Бухгалтерский и налоговый учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в бухгалтерской литературе наряду с понятием "бухгалтерский учет" широко используются понятия "налоговый учет" и "учет для целей налогообложения". Однако если понятие бухгалтерского учета определено законодательно: в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" "бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций", то понятия налогового учета и учета для целей налогообложения действующим законодательством не определены и трактуются по-разному.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Порядок организации налогового учета……………………………5
1.1 Понятие и виды налогового учета…………………………………..5
1.2 Основные элементы налогового учета…………………………….8
1.3 Модели, способы и принципы организации налогового учета….11
2 Налоговые регистры…………………………………………………14
2.1 Виды налоговых регистров…………………………………………14
2.2 Ведение налоговых регистров……………………………………..18
3 Проблемы их взаимодействия бухгалтерского и налогового учета ..23
3.1 Сходства и различия бухгалтерского и налогового учета…………23
3.2Модель взаимодействия налогового и бухгалтерского учета……...30
Заключение …………………………………………………………………...33
Список использованных источников………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсяк.docx

— 65.23 Кб (Скачать)

     Основаниями постановки на налоговый учет являются:

     1) государственная регистрация юридического  лица;

     2) государственная регистрация физического  лица в качестве предпринимателя  без образования юридического  лица;

     3) выдача физическим лицам лицензий  на право занятия частной практикой; 

     4) государственная регистрация физического  лица по месту жительства;

     6) создание филиалов, представительств  и обособленных подразделений  организации; 

     7) обладание недвижимым имуществом  и транспортными средствами, подлежащими  налогообложению. 

     Основаниями же для переучета и снятия с  налогового учета являются:

     1) изменение юридического адреса  и государственная перерегистрация  организации; 

     2) изменение места жительства физического  лица;

     3) ликвидация (банкротство) организации; 

     4) ликвидация филиала и обособленных  подразделений организации; 

     5) ликвидация статуса (банкротство)  предпринимателя без образования  юридического лица;

     6) отзыв лицензии на занятие  частной практикой у физического  лица;

     7) прекращение или утрата права  собственности на недвижимое  имущество или транспортные средства, подлежащие налогообложению (отчуждение  имущества, уничтожение или потеря  имущества и т.д.).

     Важнейшим элементом и инструментом учета  налогоплательщиков является ИНН—   идентификационный номер налогоплательщика. Идентификационный номер представляет собой для налогоплательщика - организации  десятизначный цифровой код, а для  налогоплательщика - физического лица двенадцатизначный цифровой код. Последовательность цифр ИНН слева направо показывает:

     - код налоговой инспекции, которая  присвоила налогоплательщику идентификационный  номер (4 знака, при этом, первые  два — код региона, вторые  два — код налоговой инспекции  внутри региона),

     - собственно порядковый номер  (для налогоплательщиков - организаций  - 5 знаков, для налогоплательщиков - физических лиц - 6 знаков);

     - контрольное число, рассчитанное  по специальному алгоритму, установленному  МНС России (для налогоплательщиков - организаций '- 1 знак, для налогоплательщиков - физических лиц - 2 знака).

     Идентификационный номер налогоплательщика присваивается  каждому налогоплательщику при  постановке его на учет в налоговом  органе:

     - для организации - по месту  нахождения; - для физического лица - по месту жительства; - для организации  - налогового агента, не учтенной  в качестве налогоплательщика, - по месту нахождения.

     Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена  постановка на учет юридических лиц  не только по месту нахождения, но и  по месту нахождения филиалов и представительств, недвижимого имущества и т.д. При  этом каждому плательщику может  быть присвоен только один ИНН. Для  того чтобы не порождать путаницу, когда плательщик встает на учет, например, по месту нахождения транспортных средств, но ИНН присвоен ему в другой инспекции, и соответственно, содержит ее код, в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика - организации  введен код причины постановки на учет (КПП) налогоплательщика.

     Код причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код. КПП состоит из следующей последовательности цифр слева направо:

     - код налоговой инспекции, которая  осуществила постановку на учет  организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала  и (или) представительства, расположенного  на территории Российской Федерации,  или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств; - код причины постановки на учет; - порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине. МНС России разработан перечень кодов причины постановки на учет. Для российских организаций установлен диапазон кодов от 1 до 50.

     Налоговый орган указывает идентификационный  номер налогоплательщика во всех направляемых ему документах. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН  в подаваемых в налоговый орган  декларациях, отчетах, заявлениях или  иных документах, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Для налогоплательщика - организации  идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) должен применяться во всех документах, используемых в налоговых отношениях, вместе с кодом причины постановки на учет.  
 

     1.3. Модели, способы и принципы организации налогового учета. 

     При проведении налогового учета налоговые  органы руководствуются следующими принципами.

     1. Принцип единства налогового  учета на всей территории Российской  Федерации предполагает единообразное  осуществление налогового учета  на всей территории Российской  Федерации, существование единого  реестра налогоплательщиков на  территории Российской Федерации  и присвоение налогоплательщику  единого по всем видам налогов  и на всей территории Российской  Федерации идентификационного номера  налогоплательщика (ИНН).

     2. Принцип множественности налогового  учета, т.е. постановка на налоговый  учет налогоплательщика в разных  налоговых органах по разным  основаниям.

     3. Принцип территориальности налогового  учета предполагает, что в большинстве  случаев взаимоотношения налогоплательщика  возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на налоговом учете (предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъяснении налогового законодательства, проведение налоговых проверок и т.д.).

      4. Заявительный принцип налогового  учета, т.е. в подавляющем большинстве  случаев налоговый учет осуществляется  на основе заявлений обязанных  лиц. 

     5. Принцип соблюдения налоговой  тайны в отношении сведений, получаемых  налоговыми органами при постановке  на налоговый учет (за исключением  сведений об ИНН), т.е. установление  специального режима доступа  к сведениям о налогоплательщике,  полученным должностными лицами  уполномоченных контрольных органов. 

     6. Принцип всеобщности налогового  учета предполагает обязательность  налогового учета каждого налогоплательщика.  Наличие у налогоплательщика  налоговых льгот не освобождает  его от постановки на налоговый  учет. Отсутствие постановки налогоплательщика  на налоговый учет в установленном  порядке влечет применение мер  ответственности. 

       Существует несколько моделей  налогового учета. В первой модели предусмотрено использование бухгалтерской информационной системы без каких-либо корректировок. Ее примером применительно к налоговой системе РФ служит порядок исчисления налога на имущество юридических лиц. Вторая модель – смешанный налоговый учет – предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских показателей. К этой модели взаимодействия налогового и бухгалтерского учета относился с 1995 г. по 01.01.02 порядок исчисления налога на прибыль. Третья модель специальный налоговый учет – предполагает расчет налоговой базы без участия показателей бухгалтерского учета и имеет следующие объективные основания: отсутствие обязанности ведения бухгалтерского учета у налогоплательщика вообще либо отсутствие необходимости ведения бухгалтерского учета для целей исчисления конкретного налога, т.е. используется исключительно в случаях, когда бухгалтерский учет неприменим для расчета сумм налогов, подлежащих взносу в бюджет.

       Ведение налогового учета возможно двумя способами:

  1. Создание автономной системы налогового учета, не связанной с бухгалтерским. При этом каждая хозяйственная операция отражается в соответствии регистра налогового учета. Использование такой системы приводит к значительному увеличению расходов на ведение учета, поскольку одни и те же операции будут финансироваться дважды в налоговом и бухгалтерском учете.
  2. Создание системы налогового учета на основе данных бухгалтерского учета. Этот способ ведения налогового учета менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения. Он полностью согласован с принципами ведения налогового учета и в тех случаях, когда правила бухгалтерского и налогового учета совпадают. Исчисление налоговой базы можно проводить на основе данных бухгалтерского учета. Для разработки такой системы необходимо:
  3. определить объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета совпадают с правилами налогового учета, по которым правила бухгалтерского учета различны, выделив объекты налогового учета;
  4. разработать порядок использования данных бухгалтерского учета для целей налогового учета;
  5. разработать формы аналитических регистров налогового учета, выделенных объектов налогового учета;
  6. определить объекты раздельного налогового учета для налогоплательщика, применение специального налогового режима и в других случаях.
 
 
 
 

2 Налоговые регистры

2.1 Виды налоговых регистров

     Для организации налогового учета ФНС  рекомендовало ведение следующих  регистров учета (Рекомендации МНС  России "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для  исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса  Российской Федерации"; данный документ носит рекомендательный, а не обязательный характер).

     Регистры учета хозяйственных операций:

     1. Регистр учета операций приобретения  имущества (работ, услуг, прав).

     2. Регистр учета операций выбытия  имущества (работ, услуг, прав).

     3. Регистр учета поступлений денежных  средств.

     4. Регистр учета расхода денежных  средств.

     5. Регистр учета сумм начисленных  штрафных санкций.

     6. Регистр учета расходов на  оплату труда.

     7. Регистр учета начисления налогов,  включаемых в состав расходов.

     Регистры  учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом  влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Настоящий перечень включает все  основные операции, связанные с утратой  или получением права собственности  на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. В отношении проводимых учреждением  операций по признанию задолженностей и иных установленных НК РФ объектов налогообложения перечень может  быть дополнен. В частности, в нем  отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого  имущества и ценных бумаг).

     Регистры  учета состояния единицы налогового учета:

     1. Регистр информации об объекте  основных средств.

     2. Регистр информации об объекте  нематериальных активов.

     3. Регистр информации о приобретенных  партиях товаров, учитываемых  по методу ФИФО (ЛИФО).

     4. Регистр информации о приобретенных  партиях сырья/материалов, учитываемых  по методу ФИФО (ЛИФО).

     5. Регистр информации о движении  товаров, учитываемых по методу  средней себестоимости.

     6. Регистр информации о движении  приобретенных сырья/материалов, учитываемых  по методу средней себестоимости.

     7. Регистр учета расходов будущих  периодов.

     8. Регистр аналитического учета  операций по движению дебиторской  задолженности.

     9. Регистр учета операций по  движению кредиторской задолженности.

     10. Регистр учета расчетов с бюджетом.

     11. Регистр движения резерва по  сомнительным долгам.

     12. Регистр учета расходов на  гарантийный ремонт.

Информация о работе Бухгалтерский и налоговый учет