Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в исследовании основ формирования налоговой системы как регулятора экономики через призму тенденций и закономерностей и в выявлении влияния на современное состояние российской экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи задач:
- определить общие характеристики понятия налоговая система как экономической категории, охарактеризовать ее задачи, функции и структуру;
- сформулировать принципы налогообложения;
- выявить роль налоговой системы в экономике РФ;
- рассмотреть налоговое планирование;
- рассмотреть статистику собираемости налогов.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной курсовой работы тем, что среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Цель данной курсовой работы состоит в исследовании основ формирования налоговой системы как регулятора экономики через призму тенденций и закономерностей и в выявлении влияния на современное состояние российской экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи задач:
- определить общие характеристики понятия налоговая система как экономической категории, охарактеризовать ее задачи, функции и структуру;
- сформулировать принципы налогообложения;
- выявить роль налоговой системы в экономике РФ;
- рассмотреть налоговое планирование;
-
рассмотреть статистику собираемости
налогов.
1
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ,
1.1
Понятие налоговой системы
Налоги, как известно, являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли вместе с государством.
Действовавшая ранее ст.2 Закона «Об основах налоговой системы» устанавливала следующее определение: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налогов), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Однако оно не включало ряд важных составляющих, характеризующих любую налоговую систему, а именно:
- систему налоговых органов;
- систему и принципы налогового законодательства;
- принципы налоговой политики;
- порядок распределения налогов по бюджетам;
- формы и методы налогового контроля;
- порядок и условия налогового производства;
- подход к решению проблемы международного двойного налогообложения и др.
Поэтому
можно согласиться с мнением
С. Пепеляева, определяющим налоговую
систему как взаимосвязанную
совокупность действующих в данный
момент в конкретном государстве
существенных условий налогообложения.
Налоговая система
К экономическим показателям в первую очередь относится налоговый гнет. Другим экономическим показателем служит соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. В высокоразвитых странах, экспортирующих в основном готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны, а основные поступления в бюджет осуществляются за счет налогообложения торговли внутри страны.
В менее развитых странах за счет таможенных пошлин на экспортируемое сырье велика доля доходов от внешнеэкономической деятельности. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в высокоразвитых европейских странах составляет 1:1, в современной России, в экспорте которой преобладает сырье, -2:1.
Для характеристики налоговой системы используется также соотношение прямого и косвенного налогообложений. Данное соотношение зависит от уровня развития страны, поскольку сбор косвенных налогов не требует развития налогового аппарата и изощренной системы расчетов. Структура прямых налогов также выступает в качестве экономического показателя налоговой системы.
Одной
из наиболее важных политико-правовых
характеристик организации
Задачи
налоговой системы –
Главная
функция налоговой системы –
фискальная (формирование доходной части
государственного бюджета). Прочие функции
– ослабление дифференциации общества
по доходам; воздействие на структуру
и объем производства через механизм
спроса и предложения; стимулирование
научно-технического прогресса; регулирование
внешнеэкономической
Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами. Первый – полнота выявления источников доходов в целях обложения их налогом; второй – минимизация расходов по взиманию налогов. Эффективность определяется как чистый доход государства от налогов, т.е. как разница между валовым доходом и издержками взимания.
Приведенное
выше определение раскрывает и структуру
налоговой системы. В большинстве
стран мира с федеральным государственным
устройством принята
Структура налоговой системы включает и органы, обеспечивающие ее функционирование. Общее управление налоговой системой осуществляют Федеральное собрание и Президент страны как законодательный орган власти, утверждающий основные акты налогового законодательства; правительство страны как исполнительный орган, разрабатывающий и принимающий подзаконные акты по налоговым вопросам.
Государственная налоговая служба осуществляет методологическое руководство и контроль за соблюдением налогового законодательства, в том числе за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов. Она построена по принципу многоуровневой иерархической организации. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.
Современная налоговая система регулируется высшим законом страны – Конституцией РФ, в соответствии с которой к компетенции Федерального собрания и представительных органов субъектов Федерации относятся общие функции налогообложения. Общая система налогов, принципы ее построения устанавливаются федеральным законом. Президент страны обладает правом вносить законопроекты в Государственную Думу. После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом законопроекты превращаются в законы и с этого момента подлежат исполнению.
Для
успешного функционирования налоговой
системы государства необходимо
постоянно совершенствовать законодательную
технику в соответствующей
1.2
Принципы налогообложения
Поскольку
налог – одна из наиболее древних
экономических категорий, постольку
и принципы налогообложения
Многовековой
налоговый опыт человечества подсказал
главный принцип
Впервые
основные принципы налогообложения
систематизированно изложил А.Смит,
они и сегодня являются основой
налоговой системы любой
Кроме этих ставших уже классическими норм, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов. Среди них выделим следующие:
1) запрет на введение налога без закона;
2)
запрет двойного взимания
3)
запрет налогообложения
4)
запрет необоснованной
Первый
принцип (запрет) чрезвычайно прост:
он запрещает государственной
Следующий принцип (запрет) имеет дело с ситуацией, когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза . Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системы налогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни власти в одном и том же государстве пользуются расширенными (пересекающимися) налоговыми правами.
Важнейшее
значение имеет принцип (запрет) привлекать
к налогообложению базовые
Наконец,
последний запрет касается в основном
международных отношений и
Таким образом, восемь основополагающих принципов налогообложения во всех ведущих развитых странах мира соблюдаются уже на протяжении многих десятилетий. Конечно, нельзя отрицать, что в отдельных странах и в отдельные критические периоды власти - вынужденно или произвольно - отходили от этих принципов и даже прямо их нарушали. Но такие отклонения носили подчеркнуто временный, преходящий характер, и с прекращением таких особых условий власти обычно без промедления восстанавливали прежние порядки.
Таким
образом, для обеспечения стабильного
развития всякая страна должна учитывать
и строго соблюдать все