Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:16, реферат
Высокие налоги являются основной причиной коррупции и теневой экономики в Кыргызстане. Если предприниматель будет добросовестно платить все установленные законодательством налоги, то он, либо ничего не заработает, либо большую часть заработанного отдаст государству в виде налогов. По этой причине предприниматели вынуждены скрывать свои доходы, «договариваться» с налоговиками, таможенниками и другими государственными органами.
Искоренение теневой экономики и коррупции в Кыргызстане
Высокие налоги являются основной
причиной коррупции и теневой
экономики в Кыргызстане. Если предприниматель
будет добросовестно платить
все установленные
Власти заявляют, что начатые
экономические реформы
Налоговая система
Изучая налоговые
Существующая система налогов в Кыргызстане перешла к нам от СССР, который в последние годы своего существования начал переход от командно-административной экономики к рыночной и принял закон о налогах. Следует отметить, что в СССР не было хороших специалистов по рыночной экономике, так как более 70-ти лет в стране существовал социалистический строй. В связи с чем, закон о налогах СССР еще не отвечал требованиям рыночной экономики, в него бессистемно были включены те или иные налоги, позаимствованные из разных стран. После распада СССР Кыргызстан, также как и другие, вновь возникшие независимые государства, принял свой закон о налогах, в который были перенесены налоги из закона СССР о налогах. Анализ развития налоговой системы Кыргызстана в последующие годы его независимости показывает, что все это время государство относилось к бизнесу как к бездонному колодцу, откуда можно черпать средства в неограниченном количестве. Никаких критериев о том, сколько можно было забирать средств у бизнеса в виде налогов, а сколько оставлять на его выживание и развитие - не было. Особенно властям молодого независимого Кыргызстана полюбились косвенные налоги, то есть те грабительские налоги которые прибавляются к цене товара или услуги и уплачиваются предпринимателем ежемесячно, независимо от того получает он от этого бизнеса доход или нет. Например, встал вопрос о необходимости средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, - страна вводит косвенный налог для бизнеса в размере 1, 5 %. Возник вопрос о необходимости формирования бюджетов местных органов самоуправления и опять страна вводит новый косвенный налог – налог на оказание платных услуг населению в размере 4%, и т.д. В старой налоговой системе, применяемой до 2009 года, можно было насчитать не менее пяти косвенных налогов (НДС – 20%, автодороги – 0,8%, ЧС – 1,5%, налог на платные услуги населению – 4%, акцизный налог). Именно эти косвенные налоги и стали убийцами нашей экономики, основной причиной возникновения и бурного развития коррупции в стране, в результате чего наша страна оказалась одной из беднейших стран в мире.
За годы независимости страна не раз проводила налоговые реформы, не раз объявляла о снижении налогов. Так в ходе первой реформы ставка налога на прибыль была уменьшена с 30% до 20%, позднее эти 20% были уменьшены до 10% и сохранились до наших дней. В те годы большая часть государственного бюджета пополнялась за счет НДС, а налог на прибыль приносил в государственный бюджет почти ничего. Видимо, это стало причиной уменьшения властями именно этого налога, так как от этого уменьшения бюджет страны не страдал. Иными словами, в ходе предыдущих налоговых реформ в стране всегда уменьшали ставку налога на прибыль. Прибыль, которую предприниматели не могли получить из-за того, что в виде косвенных налогов государство отбирало у предпринимателей львиную долю дохода. Эти снижения ставок налога на прибыль не имели никакого смысла, а скорее выглядели как обман предпринимателей.
Новый Налоговый кодекс, который
вступил в силу с 1 января 2009 года,
впервые предусматривает
Мировой опыт показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% его дохода – вот тот порог, за пределами которого начинается процесс сокращения сбережений и тем самым – инвестиций в экономику. Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что изымаются более 40-50% доходов налогоплательщика, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства. В Кыргызстане существующий уровень изъятия средств у налогоплательщика, исправно платящего установленные налоги и иные обязательные платежи, к сожалению, превышает пределы той границы, за которой начинает падать интерес к расширению бизнеса.
В настоящее время в
Кыргызстане было бы разумно из трех
существующих косвенных налогов (НДС,
налога с продаж и акцизов) оставить
только один. Например, оставить налог
с продаж с дифференцированными
ставками (то есть, по тому принципу, который
применяется при определении
ставок акцизного налога). Этот налог
должен применяться не на все товары
и услуги, а только на товары и
услуги монополистов, которые всегда
получают стабильный доход (например:
реализация нефтепродуктов), а также
на ограниченный перечень товаров и
услуг (например: реализация алкогольных
продуктов, табачных изделий и т.п.).
В то же самое время необходимо
увеличивать ставки прямых налогов,
с тем, чтобы прямые налоги стали
основными источниками
(1) на физических лиц: если годовой доход до 100 000 сомов – 10%, от 100 000 до 1000 000 – 14%, свыше 1 000 000 сомов – 17%;
(2) на юридических лиц: если годовой доход до 1 000 000 сомов – 26%, от 1 000 000 до 10 000 000 сомов – 29% и свыше 10 000 000 сомов – 32%.
Если мы хотим, чтобы наша экономика начала развиваться вперед, расти, то нам нужно сделать так, чтобы общий размер всех налогов и иных обязательных платежей (например, платежей в Социальный фонд) не превышал примерно 1/3 дохода предпринимателя. Если мы это сделаем, наша экономика год за годом начнет свой рост. Число предпринимателей и предприятий начнет увеличиваться, начнется рост существующих предприятий, что в свою очередь приведет к увеличению доходной части государственного бюджета, созданию новых рабочих мест.
Если начать такого рода основательную реформу экономики, то возможно в первые год-два поступления в бюджет страны могут уменьшиться. Например, страна в первый год получит на 20% меньше средств в бюджет страны в виде налогов, чем в предыдущем году. В связи с этим, чтобы сохранить размеры существующих бюджетных расходов, стране потребуется изыскать этот дефицит средств: взять внешние займы либо использовать внутренние резервы. Но через один-два года поступления в бюджет страны от налогов превысят существующий в настоящее время уровень и далее год за годом доходы от налогов начнут расти. Экономика страны словно локомотив, который тронулся с железнодорожного вокзала, начнет набирать обороты (вначале медленно, затем с ускорением), так как для её развития будут созданы нормальные условия (как для отечественных предпринимателей, так и иностранных инвесторов). Бюджет страны при таких условиях за десятилетие вырастет в десятки раз.
При такого рода серьезных
налоговых реформах не следует делать
ключевыми лицами реформ работников
налоговой службы. Так как они
никогда не предложат основательные
реформаторские меры, если они могут
привести к уменьшению доходов в
бюджет страны в следующем году,
даже если поступления в последующие
годы во много крат перекроют это
уменьшение. Поскольку, если это уменьшение
произойдет, то их уволят с работы: их
обвинят в том, что они не просчитали,
не продумали и т.п. При серьезной
реформе налоговой системы
Параллельно с вышеизложенными
мерами необходимо создать благоприятные
условия для работников налоговой
службы: увеличить им заработную плату
(на сегодняшний день заработная плата
инспектора не должна быть менее суммы
эквивалентной 1 000 долларам США в
месяц), создать условия для
Еще одной причиной возникновения
в стране «двойной бухгалтерии», при
начислении и выплате заработных
плат работникам, стали непомерно
завышенные ставки страховых взносов
в Социальный фонд. На сегодняшний
день порция работодателя составляет
19,25%, а порция работника 8% от начисленной
в пользу работника заработной платы.
Итого 27,25%. Анализ аналогичных платежей
в других странах показывает, что
в среднем общая сумма
Законодательство по платежам в Социальный фонд содержит в себе ряд других существенных недостатков, которые также тормозят развитие экономики страны. Например, законодательство предусматривает не соразмерно высокие штрафы в размере 100, 200 процентов от неуплаченных вовремя предпринимателями сумм страховых взносов.
В прошедшие годы таможенная служба в виде НДС на импорт и таможенной пошлины собирала в бюджет страны средств больше, чем вся налоговая служба страны. Радоваться этому не стоит. Так как такого рода цифры являются показателями неправильного построения экономики и системы формирования государственного бюджета. Например, в США таможня приносит не более двух процентов в бюджет страны. В настоящее время многие необходимые для современного человека товары (телевизоры, холодильники, микроволновые печи, стиральные машины, автомобили и много другое) не производятся в нашей стране. Требуя уплаты НДС (12%) и таможенных пошлин (до 10%) при ввозе этих товаров, мы делаем эти товары только дороже и менее доступными для нашего народа. Мы не должны рассматривать таможню в качестве источника пополнения государственного бюджета. Было бы лучше НДС вообще не применять на таможне, а таможенную пошлину (в целях защиты отечественного производителя) устанавливать только по отношению к таким товарам, которые производятся в нашей стране и то только в тех случаях, когда зарубежные аналоги имеют демпинговые цены.
Существующая система привлечения к ответственности за налоговые правонарушения также не способствует развитию экономики страны. Так как данная система построена на принципе «бить рублем». То есть основными мерами наказания являются непомерно высокие штрафы и пени. Заплатив огромные штрафы и пени, предприниматели довольно длительное время «приходят в себя» так как на восстановление потерянного капитала в виде штрафов и пени уходит довольно много времени. От этого страдает не только предприниматель, но и экономика страны, так как затормаживается процесс внутренних инвестиций. Необходимо уменьшить размеры штрафов и пени (пени не должны превышать банковский процент) и перейти к применению других мер ответственности как краткосрочное (на один, два месяца) лишение свободы, привлечение к общественным работам. При этом лишенный свободы предприниматель не должен содержаться в существующих СИЗО и тюрьмах (которые не отвечают требованиям, установленным в демократических странах) вместе с уголовниками, а должен содержаться в специальных местах для налоговых правонарушителей, с нормальным режимом без решеток на окнах и железных дверей. Данная мера позволит предпринимателю нарушившему законодательство, после того как он понес наказание, продолжить свой бизнес без потери капитала и времени на его восстановление.
Таким образом, относительно налоговой системы и политики пополнения государственного бюджета, можно сделать вывод о том, что необходимо пересмотреть источники пополнения государственного бюджета, так как существующие источники тормозят развитие экономики страны.
Местное самоуправление
Система организации органов
управления на местном уровне в нашей
стране не претерпело каких-либо серьезных
изменений с советских времен.
Как Вы знаете, в СССР низшим звеном
органов управления были сельские советы,
которые в основном выполняли
функции по прописке и выписке
граждан и не обладали какими-либо
существенными полномочиями. Хотя в
нашей стране есть закон об органах
местного самоуправления и так называемые
«органы местного самоуправления»,
фактически их трудно признать «органами
самоуправления». Так как, во-первых,
перечень функций, которые им делегированы
законом – все еще ничтожно
малы, во-вторых, как мы можем говорить
о «самоуправлении», если кандидатуру
главы органа самоуправления для
утверждения местному кенешу предлагает
руководитель района по согласованию
с руководителем области, которые
сами в свою очередь назначаются
на должности центральным
Информация о работе Искоренение теневой экономики и коррупции в Кыргызстане