Информационное обеспечение налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 09:35, курс лекций

Описание работы

Государственная налоговая служба (Госналогслужба, ГНС) была создана в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 г. № 76 «О Государственной налоговой службе СССР». Ее правовой статус был определен Законом СССР от 21 мая 1990 г. «О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций». 21 марта 1991 г. был принят Закон РСФСР № 943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР».
Государственная налоговая служба Российской Федерации имеет инспекции по субъектам федерации и по городам и районам, включая районы в городах.

Содержание

Тема 1. Организация налоговой службы РФ
1. Правовой статус НС
2. Структура НС
3. Задачи и функции НС
Контрольные вопросы
Тема 2. Информационные технологии в НС
1. Необходимость автоматизированной информационной системы (АИС) в НС
2. Объекты автоматизации в НС
3. Направления автоматизации
4. Принципы автоматизации НС
Контрольные вопросы
Тема 3. Информационные потоки в НС
1. Структуры, взаимодействующие с НС
2. Входящая информация
3. Информация, циркулирующая внутри НС
Контрольные вопросы
Тема 4. Организация АИС НС
1. Принципы создания АИС НС
2. Информационное обеспечение АИС
3. Техническое обеспечение АИС НС
4. Инструментальное обеспечение АИС НС
5. Архитектура АИС НС
Контрольные вопросы
Тема 5. Электронное хранилище данных
1. Понятие о Едином государственном реестре налогоплательщиков
2. Характеристика данных ЕГРН
3. Система управления реестром
4. Состав информации в хранилище
Контрольные вопросы
Тема 7. Модель работы районной налоговой инспекции
1. Задачи, стоящие перед районной налоговой инспекцией
3. Учет и регистрация налогоплательщиков
3. Прием налоговых документов
4. Проведение документальных проверок
5. Контроль, хранение и обработка информации
Контрольные вопросы
Тема 8. Автоматизированные рабочие места внутри налоговой инспекции
1. Подсистема учета налогоплательщиков
2. Подсистема камеральной проверки
3. Подсистема ведения лицевых карточек предприятий
4. Подсистема анализа состояния предприятий
5. Подсистема для обработки документов физических лиц
6. Информационно-поисковая подсистема нормативно-правовых документов
Контрольные вопросы
Приложение № 1
Состав показателей баз данных единого государственного реестра налогоплательщиков
Раздел 1. Российские организации
Раздел 2. Иностранные организации
Раздел 3. Физические лица

Работа содержит 1 файл

lektsii.doc

— 576.50 Кб (Скачать)

Результатами автоматизации  являются не только принципиально новые возможности для решения задач, стоящих перед налоговой службой, но и изменения в характере труда специалистов в сторону его интеллектуализации, освобождения от рутинных операций. Внедряемые информационные технологии призваны реализовать принцип: «Нужную информацию нужному сотруднику в нужное время».

Децентрализованный сбор и обработка информации (на рабочем  месте сотрудника) позволят повысить полноту, точность и актуальность готовящихся  документов, увеличить скорость их подготовки. Производительность труда на рутинных операциях увеличивается в несколько раз за счет применения на автоматизированных рабочих местах (АРМ) специального программного обеспечения.

 

4. Принципы автоматизации НС

 

Основными принципами автоматизации налоговой службы являются:

  • комплексность и системность автоматизации, ее подчиненность решению задач, стоящих перед налоговой службой в настоящее время и на перспективу;
  • активность в обеспечении информационных потребностей пользователей;
  • поэтапность и преемственность в проведении автоматизации;
  • накопление информации в банках данных в местах ее использования;
  • совместимость общесистемных банков данных по входу, выходу и базовым задачам;
  • предоставление пользователю удобного, автоматизированного доступа к информации в пределах установленной компетенции;
  • одноразовый ввод информации и многократное, многоцелевое ее использование;
  • интеллектуализация обработки информации;
  • обеспечение требуемой конфиденциальности информации.

 

Контрольные вопросы

  1. 1.    На каком направлении автоматизация приносит наибольшую пользу?
  2. 2.    Как вы понимаете поэтапность и преемственность автоматизации НС?
  3. 3.    Какие сложности существуют в применении ИНН?

 

Тема 3. Информационные потоки в нс

 

1. Структуры, взаимодействующие с НС.

2. Входящая информация.

3. Информация, циркулирующая внутри НС.

 

1. Структуры, взаимодействующие с НС

 

Работа налоговой службы осуществляется в тесном взаимодействии со следующими органами:

Юридические лица (уставные данные, квартальные отчеты, доходы физических лиц, расчеты по формам). Используется пакет по налогообложению юридических лиц (Rnal).

Физические  лица (декларация о доходах). Правительством РФ принят Федеральный закон №180 «О внесении изменений в статью 80 1 части Налогового кодекса РФ» 28.12.01г., в соответствии с которым допускается представление деклараций налогоплательщиков в электронном виде. Принят также закон об электронной подписи.

Директивные органы (нормативно-инструктивные материалы).

Пенсионный  фонд России. В рамках взаимодействия с внебюджетными фондами МНС России с ПФР 04.02.02 утвержден «Порядок обмена информацией между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда». Основными направлениями автоматизации процесса обмена информацией является: передача электронных платежных документов; выгрузка данных входящих в состав ЕГРН в электронном виде; выгрузка данных налоговой отчетности по ЕСН; Получение в электронном виде от ПФР сведений о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов

Казначейство. В связи с переходом органов федерального казначейства на единый счет по учету доходов и средств федерального бюджета (ЕКС) ликвидируется бумажный документооборот платежных поручений между казначейством и учреждениями Банка России. Структура и формат данных из расчетных документов, прилагаемых  к выписке учреждения банка утвержден Приказом Минфина России и МНС России от  25.06.01  № 47н №БГ-3-14/192. С помощью программы «Фонды» существует возможность формирование среза данных по кодам бюджетной классификации на основании информации получаемой от органов федерального казначейства. Необходимо отметить, что программа является универсальной, т.е. может быть использована как на уровне УМНС, так и ИМНС.

Банк России. Организация взаимодействия с Банком России основана на  "Соглашении об обмене сведениями ограниченного распространения между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Центральным банком Российской Федерации" от 11.04.02. На первом этапе стороны обмениваются следующей информацией:  о кредитных организациях, к которым применена мера воздействия в виде ограничения на осуществление расчетов по поручению ЮЛ в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней; о действующих кредитных организациях, имеющих картотеку неоплаченных платежных документов клиентов по перечислению средств в бюджеты всех уровней из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах длительностью 3 и более дней.

Органы статистики (общеэкономическая информация).

Лицензионная  палата (лицензии).

Федеральная пограничная  служба России. Работы по автоматизации обмена информацией между налоговыми органами и органами ФПС России ведутся в соответствии с Приказом ФПС России и МНС России от 25.12.2000г. № 680/БГ-3-34/455 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам», Приказом МНС России от 25.05.2001г. № БГ-3-30/165 «О порядке и сроках разработки программного обеспечения обмена информацией с ФПС России о перемещении товаров через Государственную границу». Для органов пограничного контроля ФПС России ГНИВЦ МНС России  разработал программные средства «Карточка ПС-пост» и «Карточка ПС-часть», позволяющие формировать файлы с информацией из Карточек учета пропуска товаров и транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации для  последующей передачи налоговым органам.

Государственный таможенный комитет. Информационный обмен между МНС России и ГТК России ведется в целях усиления налогового контроля за возмещением НДС в отношении товаров помещенных под таможенный режим экспорта, а также усиления таможенного контроля за вывозом данных товаров. В качестве основы для взаимодействия является «Соглашение Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета Российской Федерации по взаимному информационному обмену» от 08.06.2000 г. № БГ-15-11/1222 //01-11/15581. В качестве информации поступающей из ГТК России на регулярной основе является: информации из ГТД; информации из паспортов сделок; данных о поступлении на счета налогоплательщиков-участников ВЭД выручки от экспорта товаров в счет исполнения обязательств по внешнеторговым договорам.

Регистрирующие  органы. Налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса (часть первая) обязаны осуществляют прием сведений от органов, осуществляющих регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физических лиц, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним. В качестве основы для автоматизации процесса представления информации в МНС России был выпущен Приказ 28.11.2000 № БГ-3-14 / 410 включающий структуру и форматы текстовых файлов информации, поступающей в налоговые органы  от организаций и учреждений, осуществляющих учет и регистрацию. В 2002 году МНС России проводит подготовительные мероприятия по заключению соглашений между МНС России и МВД России для получения информации о зарегистрированных транспортных средствах, а также между МНС России и Минюстом  России о регистрации прав на недвижимое имущество.

Отделы ЗАГС (факты  рождения, смерти), Бюро технической инвентаризации (сведения по имуществу физических лиц), ГИБДД (сведения о владельцах транспортных средств).

Федеральной службой  земельного кадастра России (Росземкадастр). В связи с изменением земельного законодательства и соответственно принятием законов о земельном налоге и налоге на недвижимость  актуальным направлением является организация обмена информацией в электронном виде с Росземкадастром.

В настоящее время  разработаны тезисы российско-шведского  трехлетнего проекта "Создание единой информационной инфраструктуры взаимодействия органов государственного учета недвижимости, государственной регистрации прав и налогообложения". Основные участники этого проекта Росземкадастр, Министерство юстиции и МНС России.

Взаимодействие  со странами Евроазиатского сотрудничества и стран СНГ. На III совместном заседании Совета руководителей налоговых и Совета руководителей таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС (Россия, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргыская республика, Республика Таджикистан), прошедшем 22 февраля 2002 г., создана Межведомственная рабочая группа по координации информационного взаимодействия по внешнеторговым операциям между налоговыми и таможенными службами государств-членов ЕврАзЭС. На XI заседании СРНС, прошедшем 22 февраля 2002 года, утверждены План-график организации информационного обмена между налоговыми службами государствами-членами ЕврАзЭС, Требования к составу и структуре информации, передаваемой в электронном виде, о доходах физических лиц.. Требования к составу и структуре информации, о юридических лицах, имеющих в уставных фондах (капиталах) инвестиции юридических лиц направлены налоговым службам Сторон для доработки.

Обмен информацией между налоговыми службами в соответствии с утвержденными  Требованиями предполагает их осуществление в режиме электронной почты «письмами с вложением», с использованием специализированных абонентских пунктов, сформированных в центральных аппаратах налоговых служб государств-членов ЕврАзЭС.

Абонентский пункт реализуется  на базе персонального компьютера (от Pentium 200 c ОС Windows 95/98/2000), подключенного к электронной почте, и ПО «АП DiPost Crypto», использующего сертифицированное ФАПСИ средство криптографической защиты информации (СКЗИ) АП ЗЭП-Win, обеспечивающего шифрование информации и электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Установка, настройка  ПО «АП DiPost Crypto» и инструктаж операторов абонентских пунктов производится специалистами МНС России в центральных аппаратах налоговых служб государств-членов  ЕврАзЭС. Выделение персональных компьютеров под специализированные АП и подключение их к электронной почте возлагается на налоговые службы сторон.

С ноября 2001г. осуществляется опытная эксплуатация линии обмена конфиденциальной информацией «АП  ОКИ» МНС Республики Беларусь и «АП ОКИ» МНС России. На ближайший период намечено проведение экспериментального обмена информацией по юридическим лицам, имеющим инвестиции юридических лиц государств-членов ЕврАзЭС, с Республикой Беларусь и Кыргыской Республикой на магнитных носителях. При взаимодействии с Республикой Казахстан планируется использование современного формата XML

 

 

 

2. Входящая информация

 

Вся поступающая  в налоговые инспекции информация делится на следующие потоки:

  • сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории;
  • информация о поступлении и возврате налогов и других платежей;
  • сведения о доходах, полученных всеми находящимися на данной территории плательщиками;
  • информация, необходимая для организации работы налоговой инспекции.

 

3. Информация, циркулирующая внутри НС

 

Внутри территориальной  налоговой инспекции циркулируют  следующие потоки данных:

1) входящая информация по физическим лицам:

  • заявление на регистрацию;
  • прочие заявления, письма и жалобы граждан;
  • акт обследования (опроса);
  • декларация о совокупном денежном доходе;
  • акт проверки расчета налога с владельцев строений и земельного налога;
  • сведения о суммах доходов, выплаченных гражданину за год не по месту основной работы;
  • сведения об авторских вознаграждениях;

2) входящая информация по юридическим лицам:

  • устав и учредительный договор;
  • свидетельство о регистрации;
  • номер и дата регистрации в налоговой инспекции;
  • источники формирования уставного фонда;
  • баланс и приложения к нему;
  • информация по авансовым платежам;
  • письма, исковые заявления;
  • акты проверок плательщиков налоговыми органами;
  • налоговые расчеты и акты проверок налоговой полиции;
  • справка о внесении в госреестр предприятий, организаций;
  • лицензия на право ведения той или иной деятельности;
  • докладная записка на штрафы;

3) входящая информация из банковских учреждений:

  • мемориальные ордера и уведомления;
  • платежные поручения, выписки, инкассовые поручения;
  • платежные извещения;
  • отчет о кассовом исполнении бюджета;
  • сведения о вновь открываемых расчетных и бюджетных счетах;
  • сведения о финансовых операциях;

4) входящая информация из директивных органов:

  • решения, постановления, приказы, распоряжения;
  • письма, телеграммы, разъяснения, запросы, инструкции;

5) информация по оперативно-бухгалтерскому учету:

  • реестр поступлений, акты сверки расчетов с налогоплательщиками и акты сверки поступлений по городскому бюджету;
  • отчеты, заключения;
  • инкассовые поручения и реестр к ним;

6) информация по камеральным проверкам:

  • отчеты и расчеты по налогам и платежам;
  • распределение доначисленных сумм;
  • финансовые санкции и их распределение;
  • справки о представлении деклараций;
  • платежные извещения населению;

7) информация по ревизиям:

  • акты ревизий;
  • акты проверок правильности взимания госпошлины и подоходного налога с граждан;
  • протоколы, постановления по делам об административных нарушениях;
  • предписания о приостановлении операций по счетам в финансово-кредитных учреждениях;

Информация о работе Информационное обеспечение налоговых органов