Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:55, статья
Существуют хозяйственные и жизненные ситуации, где отношения между субъектами могут осуществляться, вообще говоря, и без правового регулирования. Продавец может продать покупателю товар без заключения договора, не учитывая требования ГК РФ к сделкам купли-продажи. Один гражданин может ссудить другому на некоторый срок некоторую сумму без какого-либо письменного оформления. Эти и многие другие отношения могут не регулироваться договором или законом, т.е. не приобретать форму правоотношений. Заметим, впрочем, что лучше, если приведенные отношен
Налоговые агенты, как правило, имеют те же права, что и плательщики. Агенты обязаны:
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Еще одним участником налоговых правоотношений являются налоговые органы. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет иных обязательных платежей.
В систему этих органов входят ФНС России и ее территориальные органы. Вышестоящий налоговый орган наделен правом отменять решения нижестоящих налоговых органов, если эти решения не соответствуют законодательству.
Отдельными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами налоговые органы наделены полномочиями, не относящимися к налоговому контролю. Так, ФНС России переданы функции по представлению интересов РФ перед кредиторами в процедурах банкротства.
Органы исполнительной власти могут издавать подзаконные нормативные правовые акты, которые обязательны для плательщиков при условии, что:
Функции по изданию нормативных правовых актов по вопросам налогообложения закреплены за Министерством финансов РФ. Оно обладает полномочиями по изданию приказов об утверждении различных форм отчетности и инструкций по их заполнению. Так, Минфин России определяет форму и порядок представления в налоговые органы реестров счетов-фактур; форму ведения налоговыми агентами учета доходов, полученных от них физическими лицами; форму Книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и предпринимателями, применяющими упрощенную систему обложения, и т.д.
Регулирование форм и методов налогового контроля осуществляется приказами Минфина России. Речь, в частности, идет об установлении особенностей постановки на учет плательщиков, в том числе крупнейших, иностранных организаций; об определении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера плательщика; об установлении порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада; порядка функционирования постоянно действующих налоговых постов.
Функции
по нормативно-правовому
Налоговые органы занимаются информированием плательщиков, т.е. доведением до их сведения или воспроизведением информации, содержащейся в актах налогового законодательства и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах.
Плательщики вправе получать от налоговых органов (в том числе письменно) информацию о: действующих налогах и сборах; законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах; порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.
Разъяснения по вопросам применения налогового законодательства плательщик вправе получать от Министерства финансов РФ и финансовых органов. Причем Минфин России предоставляет разъяснения о применении законодательства. Финансовые же органы субъектов РФ отвечают на вопросы, связанные с применением регионального законодательства. Обязанность письменно разъяснять применение нормативных правовых актов о местных налогах и сборах возлагается на финансовые органы местного самоуправления.
Налоговые органы должны учитывать разъяснения финансовых органов, адресованные плательщикам. Обстоятельством, исключающим вину плательщика в совершении налогового правонарушения, признается выполнение письменных разъяснений, данных финансовым или иным уполномоченным органом либо его должностным лицом. Плательщики, которые следуют письменным разъяснениям, полученным от налоговой инспекции, и нарушают при этом налоговое законодательство, также освобождаются от ответственности, если разъяснение было предоставлено налоговым органом.
Разъяснение
может содержаться как в
Плательщик вправе не согласиться с полученным разъяснением и отстаивать свою позицию. В этой связи все разъяснения по спорным вопросам законодательства, предоставляемые плательщикам налоговыми органами, должны быть в предварительном порядке согласованы ФНС с Минфином России. Поручения Министерства финансов РФ станут обязательными для исполнения органами федеральной службы. Министерство вправе отменить противоречащее законодательству решение службы.
Немаловажную роль в налоговых правоотношениях
играют коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ. Они принимают активное участие в налоговом администрировании, представляют государственный интерес, который заключается в заинтересованности государства и муниципальных образований в полном и своевременном поступлении налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Приказом МНС России от 4 марта 2004 г. утверждены формы документов, содержащих информацию об открытии (закрытии) банковского счета, изменении номера счета юридических лиц и предпринимателей.
Банки исполняют решения о бесспорном взыскании сумм налогов и пеней со счетов плательщиков и решения о приостановлении операций по счетам. Государство использует банки также в целях налогового контроля. Банки открывают счета организациям и предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банки обязаны сообщить об открытии или закрытии счета организации, предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в 5-дневный срок со дня открытия или закрытия счета. В обязанность банков также входит выдача налоговым органам справок по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в течение 5 дней с момента получения запроса. Таким образом, банки осуществляют агентские функции и реализуют чужой интерес посредством исполнения поручений плательщика на списание с его расчетного счета сумм налога, а также исполнения решений государственных органов. В данном случае банки можно отнести и к группе лиц, содействующих уплате и поступлению налогов и сборов в бюджет, и к группе лиц, содействующих налоговому администрированию.
Участниками налоговых правоотношений являются также органы внутренних дел. Систему органов внутренних дел образует Министерство внутренних дел РФ и его территориальные подразделения. Функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений осуществляет специальная служба в составе МВД России - Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). Эта служба подчинена непосредственно министру, а функции по координации ее деятельности осуществляет первый заместитель министра - начальник Службы криминальной милиции.
В функции ФСЭНП входят: организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в сфере экономики, по которым производство предварительного следствия обязательно, налоговых преступлений, а также преступлений против интересов государственной власти, совершаемых в федеральных органах власти; организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности.8
Разграничение функций между налоговыми органами и органами внутренних дел обусловлено степенью общественной опасности деликтов в сфере налогообложения: налоговые преступления расследуются ФСЭНП, административные налоговые правонарушения рассматриваются налоговыми органами.
Органы
внутренних дел оказывают помощь
налоговым органам при
Правоохранительные органы не вправе подменять налоговые органы.
По
запросу налоговых органов
По закону органы внутренних дел не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Закрепление полномочий налоговых органов и органов внутренних дел представляется оптимальным как с позиции защиты интересов плательщиков от необоснованного вмешательства органов государства в их финансово-хозяйственную деятельность, так и с позиции интересов государственной казны, совершенствования государственного управления в налоговой сфере, борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями.
Для выполнения функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений органы внутренних дел имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.
Органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные плательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Работники органов внутренних дел за неправомерные действия или бездействие в сфере налогообложения могут нести дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
Информация о работе Актуализайия основ налоговых правоотношений