Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в исследовании основ формирования налоговой системы как регулятора экономики через призму тенденций и закономерностей и в выявлении влияния на современное состояние российской экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи задач:
- определить общие характеристики понятия налоговая система как экономической категории, охарактеризовать ее задачи, функции и структуру;
- сформулировать принципы налогообложения;
- выявить роль налоговой системы в экономике РФ;
- рассмотреть налоговое планирование;
- рассмотреть статистику собираемости налогов.
Если
взять эти базовые принципы налогообложения
за основу, то мы увидим, что для проводимой
в настоящее время в Российской
Федерации налоговой реформы
главным является достижение оптимального
соотношения между
1.3
Обзор экономической литературы
В проекте Налогового кодекса Российской Федерации записано: “Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства”.[1]
Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами. Первый – полнота выявления источников доходов в целях обложения их налогом; второй – минимизация расходов по взиманию налогов. Эффективность определяется как чистый доход государства от налогов, т.е. как разница между валовым доходом и издержками взимания.
Приведенное
выше определение раскрывает и структуру
налоговой системы. В большинстве
стран мира с федеральным государственным
устройством принята
Для успешного функционирования налоговой системы государства необходимо постоянно совершенствовать законодательную технику в соответствующей области.[8]
Современная
налоговая система России сложилась
в основном на рубеже 1991-1992 гг., в
период кардинальных экономических
преобразований и перехода к рыночным
отношениям. Отставание опыта правового
регулирования реальных налоговых
отношений, сжатые сроки, отпущенные на
разработку законодательства, экономический
и социальный кризис в стране –
все это непосредственно
В настоящее время одним из главных препятствий на пути развития экономики и предпринимательства является несовершенство налоговой системы России. Она формировалась в условиях спада производства и инфляции, имеет ярко выраженный фискальный интерес, и роль регулирующей функции в ней значительно принижена.
Важнейшим
принципом налоговой системы
должен быть приоритет производства
над интересами бюджета. Однако налоговая
политика правительства постоянно
вытесняет капиталы из производственного
сектора и не позволяет развиться
нормальному инвестиционному
2.1 Роль
налогов в экономике РФ
Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение
налогов является одним из экономических
методов управления и обеспечения
взаимосвязи
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоги
олицетворяют собой ту часть совокупности
финансовых отношений, которая связана
с формированием денежных доходов
государства (бюджета и внебюджетных
фондов), необходимых ему для выполнения
соответствующих функций –
В
общественном производстве участвуют
хозяйствующие субъекты (предприятия,
фирмы и пр.), наемные работники
и государство. Их первичные доходы
образуются в сфере производства
товаров и услуг и составляют
стоимость созданного в стране валового
внутреннего продукта (ВВП). ВВП включает
оплату труда и социальные отчисления,
валовую прибыль, включая предпринимательский
доход и амортизационные
Оплата
труда образует первичные доходы
наемных работников; валовая прибыль
составляет первичные доходы хозяйствующих
субъектов; остальное формирует
доходы государства как собственника
природных ресурсов, регулятора национальной
экономики и условий
В
результате дальнейшего перераспределения
– через налогообложение
Вообще
оптимальность налоговой
Налогообложение
имеет свои пределы. Под налоговым
пределом обычно понимают достижение
такой доли ВВП, перераспределяемой
через государственный бюджет, при
которой ее дальнейшее увеличение влечет
за собой резкое обострение экономических
и социальных противоречий. Оно может
проявляться в открытых политических
конфликтах и волнениях, вызванных
налоговой реформой, неподчинении налоговым
властям, в бегстве от уплаты налоговых
обязательств, переливе капитала из национальной
экономики за границу, переселении
населения в другие районы по налоговым
соображениям и т.п. Однако в условиях
чрезвычайных обстоятельств (войны) уровень
налогового предела значительно
повышается.
2.2
Налоговое планирование
Налоговое планирование – это использование физическими и юридическими лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующих законов. В его основе лежит полное использование всех разрешенных законами льгот и возможностей, предоставляемых государственными регулирующими органами.
Следует
различать налоговое
Минимизация налоговых платежей может быть проведена по нескольким направлениям.
Первое направление - это выбор оптимальной организационно-правовой формы юридического лица с точки зрения налогообложения.
Во всем мире компании, несущие неограниченную ответственность по своим обязательствам, платят меньше налогов, чем фирмы с ограниченной ответственностью. Регистрация фирмы в виде полного товарищества избавляет от двойного налогообложения прибыли и дает ряд льгот по местным налогам, налогу на имущество и НДС.
В ряде стран налоговые льготы предоставляются на дивиденды, получаемые фирмой от ее участия в капитале других компаний; это стимулирует формальное разукрупнение фирм и образование финансовых групп.
В
нашей стране есть возможность получать
налоговые льготы, пользуясь статусом
малых и средних предприятий,
недавно созданных компаний, предприятий
по производству, переработке и реализации
сельскохозяйственной продукции. В
ряде случаев целесообразно оформить
предпринимательскую
Второе направление - это выбор места для размещения и/или регистрации фирмы с точки зрения уровня налогообложения. Во многих странах в отдельных провинциях, штатах, областях существуют значительные постоянные налоговые льготы. Такие льготы являются широко распространенным средством государственного регулирования экономики в целях сглаживания региональных хозяйственных диспропорций.
Все
большее развитие во всем мире получают
различного рода свободные экономические
зоны, где иностранные и
Созданием компаний в оффшорных зонах в первую очередь, занимаются финансовые группы, активно участвующие в торговле, транспорте, движении капитала в мировом масштабе.
Третье
направление – тщательное исследование
и использование действующих
налоговых льгот, связанных с
производственной, коммерческой и финансовой
деятельностью фирмы. Это могут
быть правила ускоренной амортизации
основного капитала, льготы за использование
новейшей техники и технологии, производственное
обучение молодежи и пр. Особые возможности
экономии на налогах имеются у
фирм, занимающихся внешнеэкономической
деятельностью. Государства предоставляют
своим экспортерам различные
налоговые льготы, например, возвращают
НДС, стимулируют участие в
В
России также существуют возможности
использования льгот по уменьшению
базы налогообложения и налоговых
ставок. Сюда относятся льготы по ускоренной
амортизации основного