Анализ системы местного налогооблажения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 11:26, реферат

Описание работы

Земельный налог: порядок его расчета и уплаты. Налог на имущество физических лиц: его исчисление и порядок уплаты.

Работа содержит 1 файл

часть 2.docx

— 37.99 Кб (Скачать)
>     Доля  не может быть выделена. Размер доли определяется следующим образом: суммируются  площади всех квартир, затем площадь  каждой квартиры делится на сумму  площадей всех квартир. Если в квартире несколько собственников, земельный налог, приходящийся на эту квартиру, делится на всех собственников.2 

     2.2.  Налог на имущество физических  лиц: его исчисление и порядок  уплаты 

     В настоящее время исчисление и  уплата налога на имущество физических лиц осуществляются в порядке, установленном Законом Российской Федерации № 2003-1 от 09 декабря 1991 года "О налогах на имущество физических лиц" и Инструкцией МНС России № 54 от 02 ноября 1999 года "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", зарегистрированной Минюстом России 20.01.2000, регистр. N 2057.

      Налог на имущество физических лиц стал, по существу, налогом на строения, помещения  и сооружения. Он относится к группе личных налогов и взимается непосредственно с собственника имущества, признанного объектом налогообложения, независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет.

     В соответствии с положениями Закона «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество  физических лиц являются граждане РФ, иностранные граждане  и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности имущество, признаваемое объектом  налогообложения, а именно: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

     Гражданским кодексом  предусмотрен ряд оснований возникновения права собственности на имущество. При этом их можно разделить на две основные группы:

     1. первоначальные, когда право собственности на недвижимость возникает впервые;

     2. производные, когда право данного собственника зависит от  прав его предшественника, то есть переходит от предыдущего собственника.

     То  есть плательщиками налога на имущество  физических лиц, так же как и земельного налога, являются граждане, зарегистрировавшие право собственности в установленном  порядке.

     Если собственниками имущества являются несовершеннолетние дети, то в соответствии с Налоговым Кодексом и Гражданским Кодексом  налог должен уплачиваться родителями, опекунами или попечителями. Налог на строения, помещения и сооружения за детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, обязаны уплачивать учреждения, в которых они находятся на полном государственном обеспечении.

     При этом налог уплачивается за счет средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других незапрещенных законом источников.3

      Если  имущество принадлежит нескольким физическим лицам и для каждого  из них определена доля собственности  в этом имуществе (общая долевая  собственность), налогоплательщиками  признаются все эти физические лица соразмерно доле каждого собственника в этом имуществе.

      Если  имущество находится в собственности  физического лица и предприятия, то физическое лицо признается плательщиком этого налога также соразмерно своей  доле в этом имуществе.

      В случае нахождения имущества в собственности  нескольких физических лиц без определения  их долей в этом имуществе, плательщиками  налога будут являться все эти  лица в равных долях. Если между собственниками заключено соглашение, налогоплательщиком является то физическое лицо, которое  определено этим соглашением.

      Несколько иная ситуация складывается с жилищными  кооперативами. В соответствии со статьей 218 Гражданского Кодекса РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного и иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на  паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом приобретают право собственности на указанное имущество. И в данном случае не имеет значения, было ли  зарегистрировано право собственности на это имущество.

      Как разъясняют налоговые органы, момент возникновения права собственности  посредством государственной регистрации, предусмотренной статьей 131 ГК РФ, в данном случае для целей налогообложения не имеет принципиального значения, так как происходит государственная регистрация уже приобретенного права собственности. Следовательно, физическое лицо является плательщиком налога на строения, помещения и сооружения с месяца, в котором был полностью внесен паевой взнос.

      Следует еще раз обратить внимание на то, что за строения, помещения, сооружения налог уплачивается независимо от того, эксплуатируется это имущество  или нет. Оценке для целей налогообложения  не подлежат строящиеся, самовольно возведенные, бесхозные строения, помещения и  сооружения.

      Не  подлежат обложению налогом на имущество  физических лиц следующие виды имущества: специально оборудованные сооружения, строения, помещения (включая жилье), принадлежащие деятелям культуры, искусства  и народным мастерам на праве собственности  и используемые исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий.

      На  величину налога в значительной мере влияет то, что в качестве налоговой  базы по объектам недвижимого имущества  принимается инвентаризационная стоимость, определяемая в настоящее время  государственными органами технической  инвентаризации (БТИ), которая в ряде случаев не соответствует реальной стоимости имущества.

      Инвентаризационная  стоимость - это восстановительная  стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

      В настоящее время существует отработанная методика органов технической инвентаризации для проведения оценки инвентаризационной стоимости имущества для целей налогообложения. Но сторонники кардинальных изменений говорят о том, что она устарела и в итоге не может предоставить для дальнейшего налогообложения необходимую информацию о реальной стоимости объектов недвижимости.

      Но  именно с ее помощью органы технической инвентаризации могут оценивать имущество в соответствии с установленными нормами и требованиями закона. При ее расчете именно эти структуры обладают возможностью не просто ориентироваться на рыночную стоимость  недвижимости, которая нестабильна и подвержена резким колебаниям, а объективно осуществлять оценку и определять основания для расчета налога на имущество физических лиц.

      Как разъясняет письмо ФНС России №  ШТ-6-21-54 от 30 января 2007 года, если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.

      В случае если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные налоговые ставки в зависимости от критериев их использования, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.

      Сумму налога исчисляют налоговые органы на основании данных, предоставляемых  органами технической инвентаризации на 1 января каждого года.

      Так же, как и при уплате земельного налога, может возникнуть вопрос: как  уплачивается налог на имущество  физических лиц, если право собственности  возникло в течение календарного года. В соответствии с положениями пункта 6 статьи 5 Закона «О налогах на имущество физических лиц» при переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог на имущество физических лиц уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником – начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.4

      Таким образом, при приобретении права  собственности на помещение по договору купли-продажи, заключенному с прежним  собственником данного помещения, обязанность по уплате налога на имущество  физических лиц возникает, начиная с месяца, в котором у нового собственника – физического лица возникло право собственности.

      Второй  вариант уплаты налога касается ситуаций, когда объект недвижимости является новым строением, то есть право собственности  возникло не в результате перехода  этого права, а как итог его  возведения или приобретения новым  собственником. В этом случае налог  уплачивается физическим лицом с  начала года, следующего за возведением  или приобретением.

      Доходы  от имущества занимают преобладающую  долю в объеме собственных доходов  местных бюджетов. В 2009 году в бюджеты  муниципальных образований Ростовской области поступило администрируемых ФНС России доходов в сумме 23281,5 млн. рублей, что на 2829,2 млн. рублей, или на 13,8 % выше показателей 2008 года.

      Таблица 1

      Поступления в бюджеты муниципальных образований  Ростовской области за 2009 год (млн. руб.)                                                                                                                                                 

  2008 г. 2009 г. Темпы роста

(%)

Отклонение
Поступило в бюджеты муниципальных образований,

в том числе:

20452,3 23281,5 113,8 2829,2
Налог на доходы физических лиц 12071,1 12457,8 103,2 386,7
Земельный налог 2532,0 4558,9 180,1 2026,9
Налоги, относящиеся к специальным налоговым  режимам 3246,1 3121 96,1 -125,1
Налог на имущество организаций 1367,9 1625,6 118,8 257,7
Транспортный  налог 724,8 895,7 123,6 170,9
 

     Из  таблицы видно, что налоговые  поступления бюджетов муниципальных  образований формируются за счет налога на доходы физических лиц (53,5%); земельного налога (19,6%);  налогов, относящихся к специальным налоговым режимам (13,4%); налога на имущество организаций (7 %), транспортного налога (3,8%). По сравнению с 2008 годом поступления от земельного налога возросли на 2026,9 млн. рублей.

     В январе-сентябре 2010 года в бюджеты  муниципальных образований Ростовской области поступило администрируемых ФНС России доходов в сумме 18795,3 млн.руб., что на 2333,9 млн.руб., или на 14,2 % выше показателей января-сентября 2009 года.

     Таблица 2

     Поступления в бюджеты муниципальных образований  Ростовской области в январе –  сентябре 2010 года (млн. руб.)

  Январь-

сентябрь

2009 г.

Январь-

сентябрь

2010 г.

Темпы роста

(%)

Отклонение
Поступило в бюджеты муниципальных образований,

в том числе:

16461,5 18795,3 114,2 2333,9
Налог на доходы физических лиц 8654,5 8902,2 102,9 247,7
Земельный налог 3083,7 4270,9 138,5 1187,2
Налоги, относящиеся к специальным налоговым  режимам 2357,5 2534,4 107,5 176,9
Налог на имущество организаций 1186,7 1458,7 122,9 272
Налог на прибыль 0 634,8   634,8
 

Информация о работе Анализ системы местного налогооблажения в России