Финансовая и налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
I Финансовая и налоговая система в РФ………………………………………...5
1. Понятие налоговой системы…………………………………………………...5
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства……………………5
1.2 Правовое значение объекта налогообложения………………………....…..7
1.3 Принципы построения налоговой системы………………………………...9
2. Налоговая система Российской федерации
2.1 Структура налогообложения РФ………………………………………...…14
2.2 Основные налоги, взимаемые в России………………………………...….15
3. Финансовая система РФ, ее понятие и структура
3.1 Государственный бюджет………………………………………………...…22
3.2 Внебюджетные фонды………………………………………………………27
3.3 Государственный кредит…………………………………………………....33
3.4 Фонды страхования…………………………………………………….……38
3.5 Фондовый рынок…………………………………………………………….39
3.6 Финансы предприятий…………………………………………………...….43
II Практическая часть……………………………………....................................46
Заключение……………………………………………….…………….…….......62
Список использованной литературы…………………………….……………..66

Работа содержит 1 файл

Финансовая и налоговая система в РФ распечатать!!! (2).doc

— 354.00 Кб (Скачать)

3. Финансовая система РФ, её понятие и структура 

         3.1 Государственный бюджет

     Финансовые  отношения,  складывающиеся у государства с предприятиями,  организациями,  учреждениями  и  населением, называются бюджетными.  Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и,   во-вторых,  связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

     Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

     Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем,  что в руках  государства ежегодна, должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан,  решения оборонных задач,  покрытия общих издержек государственного управления.

     В процессе функционирования бюджетные  отношения получают соответствующее  им материально-вещественное воплощение; они  материализуются  (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

     Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного   бюджета.   По   экономической   сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного  хозяйства,  социально-культурных  мероприятий,  нужд обороны и государственного управления.  Благодаря бюджету государство  имеет  возможность  сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития [4,c31].

     Будучи  экономической формой существования  реальных, объективно обусловленных  распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

     -государственный  бюджет является особой экономической  формой перераспределительных отношений,  связанной с обособлением части  национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества  и  отдельных  его  государственно-территориальных формирований;

     -с  помощью бюджета происходит перераспределение  национального дохода, реже - национального  богатства между отраслями  народного  хозяйства,  территориями  страны,  сферами общественной деятельности;

     -пропорции   бюджетного  перераспределения   стоимости  в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного  воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

     -область  бюджетного распределения занимает  центральное место в составе  государственных финансов, что обусловлено  ключевым положением бюджета  по сравнению с другими звеньями.

     Взгляд  на бюджет как на экономическую категорию  не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей  стала точка зрения, согласно которой  государственный бюджет с позиций  экономической сущности может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.

     Сущность  государственного  бюджета  как  экономической категории реализуется  через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование  с  целью удовлетворения  общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно  финансовые ресурсы поступают  в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности  государственного  бюджета  как  экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

     Так, содержание  распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет.

     Сфера действия распределительной функции  определяется тем, что в отношения  с бюджетом вступают почти все  участники общественного  производства.  Основным  объектом  бюджетного перераспределения  является  чистый доход;  однако  это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

     Контрольная функция заключается в том, что  бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение  государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д.

     Основу  контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях  бюджетных поступлений и расходных  назначений.

     Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики  и социальной сферы. С его  помощью  государство,  осуществляя  перераспределение  национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить  своей  роли;  произойдет  лишь  изменение  методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений,  построение  принципиально  иного,  чем  прежде, бюджетного механизма.

     Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса.

     Создание  принципиально нового механизма  бюджетного финансирования науки, совершенствование  государственной  системы  подготовки  и переподготовки кадров,  использование  льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

     Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение.

 

      3.2 Внебюджетные фонды

     Важным  звеном государственных и муниципальных  финансов являются внебюджетные фонды  государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое  назначение. Порядок их образования  и использования регламентируется финансовым правом.

     Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают две важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

     Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники  формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

     Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

  • Запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • Формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
  • Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.

     Внебюджетные  фонды - форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых  общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

     Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь это выделение из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определённых целей.

     Целевые внебюджетные фонды предназначены  для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

     Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

     Специальные налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных  бюджетов. Средства бюджетов поступают  в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов [5,c246].

     Разнообразие  внебюджетных фондов обусловливает  сложные многоступенчатые связи  между этими фондами и другими  звеньями финансовой системы. Различают  односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

     При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

     При двусторонних связях денежный поток  движется между внебюджетными фондами  и другими звеньями финансовой системы

     В двух направлениях. Так фонды социального  страхования образуются не только за счёт страховых взносов, но и средств  центрального бюджета. Одновременно при  наличии активного сальдо они  приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

Информация о работе Финансовая и налоговая система РФ