Формы и методы налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:09, контрольная работа

Описание работы

В данное время в Российской Федерации основными органами занимающимися непосредственно налоговым контролем остаются: Министерство по налогам и сборам и Федеральная полиция по налогам и сборам. Согласно статье 3 Федерального закона «О налоговых органах Российской Федерации» Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов сборов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…………………………………..3
I. Понятие, основные элементы и виды налогового контроля…………………….………3
II. Методы и формы налогового контроля………………………………..…………..…….6
III. Понятие, основные элементы и виды налогового учета…………………………..…...7
IV. Порядок проведения налогового учета организаций и
физических лиц……………………………………………………………………...…..……9
V. Налоговые проверки: понятие, виды и общие правила
проведения налоговых проверок…………………..…………………………..……….…..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..….……….…………….…..12
Список используемой литературы…………………...……………………..……………...13

Работа содержит 1 файл

Формы и методы налогового контроль КР.docx

— 36.63 Кб (Скачать)

2. Объекты  налогового учета;

3. Основания  налогового учета;

4. Место  постановки на налоговый учет;

5. Порядок  и сроки постановки на учет, переучет и снятие с учета;

6. Порядок  ведения Единого государственного  реестра налогоплательщиков.

 

      
IV. Порядок проведения  налогового учета  организаций и  физических лиц

     Порядок проведения налогового учета – это  установленная налоговым законодательством  последовательность действий налоговых  органов по осуществлению регистрации, перерегистрации или снятии с  регистрации лиц (организаций и  физических лиц), подлежащих налоговому учету, а также деятельность налоговых  органов по ведению Единого государственного реестра налогоплательщиков. 
Порядок проведения налогового учета включает:

     1) порядок постановки на налоговый  учет;

     2) порядок налогового переучета;

     3) порядок снятия с налогового  учета.

     Порядок проведения налогового учета включает в себя определение места осуществления  налогового учета; сроков осуществления  налогового учета; перечня и форм документов, представляемых для налогового учета; прав, обязанностей и последовательность действий уполномоченных органов и  лиц (организаций и физических лиц), подлежащих налоговому учету.

     Согласно  п. 2 ст. 83 НК РФ постановка на учет в  налоговом органе в качестве налогоплательщика  организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия  обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает  возникновение по уплате конкретного  налога. Организации и индивидуальные предприниматели (физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частных нотариусов, частных детективов и частных охранников) обязаны встать на учет в налоговые органы.

      
V. Налоговые проверки: понятие, виды  и общие правила  проведения налоговых  проверок

     Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления  налогового контроля.

     Налоговая проверка представляет собой совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными  органами с целью установления достоверности  и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и  других носителях информации. В ходе налоговых проверок осуществляется всестороннее изучение финансово-хозяйственных  операций организаций или физических лиц с объектами налогообложения.

       Поведение налоговых проверок всегда в определенной степени является «вторжением» в хозяйственную деятельность проверяемых организаций. В ходе реализации налоговыми органами своих контрольных полномочий возникает непосредственное взаимодействие или столкновение интересов представителя государства, которым является должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, - с одной стороны, и должностных лиц организции-налогоплательщика (или индивидуального предпринимателя) – с другой стороны. Поэтому для установления сбалансированности интересов обеих сторон в налоговом контрольном правоотношении необходимо было определить правовой статус сторон при проведении налоговых проверок, а также последовательность их действий, что и было установлено в Налоговом кодексе РФ. С правовой точки зрения установление в кодифицированном акте последовательности действий сторон с одновременным определением правового статуса участников этих действий может рассматриваться как придание процессуальной формы действиям сторон соответствующих контрольных правоотношений.

       Качество и эффективность проводимых налоговых проверок во многом зависят от тщательной подготовки и планирования. Организация контрольной деятельности и использование тех или иных методов и форм налогового контроля осуществляется на основе разрабатываемых планов и программ поведения мероприятий налогового контроля. Планирование является одним из основных базовых принципов осуществления налогового контроля уполномоченными органами. При этом существуют различные виды планов контрольной работы: годовые, перспективные, текущие и т.д. Планирование часто является первоначальным этапом контрольной работы, в ходе которого определяются задачи и цели налоговых проверок, осуществляется выбор объектов контроля, составляется перечень вопросов, подлежащих проверке, программа налоговых проверок, определяются сроки реализации контрольных мероприятий, а также исполнители.

     После определения указанных выше вопросов необходимо правильно организовать проведение самой налоговой проверки. В организацию налоговой проверки входят, прежде всего, тщательная подготовка к ней, определение целей, составление  программы, осуществление в установленном  порядке мероприятий налогового контроля, оформление материалов налоговой  проверки и принятие мер по выявлению  и предупреждению нарушений порядка  и сроков уплаты налогов и сборов.

     Результаты  проведения налоговых проверок оформляются  в виде итогового документа –  акта налоговой проверки, за достоверность  которого соответствующие должностные  лица несут персональную ответственность. Органы налогового контроля систематически анализируют итоги проводимых контрольных  мероприятий и обобщают практику своей работы. Кроме того, нижестоящие  налоговые органы представляют соответствующим вышестоящим налоговым органам отчеты о проведении мероприятий налогового контроля, результатах проведенных проверок и т.п. Отчет сопровождается выводами, рекомендациями и предложениями.

       В зависимости от различных критериев выделяются следующие виды налоговых проверок.

       В зависимости от характера  материала, на основе которого  проводятся налоговые проверки, они делятся на документальные, предполагающие проверку первичных  документов, и фактические налоговые  проверки, базирующиеся не только  на проверке документов, но и  на изучении фактического состояния  проверяемых объектов (наличие денежных  средств и материальных ценностей  в натуральном виде).

       В зависимости от объема налоговой  проверки и решаемых в ходе  нее задач различают тематические  и комплексные налоговые проверки. Тематические налоговые проверки  проводятся по определенному  кругу вопросов или одной теме  в отношении налогоплательщиков, они позволяют глубоко изучить  ту или иную проблему функционирования  организации-налогоплательщика, дать  сравнительный анализ состояния  дел по отдельным вопросам, выявить  и устранить типичные нарушения  и недостатки, обобщить практику  работы. Тематические проверки проводятся, как правило, по вопросам уплаты  только прямых или только косвенных  налогов, федеральных или региональных  и т.д. Комплексные налоговые  проверки охватывают всю совокупность  направлений деятельности организации  в налоговой сфере, используют  различные приемы, способы и методики  налогового контроля. Налоговые  проверки могут быть комплексными  и в силу состава контролирующих  органов, принимающих в них  участие. Обычно такие проверки  проводятся группами, в состав  которых входят специалисты различных  уполномоченных органов. Кроме  того, могут осуществляться сквозные  налоговые поверки, которые охватывают  все филиалы, представительства,  отделения и головную организацию,  в состав которой они входят.

       По степени охвата данных в  процессе налоговой проверки  различают сплошные налоговые  проверки, когда проверке подвергаются  все имеющиеся документы и  материальные ценности за ревизуемый  период, и выборочные налоговые  проверки, когда налоговому контролю  подвергается только определенная  часть документов.

       В зависимости от места проведения  проверки и глубины налоговой  проверки выделяют камеральные  и выездные налоговые проверки. камеральные налоговые проверки  проводятся по месту нахождения  налогового органа на основании  представленных налогоплательщиком  документов, а выездные налоговые  проверки проводятся по месту  фактического нахождения налогоплательщика,  налогового агента или плательщика  сборов с изучением документов, хранящихся у указанных лиц.

       В зависимости от включения  в план проведения проверок  бывают плановые и внеплановые  налоговые проверки (проверки, которые  проводятся при ликвидации или  реорганизации организаций-налогоплательщиков; повторные налоговые проверки, проводимые  вышестоящими налоговыми органами).

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя итог, можно сказать, что важнейшим  фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговой инспекции  является совершенствование действующих  процедур налогового контроля:

       > системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

       > использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

       > форм и методов налоговых проверок.

       Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

       Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:

       > увеличение количества совместных проверок с органами федеральной службы налоговой полиции;

       > повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах; 
> проведение перекрестных проверок;

       > использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм.

       Субъекты налогообложения обязаны вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса.

       По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и технические.  
Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

       Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

     Нормативные акты:

     1. Конституция Российской Федерации;

     2. Федеральный закон Российской  Федерации «О государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним»  от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ в ред.  Федеральных законов от 05.03.2001г.  № 20-ФЗ, от 12.04.2001г. № 36-ФЗ;

     3. Федеральный закон Российской  Федерации «О бухгалтерском учете»  от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ в ред.  Федерального закона от 23.07.1998г.  № 123-ФЗ;

     4. Федеральный закон Российской  Федерации «О налоговых органах  Российской Федерации» от 21 марта  1991г. в ред. Законов РФ от 24.06.1992г. № 3119-1, от 02.07.1992г. №  3181-1, от 25.02.1993г. № 4549-1, в ред.  Федеральных законов от 13.06.1996г.  № 67-ФЗ, от 16.11.1997г. № 144-ФЗ, от 08.07.1999г.  № 151-ФЗ, от 07.11.2000г. № 135-ФЗ, от 30.12.2001г.  № 196-ФЗ, с изменениями, внесенными  определением Конституционного  Суда РФ от 05.07.2001г. № 130-О;

Информация о работе Формы и методы налогового контроля