Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 22:31, курсовая работа
Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать причины выбора акцизов в качестве налога на потребление.
2. Проанализировать особенности взимания акцизов в РФ.
3. Осуществить обзор российского законодательства.
Введение………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Акцизы, их сущность и роль в образовании доходов бюджетов РФ.
1.1 Сущность и роль акцизов в налоговой системе страны……………………….4 1.2 Теоретические основы взимания акцизов…………..…………………….........8
1.3 Становление и развитие акцизного обложения в РФ………………………….10
ГЛАВА 2. Анализ действующего механизма взимания акцизов
2.1 Оценка роли акцизов в доходах бюджетов различных уровней…………….13
2.2 Контроль налоговых органов за взиманием акцизов……………………….17
ГЛАВА3.Совершенствование системы взимания акцизов
3.1 Использование зарубежного опята в сфере налогообложения нефтепродуктов………………………………………………………………………………………………………19
3.2 Пути реформирования взимания акцизов в РФ………………………………24
3.3 Арбитражная практика по вопросам, связанным с проблемами взимания акциза…………………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы……………………………………………..….41
При этом предполагается, что будут установлены три ставки акциза:
• На
прямогонный бензин, а также на автомобильный
бензин и
дизельное топливо, не соответствующее
классам 3-5;
• На автомобильный бензин и дизельное топливо класса 3;
• На
автомобильный бензин и дизельное топливо
класса 4 и 5.
Следует отметить, что с учетом сроков,
в течение которых в соответствии с
указанным
техническим регламентом в
3. В 2011 году продолжится индексация специфических ставок акцизов на табачные изделия на 20 процентов по отношению к уровню 2010 года, а адвалорные ставки - на 0,5-процентных пунктах. Индексацию прочих специфических ставок акцизов (за исключением акцизов на моторное топливо) предполагается осуществлять пропорционально прогнозируемым темпам роста потребительских цен. При этом с учетом превышения уровня прогнозируемого индекса потребительских цен в 2009 - 2010 годах над прогнозом, использовавшимся при подготовке проекта закона о федеральном бюджете на 2008 — 2010 годы, предполагается осуществить соответствующую корректировку специфических ставок акцизов и на 2009 — 2010 годы. В совокупности ставки акцизов будут проиндексированы ежегодно на 10%.
4.
В соответствии с принятыми решениями
индексация ставок акцизов на нефтепродукты
на 2009 и 2010 годы в соответствии с прогнозируемой
инфляцией не производится. Однако уже
начиная с 2011 года предполагается осуществлять
индексацию ставок акцизов в части нефтепродуктов
темпами, соответствующими темпам ежегодной
инфляции.
3.3 Арбитражная практика по вопросам, связанным с проблемами взимания акциза.
Рассмотрим на примере случаи, в которых налоговый орган не согласен с процессом взимания акциза.
По мнению УМНС по г. Москва, изложенному в Письме от 24 апреля 2007 г. № 24-11/18850, поскольку действующие государственные стандарты (ГОСТы), регламентирующие производство моторных масел, содержат требования по упаковке (розливу, расфасовке) моторных масел в потребительскую тару, эта операция квалифицируется как часть процесса их производства. Следовательно, у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розлив (расфасовку) этой подакцизной продукции, возникает объект налогообложения, и в соответствии с п. 2 ст. 179 НК РФ они признаются плательщиками акцизов. Именно такая позиция налоговых органов послужила причиной спора, рассмотренного ФАС Уральского округа от 15 января 2007 года № Ф09-2871/02-АК. В Постановлении отмечено:
Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки деятельности ООО "Камский завод масел" за период с 2005 г. по август 2006 г. включительно налоговым органом было установлено, что в январе - августе 2006 г. общество закупало оптом моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, находящиеся в цистернах, и в дальнейшем реализовывало эти масла в емкостях меньшего размера (бочки, фляжки). По мнению налогового органа, истец осуществлял розлив подакцизных товаров, который согласно с ч. 3 ст. 182 НК РФ в целях налогообложения акцизами приравнивается к производству подакцизных товаров.
При рассмотрении настоящего спора суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии у истца обязанности по уплате акциза с операций по реализации потребителям расфасованных масел не собственного производства.
Между
тем, судом не учтено следующее.
Процесс производства масел моторных для дизельных двигателей регламентирован ГОСТом 12337-84, а их маркировка, упаковка, транспортировка и хранение - ГОСТом 1510-84.
В
соответствии с указанными государственными
стандартами процесс
При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом осуществлялась упаковка в потребительскую тару моторных масел, приобретенных у других производителей, при которой дополнительной обработки (доработки) продукции не производилось, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления акцизов с операций по реализации потребителям такой продукции"
Выводы:
Таким
образом, в соответствии с ГОСТами
розлив (расфасовка в меньшие емкости)
моторных масел не является составным
этапом процесса производства, а значит,
объект налогообложения акцизами не
возникает.
Пример:
Минфин поставил точку в затянувшемся споре о том, с каких именно вин акцизы могут взиматься по прежней ставке - 1,65 руб. за бутылку. Ранее Федеральная таможенная служба (ФТС) заявляла, что для сладких, полусладких и полусухих вин сбор должен быть увеличен почти в десять раз. Однако сейчас таможенники готовы отказаться от своих требований.
Как стало известно "Бизнесу", 13 марта 2007г. замминистра финансов Сергей Шаталов направил в ФТС письмо об определении натуральности вина и порядке взимания акцизов. В документе (копия имеется в распоряжении "Бизнеса") сказано, что "реализация и ввоз натурального вина, изготовленного с добавлением концентрированного виноградного сусла, облагается акцизом по ставке 2,2 руб. за литр (1,65 руб. за 0,75-литровую бутылку.- "Бизнес")".
Напомним,
что 24 января ФТС направила во все
региональные таможенные управления письмо,
в котором указывалось, что ненатуральным
должно признаваться вино, изготовленное
с добавлением
Импортеры алкогольной продукции тут же заявили, что инициатива ФТС приведет к 30-процентному росту розничных цен.
После этого разобраться, какое же вино должно признаваться натуральным, пытались практически все профильные ведомства. Так, департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина предложил вернуться к старой системе взимания акцизов - по 1,65 руб. за бутылку (см. "Бизнес" от 27 февраля). Минсельхоз в свою очередь заявил о необходимости разработать абсолютно новую методологию классификации вина и представить ее в правительство до 15 декабря (см. "Бизнес" от 6 марта). На ситуацию обратил внимание и вице-премьер Александр Жуков, который призвал ведомства поскорее внести ясность в этот вопрос.
Однако точку в споре смог поставить только замминистра финансов Сергей Шаталов, направивший таможенникам четкие указания. В ФТС "Бизнесу" сообщили, что письмо из Минфина они еще не получили. Но таможенники готовы следовать предписаниям, изложенным в этом документе.
"Как
только письмо из Минфина
Участники рынка обрадованы тем, что Минфин смог быстро решить эту проблему.
"Предложение Минсельхоза нас не устраивало: производители и импортеры не могли ждать до 15 декабря, когда будет разработана новая методология. Проблему надо было решить, так как импорт вина в январе-феврале уже начал сокращаться по сравнению с прошлым годом",- говорит директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. По его словам, в противном случае с рынка могли быть вытеснены недорогие импортные вина. "В ФТС требовали, чтобы вопрос решили на самом высоком уровне. Так как дело касается акцизов и Налогового кодекса, то точку в вопросе мог поставить только Минфин",- рассказывает президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин.
Впрочем,
некоторые представители
Пример:
Постановление ВАС РФ от 31 марта 2009 г. N 13442/08.
Реализация подакцизного товара в виде алкогольной продукции лицом, не являющимся ее производителем, не упомянута в перечне и лицо, совершившее названную операцию, не может быть отнесено к плательщикам акциза, то, следовательно, оно не наделено правом предъявлять покупателю к оплате сумму акциза, а покупатель подакцизного товара в этом случае не имеет права на вычет уплаченной им в качестве акциза суммы
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2009 г. N 13442/08
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Першутова А.Г., Поповченко А.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел
заявление Межрайонной
В
заседании приняли участие
от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области - Большова С.Г., Вдовина М.С., Кочеткова Т.Н., Кузнецова И.В., Логинова О.В., Макаров Д.А.;
от общества с ограниченной ответственностью "Стандартъ" - Стрижова Н.В., Широкова И.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Поповченко А.А., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Межрайонная
инспекция Федеральной
Не
согласившись с итоговым решением инспекции,
общество "Стандартъ" обратилось
в Арбитражный суд
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05.12.2007 требования общества "Стандартъ" удовлетворены частично: решение инспекции признано недействительным в части доначисления 7 048 347 рублей акциза, взысканного инспекцией в связи с неправомерным применением по нему налогового вычета, по операциям приобретения настоя спиртованного у общества "Алко-Пром" и 13 656 рублей неуплаченного акциза по объемам потерь, превышающих нормативы допустимых, а также в части доначисления 7 193 958 рублей налога на добавленную стоимость, уменьшенного на сумму налогового вычета, начисления соответствующих пеней и взыскания штрафов; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Информация о работе Действующий механизм исчисления и взимания акцизов и его совершенствование