Автор: c*********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 18:22, реферат
Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава1. Теоретические аспекты формирования, обработки и предоставления данных в
налоговой службе…………………………………………………………………4
Особенности системы управления органами Госналогслужбы.
АИС «Налог»…………………………………………………………………...4
Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой
службы………………………………………………………………………….8
Особенности информационного обеспечения АИС налоговой службы……12
Особенности информационных технологий, используемых в органах
налоговой службы………………………………………………………………15
Глава 2. Автоматизированная информационная система «Налог»…………………...17
2.1 Ввод и обработка документов…………………………………………………17
2.2 Пример заполнения документа налоговой отчетности……………………...26
Заключение…………………………………………………………………………………..31
Список используемой литературы…………………………………………………………32
Приложение…………………………………………………………………………………33
Подсистема камеральной проверки связана с такими функциями, как контроль за правильностью и своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, отчетов и деклараций, исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. Подсистема необходима для автоматизации процедур, связанных с приемкой бухгалтерской отчетности предприятий, а также налоговых расчетов. В задачи этой подсистемы входят проверка расчетов, увязка форм отчетности и налоговых расчетов, выдача рекомендаций для проведения документальных проверок. Подсистема имеет внутренние связи с другими подсистемами, такими, как регистрация предприятий, ведение лицевых карточек предприятий, документальная проверка и т.д.
Подсистема ведения лицевых карточек предприятий связана с получением данных о поступлении налогов в разрезе налогоплательщиков и видов налогов, контролем за своевременностью уплаты налогов в бюджет, начислением пени, вычислением сальдо по расчетам, выдачей любых справок о недоимках и переплатах по предприятиям и т.д. Подсистема анализа состояния предприятий взаимосвязана с подсистемами регистрации предприятий, а также камеральной и документальной проверок, так как анализ проводится на основании данных, полученных как при регистрации предприятий, так и при камеральной проверке. В результате анализа определяется перечень предприятий, которые имеют нарушения в порядке и сроках представления основных документов, необходимых для получения данных о налогах и других платежах в бюджет и их оплате. На основании этого формируется список предприятий, подлежащих документальной проверке. [3, стр.326]
Подсистема документальной проверки относится к контрольному виду деятельности налоговых органов. Она является одной из важнейших функциональных подсистем, так как обеспечивает выполнение не только функций, которые свойственны другим функциональным подсистемам АИС «Налог», но имеет и свои дополнительные задачи, к которым можно отнести контроль за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и иных распорядительных документов, выявление нарушений этого законодательства, определение санкций по фактам нарушений и т.д. Эта подсистема связана практически со всеми другими функциональными подсистемами АИС «Налог».
Подсистема ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими документами, издаваемыми Правительством РФ, Государственной налоговой службой и другими ведомствами. На основе информации этой подсистемы строится работа всех налоговых органов, а соответственно и функционирование остальных подсистем.
Подсистема внутриведомственных задач включает в себя задачи, связанные с делопроизводством, кадрами, бухгалтерским учетом, материально-техническим снабжением и другими видами деятельности налогового органа как отдельной организационной структуры.
Подсистему обработки документов физических лиц можно выделить в обособленную часть функционального обеспечения, так как она должна осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов, собираемых с физических лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Она как бы включает в себя большинство задач, решаемых во всех функциональных подсистемах, связанных с обработкой информации по юридическим лицам. Эта подсистема функционирует на основе применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществлять контроль за правильностью исчисления подоходного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и других налогов. В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты.
Рассмотрим порядок реализации задач основных подсистем функциональной части АИС «Налог» на примере низового уровня – налоговых инспекций городов и районов – в части работы с юридическими лицами.
Обработка информации начинается с учета
и регистрации налогоплательщиков, которые
осуществляются юридической службой налоговой
инспекции. Эта служба руководствуется
в своей деятельности нормативно-правовой
базой, принимает от налогоплательщика
все необходимые регистрационные документы,
на основе которых создается база данных,
содержащая всю информацию о налогоплательщике,
и присваивает налогоплательщику уникальный
регистрационный номер. Таким образом
создается «электронная папка» на налогоплательщика.
Информация, содержащаяся в ней, используется
всеми другими структурными подразделениями
налоговой инспекции, а соответственно
информация, формируемая в подсистеме
«Регистрация предприятий», используется
другими функциональными подсистемами
АИС «Налог». Прежде всего, потребителем
этой информации является подсистема
«Камеральная проверка». Для решения задач
камеральной проверки служба налоговых
инспекторов собирает в установленные
законодательством сроки отчетные документы
от налогоплательщиков. Так, основными
документами являются баланс предприятия,
отчет о прибылях и убытках, приложения
к балансу, расчеты по налогу на прибыль,
НДС, налогу на имущество предприятий
и другие налоговые расчеты. Камеральная
проверка заключается в определении правильности
заполнения бухгалтерской отчетности,
исчисления сумм налогов, точности заполнения
форм. Для этого данные отчетности, представленной
налогоплательщиком, вводятся в компьютер
и происходит пополнение «электронной
папки» налогоплательщика новой информацией,
позволяющей отслеживать основные показатели
результатов финансово-хозяйственной
деятельности предприятия в различные
периоды. Решение задач камеральной проверки
связано с использованием не только данных,
сформированных в подсистеме «Регистрация
предприятий», но и нормативно-справочной
информации по организационно-правовым
формам, ставкам налогов, срокам платежей,
различным льготам по налогам и другой
информации, создаваемой в подсистеме
«Ведение нормативно-правовой документации».
Использование компьютерной технологии
позволяет отслеживать динамику развития
предприятия, соблюдение им налогового
законодательства, выявлять нарушения
этого законодательства, начислять платежи
в бюджет и формировать перечень предприятий
для документальной проверки. В конечном
итоге информация, сформированная в этой
подсистеме, служит основой для решения
задач остальных функциональных подсистем,
связанных с обработкой данных по налогоплательщикам
— юридическим лицам. В первую очередь
это касается документальных проверок.
Документальные проверки проводятся службами
налоговых инспекций по предписаниям.
Целью документальной проверки является
выявление правильности и достоверности
организации и ведения бухгалтерского
учета на предприятиях, своевременности
и полноты уплаты налогов и других платежей
в бюджет, а также правильности применения
существующих льгот. Проверка проводится
по месту нахождения предприятий-
Важной задачей в автоматизации работы
налоговой службы является не только возложение
на компьютер задач контроля, обработки
и хранения информации по начислению и
уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой
базы по налоговому законодательству,
формирование отчетности по налоговым
органам, но и создание автоматизированного
интерфейса с банками, таможенными органами
и другими внешними структурами. Это позволит
оперативно контролировать движение средств
налогоплательщиков и осуществлять операции
по их лицевым счетам. В настоящее время
ведутся работы по созданию таких автоматизированных
интерфейсов. [3, стр.329]
1.3Особенности информационного обеспечения
АИС налоговой службы
Информационное обеспечение АИС «Налог» представляет собой информационную модель налоговых органов. Задачи информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами. Информационное обеспечение должно снабжать пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Система должна иметь возможность распределенного хранения и обработки информации, накопления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользователям автоматизированного, санкционированного доступа к информации, одноразового ее ввода и многократного, многоцелевого использования. Должна быть обеспечена информационная взаимосвязь как между задачами, решаемыми каждой функциональной подсистемой, так и с внешними уровнями. Внешними по отношению к АИС «Налог» являются не только предприятия, организации и физические лица, но и такие органы, как налоговая полиция РФ, финансовые органы, банки, таможенные органы и т.д. Информационное обеспечение автоматизированной системы налогообложения, как и любой другой системы организационного типа, состоит из внемашинного и внутримашинного. Внемашинное информационное обеспечение — это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы документации и документооборота, информационных потоков. Внутримашинное обеспечение — это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению специальным образом организованных массивов, баз данных и их информационных связей.
Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и вывдаются АИС для целей обеспечения деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д. Показатели содержатся в документах, являющихся наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации. В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения документов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами. Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируются:
а) по отношению к входу и выходу:
• входные (поступающие в
• выходные (исходящие из инспекции).
б) по срокам представления:
• регламентные — документы, для которых определен срок исполнения и представления.
К документам, выдаваемым по регламенту, можно отнести, например, отчеты «О поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджеты РФ», «О результатах контрольной работы налоговых инспекций», «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по платежам в бюджет» и другие статистические отчеты, составляемые в налоговых органах;
• нерегламентированные — документы, исполняемые по запросам.
в) по функциональным
• правовые и нормативно-
• документы исчисления и
• документы по контрольной
работе инспекции (
• другие виды документов.
Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов.
Важной составляющей внемашинного информационного обеспечения является система классификации и кодирования. В условиях функционирования АИС методы, способы кодирования, рациональная классификация номенклатур должны служить полному удовлетворению запросов пользователей, сокращению временных и трудовых затрат на заполнение документов и эффективному использованию вычислительной техники, так как позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. АИС «Налог» должна использовать единую систему классификации и кодирования информации, которая строится на основе применения:
а) общероссийских
• стран мира (ОКСМ);
• экономических районов (ОКЭР)
• объектов административно-
• органов государственного
• отраслей народного
• видов экономической
• валют (ОКБ);
• единиц измерений (СОЕЙ);
б) ведомственных
• форм собственности (КФС);
• организационно-правовых
• доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ);
• типовых банковских счетов (КБС);
• банков (КБ);
в) системных классификаторов:
• налогов и платежей (КНП);
• объектов налогообложения (
• налоговых льгот (КНЛ);
• типов льгот по налогам (КТНЛ);
• штрафных санкций (КШС);
• идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН);
• системы обозначения Государственных налоговых инспекций (СОГНИ).
Внутримашинное информационное обеспечение формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей системы налогообложения. Оно включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных, банков данных. По содержанию внутримашинное информационное обеспечение должно адекватно отражать реальную деятельность налоговых органов. Массивы, также как и содержащиеся в них данные, по степени устойчивости можно разделить на переменные и постоянные. Переменные содержат информацию, объем изменений в которой в течение года превышает 20 % годового объема. Массивы, содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными). В переменных массивах содержится информация: