонтированные  больницы и школы, неработающие водопроводные  системы и т.п. Что свидетельствует  о бедности нашей страны и неумении нас граждан страны правильно  организовать свою жизнь.

 

 

 

Безусловно, существующая система  организации органов управления на местном уровне не отвечает требованиям  сегодняшнего дня. Нам нужны подлинные  органы местного самоуправления, которые  будут ответственны за организацию  жизни на местах по самому широкому спектру вопросов, которые для  решения этих проблем будут иметь  реальные и достаточные источники  финансирования.

 

 

 

Что необходимо предпринять  для исправления ситуации?

 

 

Во-первых, необходимо пересмотреть существующую практику построения местных  органов. В настоящее время один айыл окмоту объединяет в среднем  пять-шесть сел. Это не правильно. Если бы я был жителем того или  иного села, мне бы не хотелось решать, например, вопрос ремонта водопроводной  сети в моем селе совместно с жителями соседних сел. Да и это было бы неудобно для всех. Каждый населенный пункт (село, город, поселок городского типа и  т.п.) должен иметь свой орган местного самоуправления. Жители населенных пунктов  должны самостоятельно определять структуру  органов своего местного самоуправления и избирать свои представительные и  исполнительные органы местного самоуправления без вмешательства центральных  государственных органов.

 

 

 

Во-вторых, необходимо кардинально  пересмотреть распределение функций  между центральными и местными органами. Это можно сделать следующим  образом: составить единый список функций, которыми в настоящее время наделены центральные и местные органы. Далее, из этого списка начать перераспределение  функций по принципу «все, что можно  сделать на местах, необходимо передать местным органам самоуправления». К функциям органов местного самоуправления полностью должны перейти такие  вопросы как строительство и  ремонт внутренних дорог, водопроводных  сетей, электрических подстанций и  сетей и т.п. Если брать такие  объекты как школы, больницы, поликлиники, то функции по их строительству, ремонту  и обеспечению оборудованием  должны быть переданы органам местного самоуправления, а функции по обеспечению  заработной платой персонала, установлению стандартов, лицензированию, аккредитации – переданы центральным органам, и т.п.

 

 

 

В-третьих, необходимо предусмотреть  обеспечение органов местного самоуправления достаточными финансовыми источниками  для осуществления своих функций. Это можно сделать следующим  образом, не нарушая изложенную в  предыдущем параграфе систему налогов (которая будет стимулировать  рост экономики по всей стране), установить, что, к примеру, не менее 50% всех налогов  собранных в том или ином населенном пункте будут перечисляться в  бюджет органа местного самоуправления данного населенного пункта. В  первое время допускается финансовая помощь центральных органов страны таким населенным пунктам, которые  будут иметь слишком малый  бюджет.

 

 

 

Эти меры приведут к тому, что в стране вместо одного центра принятия решений (то есть, правительства) для решения существующих проблем, появятся тысячи центров. Безусловно, это даст свои положительные результаты. Например, в первое время, если в  том или ином населенном пункте не будет достаточно средств для  ремонта школы, жители могут принять  решение на имеющиеся средства купить строительные материалы, а ремонт сделать  своими силами. Конечно, это неудобно, но проблема будет решена. На местах появятся новые лидеры, которые за счет своей предприимчивости, инициативы и находчивости, смогут эффективно нестандартными путями решать существующие в их населенном пункте проблемы. Таким  образом, по немного начнут разрешаться  те проблемы населенных пунктов, которые  не решались в прошлые годы в течение  десятилетий.

 

 

 

Борьба с коррупцией

 

 

Как уже было выше сказано, в настоящее время наша страна погрузилась в тотальную коррупцию  во всех сферах жизни, будь то образование, здравоохранение, правосудие, деятельность правоохранительных органов и т.д. По оценке специализированных международных  организаций наша страна по уровню коррупции занимает одно из последних мест в мире (166 из 180 стран), то есть считается одной из стран с наивысшим уровнем коррупции.

 

 

 

В Интернете есть сайт, где  можно узнать о политической и  экономической системе более 200 стран  мира, в том числе о размере  государственного бюджета, основных отраслях экономики и т.д. Данные в этом сайте оперативно обновляются, адрес  сайта следующий: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2056.html

 

 

 

Сравнивая нашу страну с другими  странами, имеющими примерно такую  же численность населения, можно  придти к следующему выводу: чем  ниже уровень коррупции, тем больше размер государственного бюджета и  наоборот. Например, население Финляндии  составляет около 5,2 млн. человек, Финляндия  занимает одно из первых мест в мире по уровню отсутствия коррупции и  имеет государственный бюджет около 143 млрд. долларов США. В Кыргызстане  население по численности приблизительно такое же 5, 1 млн. человек, Кыргызстан считается одной из стран с  наивысшим уровнем коррупции  и имеет государственный бюджет примерно 1 млрд. долларов США. То есть бюджет Финляндии в 143 раза больше, чем  бюджет Кыргызстана.

 

 

 

Самое лучшее средство против коррупции, это когда граждане твердо понимают, что нарушая общие правила  для своей выгоды (например, используя  шпаргалки на экзаменах, купив в  университете за деньги оценку или  зачет, устроившись по знакомству на работу, используя государственные  властные полномочия для своей выгоды и т.д.) - они принесут вред свой стране, они будут тормозить развитие своей страны, они будут оттягивать назад и без того свою бедную страну. Для тех граждан, которые понимают это - коррупция это грязь, которым  они боятся замараться. Таких граждан  невозможно уговорить или заставить  нарушить общие правила. И чем  больше будет число таких граждан  в той или иной стране, тем ниже будет уровень коррупции и  наоборот, чем меньше таких граждан - тем выше уровень коррупции. Если мы хотим, чтобы коррупции в стране было меньше, мы должны в такой школьный предмет как обществоведение  или другие аналогичные предметы, включить темы о вреде коррупции, где доходчивым ясным языком разъяснять старшеклассникам о причинах, последствиях, опасности коррупции для страны.

 

 

 

Еще одним эффективным  средством против коррупции, которое  широко применяется в демократических  странах, является разработка и принятие Закона о предотвращении, выявлении  и устранении конфликта интересов. Суть данного закона такова, что  любой государственный служащий при принятии решений по тому или  иному вопросу в рамках своей  должности, должен иметь только один интерес – выгода государства. При  этом если обстоятельства сложатся таким  образом, что у него появится еще  другой интерес (то есть возникнет конфликт интересов), то он обязан об этом доложить вышестоящему органу или коллегиальному органу, чтобы решение по данному  вопросу было принято незаинтересованными  лицами, не имеющими конфликта интересов. Например, государственные служащие, входящие в конкурсную комиссию, проводят конкурс для замещения государственной  должности. Если, кто-либо из кандидатов окажется родственником одному из членов комиссии, то он обязан об этом открыто  заявить другим членам комиссии и  при обсуждении кандидатуры родственника отказаться от обсуждения и голосования. Если этого он не сделает и родственник  займет эту должность, то другие кандидаты  или заинтересованные лица должны иметь  право в судебном порядке обжаловать и отменить это решение, а также  привлечь к ответственности данное должностное лицо.

 

 

 

Ключевую роль в борьбе с коррупцией и обеспечении законности в стране должны играть суды. К сожалению, наша судебная система сама погрязла в коррупции и не пользуется доверием граждан. Осуществляемые реформы в  судебной системе через создание Совета судей и т.п. не приведут к  искоренению коррупции в судебной системе. Каким образом можно  было бы оздоровить судебную систему?

 

 

 

Необходимо создать независимую  судебную ветвь власти. Президент  и Парламент должны иметь право  назначать судей Верховного суда, но не должны иметь права увольнять  их с должности. Члены Верховного суда должны назначаться на должность  пожизненно. Все нижестоящие суды (областные, районные) должны формироваться Верховным судом, через процедуру тестирования. Верховный суд должен определять некомпетентных областных и районных судей при рассмотрении дел в надзорном порядке и увольнять их после принятия ими незаконных решений по двум-трем делам. Необходимо объединить Верховный и Конституционный суды в один Верховный суд с 9 судьями. Существующие размеры государственной пошлины при рассмотрении дел в судах (100% при рассмотрении дела в районном суде, 50% в областном и 25% в Верховном суде) необходимо пересмотреть в противоположном направлении в сторону возрастания (100% при рассмотрении дела в районном суде, 200% в областном и 300% в Верховном суде). Заработная плата членов Верховного суда не должна быть менее 5 тысяч долларов США в месяц, областных судей менее 3 тысяч долларов США, районных судей менее 2 тысяч долларов США в месяц. Члены Верховного суда в течение 10 лет ежегодно должны проходить тестирование через детектор лжи под наблюдением представителей гражданского общества и отвечать на вопросы: (1) честно ли ты выполнял свой долг, (2) брал ли ты взятки, (3) не нарушал ли ты законодательство страны при вынесении решений, (4) не выполнял ли ты просьбы представителей других ветвей власти и т.п. Те члены Верховного суда, в отношении которых детектор покажет, что они обманывали, отвечая на эти вопросы, должны автоматически признаваться уволенными с должности, а на их место Президент и Парламент должны назначать других людей. При этом организации гражданского общества должны иметь право самостоятельно определять компанию, которая проведет тестирование, в том числе путем привлечения для этого лучших зарубежных организаций. В настоящее время детектор лжи доведен до совершенства, даже самые опытные разведчики в США тренируются несколько лет, чтобы научиться его обманывать. Эти меры позволят оздоровить судебную систему в течение нескольких лет.

 

 

 

Заключение

 

 

В нашей стране не раз принимались  различные государственные программы: Комплексные основы развития, инвестиционные матрицы, Стратегия развития страны и т.п. Ни одна из них не была успешной. Без искоренения теневой экономики  и коррупции такого рода программы  и впредь будут обречены на провал.

 

 

 

Ноокатбек Идрисов,

 

юрист


Информация о работе Искоренение теневой экономики и коррупции в Кыргызстане