Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:29, курсовая работа
Целью данной работы - исследовать сущность и значение инвестиционного налогового кредита.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи: во-первых, рассмотрены теоретические аспекты инвестиционного налогового кредита, во-вторых, проанализированы вопросы их практического использования.
Введение. 3
Глава 1. Краткая история налогового и инвестиционного налогового кредита РФ. 5
Глава 2. Инвестиционный налоговый кредит. 8
2.1. Понятие инвестиционного налогового кредита. 8
2.2. Условия редоставления инвестиционного налогового кредита. 8
2.3. Величина предоставляемого кредита. 8
2.4. Сроки и стоимость предоставляемого кредита. 9
2.5. Принятие решения о предоставлении кредита. 10
2.6. Прекращение действия инвестиционного налогового кредита. 11
2.7. Правовое регулирование инвестицонного налогового кредита. 11
Глава 3. Сравнительный анализ инвестиционного налогового кредита с другими формами изменения срока уплаты налога и сбора. 14
Заключение. 20
Список использованной литературы. 22
Приложение № 1. 23
Приложение № 2. 27
Налоговый кредит может быть предоставлен только в трех случаях, а именно:
-
если лицу причинен ущерб в
результате стихийного
-
если лицу задерживается
-
если в случае единовременной
выплаты сумм налога в
Основанием для отказа в предоставлении налогового кредита служили те же обстоятельства, которые исключают возможность предоставления заинтересованному лицу отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (они перечислены в п.1 ст.62 НК РФ).
В зависимости от того по какому основанию предоставлялся налоговый кредит на сумму задолженности подлежали начислению проценты. Как следует из п.5 ст.65 НК РФ проценты на сумму задолженности подлежали начислению только в том случае, если основанием для предоставления налогового кредита служила угроза банкротства лица. Размер процентов, начисляемых на сумму задолженности при предоставлении налогового кредита, в два раза превышал размер процентов, начисляемых при предоставлении отсрочки или рассрочки. В данном случае проценты на сумму задолженности начислялись исходя из ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей за период договора о налоговом кредите.
Еще одним отличием налогового кредита от отсрочки (рассрочки) является то, что налоговый кредит мог быть предоставлен заинтересованному лицу только при наличии обеспечения в виде залога или поручительства.
Как и при оформлении отсрочки (рассрочки), так и при предоставлении налогового кредита заинтересованному лицу необходимо было подать в уполномоченный орган соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих наличие у него оснований для предоставления налогового кредита. Подача и рассмотрение заявления заинтересованного лица о предоставлении налогового кредита, принятие по нему решения и вступление его в действие производится в порядке и сроки, установленные НК РФ применительно к отсрочке и рассрочке по уплате налога (п.4 ст.65 НК РФ).
Однако, в отличие от отсрочки или рассрочки для получения налогового кредита одного положительного решения уполномоченного органа недостаточно. При предоставлении налогового кредита Налоговый кодекс требует обязательного заключения между заинтересованным лицом и уполномоченным органом договора, составленного по установленной форме. Форма такого договора разрабатывалась и утверждалась непосредственно самим уполномоченным органом. Так, в случае предоставления налогового кредита Министерством финансов РФ, соответствующий договор заключается по форме, приведенной в Приложении N 2 к Приказу Минфину от 30.09.99 N 64н [10].
Договор
о налоговом кредите должен предусматривать
следующие существенные условия: сумму
задолженности (с указанием на налог,
по уплате которого предоставлен налоговый
кредит), срок действия договора, начисляемые
на сумму задолженности проценты,
порядок погашения суммы
Действие налогового кредита прекращалось по истечении срока действия соответствующего договора. В то же время, в установленных законом случаях договор о налоговом кредите мог прекратить свое действие и до истечения срока, на который он был заключен. В соответствии с п.2 и п.7 ст.68 НК РФ действие договора о налоговом кредите прекращался досрочно в следующих случаях: в случае досрочной уплаты налогоплательщиком суммы налогового кредита и соответствующих процентов до истечения установленного договором срока, по соглашению сторон или по решению суда. Следует отметить, что в аналогичном порядке прекращает действовать и инвестиционный налоговый кредит.
В целом же, анализируя положения Налогового кодекса РФ о формах изменения срока уплаты налога (сбора) можно сделать вывод, что налоговый кредит имеет много общего с отсрочкой и рассрочкой. Но сложная процедура получения налогового кредита, необходимость его обеспечения, а также повышенный размер процентов, по сравнению с отсрочкой (рассрочкой) делал его формой изменения срока уплаты налога (сбора), которая на практике большого распространения не получит.
В отличии рассмотренных выше форм изменения срока уплаты налога (сбора) инвестиционный налоговый кредит из федеральных налогов может быть предоставлен только по одному - налогу на прибыль (доход) организации. Что касается региональных и местных налогов, то здесь ограничений не существует, и инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по любому из них. Срок, на который может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, составляет от 1 года до 5 лет (п.1 ст.66 НК РФ).
Еще
одна важная особенность инвестиционного
налогового кредита - это обязательное
начисление процентов на сумму кредита
независимо от того по какому основанию
он предоставлен. Проценты на сумму
кредита устанавливаются в
Также как и налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации только при условии заключения с ней договора о залоге имущества или оформлении поручительства. Без такого обеспечения инвестиционный налоговый кредит предоставлен быть не может.
Как и налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу на основании его заявления и оформляется договором установленной формы между уполномоченным органом и заинтересованной организацией (Приложение 1).
В заключении хотелось бы обратить внимание на еще один момент, касающийся предоставления инвестиционного налогового кредита. Согласно п.7 ст.67 НК РФ законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.
Основой законодательных актов в сфере налогов является Налоговый кодекс РФ. В Налоговом законодательстве существует три вида изменения срока уплаты налога и сбора, одним из них является инвестиционный налоговый кредит.
Инвестиционный
налоговый кредит – изменение
срока уплаты налога, при котором
организации при наличии
Инвестиционный налоговый кредит призван стимулировать развитие предприятий. Налоговые льготы на сумму, которую предприятие намерено потратить на модернизацию или создание нематериальных активов, например создание рабочих мест для инвалидов, защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, технического переоборудования т.д.
Инвестиционный налоговый кредит хорошая помощь налогоплательщику, оказавшемуся в неблагоприятной финансовой ситуации, с тем, чтобы избавить его от текущих налоговых платежей и спасти от угрозы банкротства. В результате обеспечивается выживаемость предприятия, и тем самым появляется возможность получения с него налоговых платежей в будущем.
Следует отметить небольшую нагрузку для предприятий по процентным платежам по налоговому кредиту (по обычному налоговому кредиту процентная ставка либо не начислялась вообще, либо начислялась в пределах ½ ставки ЦБ, а по инвестиционному налоговому кредиту не превышает ¾ ставки ЦБ). Вряд ли существует другой столь дешевый источник средств для организации.
К сожалению, для получения инвестиционного налогового кредита необходимо предоставить внушительный перечь документов, при отсутствии хоть одного заявление не будет принято к рассмотрению. Поэтому для оформления документов организации приходиться искать и нанимать специального специалиста для подготовки документов.
При предоставлении инвестиционного налогового кредита служащие финансовых ведомств не слишком связаны требованиями законов: в НК сказано «может быть предоставлен». Но это положение совсем даже не означает, что решение выносится произвольно. В случае если у финансового органа была возможность предоставить инвестиционный налоговый кредит (есть неизрасходованный лимит бюджетных кредитов), то налогоплательщик имел законный интерес в использовании этого средства изменения срока уплаты налога. И при выполнении организацией всех законно установленных условий финансовый орган должен удовлетворить заявление предприятия. Полагаю, что отказ в предоставлении инвестиционного налогового кредита может быть в данном случае обжалован в арбитражный суд. А на практике в редком случае фирма готова пойти в суд.
Инвестиционный
налоговый кредит является хорошим
стимулятором для развития предприятий.
Важной особенностью инвестиционного
налогового кредита является начисление
процентов.
Основная литература:
1. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ред. от 05.03.2009 года).
2. ЗАКОН РФ от 20.12.91 N 2071-1 "Об инвестиционном налоговом кредите".
3. ЗАКОН РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
4. ЗАКОН Санкт-Петербурга от 12.07.02 № 316-28 «Об инвестиционном налоговом кредите»
5. ПРИКАЗ ФНС от 04.10.2006 N САЭ-3-19/654@ «Об утверждении Порядка рассмотрения Федеральной налоговой службой заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов».
6. ПРИКАЗ ФНС от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ «Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов».
7. ПРИКАЗ ФНС от 13.07.2005 № САЭ-3-19/329 «Об утверждении порядка рассмотрения Федеральной налоговой службой заявления о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, а также пени».
8. ПРИКАЗ ФНС от 21.11.2006 № САЭ-3-19/798@ «Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов».
9. ПРИКАЗ ФНС РФ от 29.11.2005 г. № САЭ-3-19/622@ «Об утверждении форм договоров об инвестиционном налоговом кредите».
10. ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.09.1999 № 64н «Об утверждении порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет».
11. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.09.99 N 1002.
Дополнительная литература:
12. Корнева Е.А., Ткачев В.Н. Правовое регулирование полномочий налоговых органов: комментарий законодательства для налоговика и налогоплательщика: учеб. пособие. М.: Городец, 2007.
Интернет-ресурсы:
Приложение 1
ДОГОВОР О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО НАЛОГОВОГО КРЕДИТА
“___” _________________ г.