Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:26, реферат
Результаты проведенной налоговой проверки оформляются актом, который подписывается уполномоченными лицами. При выездной налоговой проверке акт составляется независимо от того, выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах или нет. Согласно пункту 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки акт оформляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении такой проверки.
РЕФЕРАТ
на тему: «Акт налоговой проверки»
Красноярск 2012
Результаты проведенной
При камеральной налоговой проверке
акт составляется, только если в
ходе ее проведения выявлены факты
нарушения законодательства о налогах
и сборах. На оформление акта отводится
десять рабочих дней с момента
окончания камеральной
Акт налоговой проверки подписывают все лица, проводившие ее, а также проверяемое лицо либо его представитель (п. 2 ст. 100 НК РФ). Если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представитель отказывается подписать акт, об этом в акте делают запись.
Необходимо обратить внимание на то, что факт подписания акта не означает безоговорочного согласия налогоплательщика с содержащимися в нем выводами. Подписание любого документа направлено, прежде всего, на то, чтобы зафиксировать его содержание. Поэтому в интересах налогоплательщика подписать акт.
Итак, оформление результатов выездной
налоговой проверки актом, в котором
изложены конкретные факты налоговых
правонарушений, — обязательное условие
дальнейшей процедуры привлечения
налогоплательщика к
Формы актов выездной и камеральной налоговых проверок, а также требования к их составлению (далее — требования) утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892
При составлении акта проверки необходимо обеспечить идентичность всех его экземпляров, в том числе по количеству и составу приложений к нему, являющихся неотъемлемыми частями акта.
Как правило, акт налоговой проверки вручается вместе со всеми указанными в нем приложениями. Однако допускается вручать акт без приложений, которые были сформированы на основе доказательств, полученных в установленном порядке от проверяемого лица. Дело в том, что в статьях 65 и 66 АПК РФ не предусмотрено раскрытие доказательств перед лицами, у которых соответствующие доказательства (документы) уже имеются.
К акту выездной (повторной выездной)
налоговой проверки могут прилагаться:
— ведомости, таблицы и другие материалы,
содержащие сгруппированные факты однородных
массовых нарушений, выявленные в ходе
выездной налоговой проверки. Порядок
их оформления приведен в подпункте «г»
пункта 1.8.2 требований;
— материалы, полученные в ходе мероприятий
налогового контроля;
— иные документы и предметы, составляющие
доказательственную базу по выявленным
в ходе выездной налоговой проверки нарушениям
законодательства о налогах и сборах,
на которые в акте налоговой проверки
имеются ссылки.
Перечень документов и материалов, которые прилагаются к акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, содержится в пункте 1.14 требований. Это, в частности, решения налогового органа о проведении (приостановлении, возобновлении, продлении) налоговой проверки, требования о представлении документов (информации), справка о проведенной проверке. Указанные документы не являются обязательными приложениями к акту.
Кроме того, к акту выездной налоговой
проверки могут прилагаться решения
налогового органа, принятые в ходе
выездной налоговой проверки в отношении
проверяемого лица, если на момент составления
акта их копии не были вручены (направлены)
налогоплательщику в
Акт налоговой проверки вручается проверяемому лицу или его представителю под расписку. Документ может быть передан и иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом либо его представителем. Это следует из пункта 5 статьи 100 НК РФ.
В пунктах 1 и 3 статьи 26 НК РФ записано,
что налогоплательщик вправе участвовать
в отношениях, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, через законного
или уполномоченного
Таким образом, налоговые органы вручают
копии акта налоговой проверки, проведенной
в отношении налогоплательщика-
— законным представителям организации,
сведения о которых содержатся в
Едином государственном реестре
налогоплательщиков (ЕГРН);
— уполномоченным представителям налогоплательщика,
если имеется документальное подтверждение
их полномочий согласно установленному
законом порядку.
Допустим, лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его законный (уполномоченный) представитель уклоняется от получения акта налоговой проверки. Данный факт отражается в акте проверки. Уклонение от получения акта может выразиться, в частности, в неявке в налоговый орган для получения акта (при наличии документа, подтверждающего вызов налогоплательщика в налоговый орган). Акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма. Основание — пункт 5 статьи 100 НК РФ.
Фактическое время доставки почтового
отправления может превысить
установленные законом шесть
рабочих дней. Несмотря на это, юридически
акт будет считаться врученным.
Поэтому налогоплательщику
Важный момент: из пункта 5 статьи 100 НК РФ следует, что акт налоговой проверки может быть вручен не только лицу, в отношении которого проводилась проверка, но и его представителю. Однако при направлении акта по почте заказным письмом адресатом почтового отправления выступает только лицо, в отношении которого проводилась проверка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ налоговые органы направляют акт выездной или камеральной налоговой проверки по месту нахождения организации (ее обособленного подразделения). Обычно под местом нахождения понимается адрес организации, приведенный в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Но нередко место нахождения налогоплательщика, указанное в уставе, не совпадает с его фактическим адресом. Особенно это актуально для крупных городов. Тем более что различные районы (округа) в пределах одного города могут быть подведомственны нескольким налоговым органам.
Если у налогового органа имеется информация о фактическом адресе налогоплательщика (например, он содержится на фирменном бланке писем налогоплательщика либо последний сам обратился с просьбой вести с ним переписку по какому-либо конкретному адресу), документы, которые согласно налоговому законодательству могут быть направлены по почте, отправляются по этому адресу.
Вместе с тем соблюдение прав
лица, привлекаемого к налоговой
ответственности, обеспечивается лишь
при наличии у налоговых
Акт налоговой проверки направляется по месту нахождения головной организации, если проводилась:
— выездная налоговая проверка организации
в целом;
— камеральная налоговая проверка налоговых
деклараций (расчетов), представленных
в налоговый орган по месту нахождения
организации. Единственное исключение
из этого правила касается крупнейших
налогоплательщиков. В соответствии с
абзацем 4 пункта 3 статьи 80 НК РФ они подают
налоговые декларации (расчеты) в налоговый
орган по месту учета в качестве крупнейшего
налогоплательщика. Камеральная налоговая
проверка указанной налоговой отчетности
осуществляется в том числе иными налоговыми
органами, например, по месту нахождения
принадлежащих организации транспортных
средств, недвижимого имущества, земельных
участков.
В каких случаях акт налоговой
проверки высылается по адресу филиала,
представительства или
Во-первых, если по данному филиалу (представительству) проводилась самостоятельная выездная налоговая проверка. Во-вторых, когда налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения, в том числе не имеющего статуса филиала или представительства, проводил камеральную налоговую проверку налоговых деклараций (расчетов).
Обратите внимание: действующим
законодательством не предусмотрено
направлять акты налоговых проверок
по месту жительства (месту пребывания)
законного или уполномоченного
представителя
В случае несогласия с фактами, изложенными
в акте налоговой проверки, а также
с выводами и предложениями проверяющих
лицо, в отношении которого проводилась
налоговая проверка (его представитель),
вправе представить в налоговый
орган письменные возражения по акту
в целом или по его отдельным
положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ). На это отводится
15 рабочих дней со дня получения
акта проверки. К письменным возражениям
могут прилагаться документы
или их заверенные копии, подтверждающие
обоснованность приведенных возражений.
Налогоплательщик имеет право передать
указанные документы в
Несмотря на формальную необязательность подавать документы либо их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений, рекомендуется такие доказательства все-таки представлять. Дело в том, что согласно пункту 8 статьи 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются доводы (при наличии) лица, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту и результаты их проверки. Доводы проверяют на основе имеющихся доказательств. Если доказательства не представлены, проверка сведется к констатации факта, что в распоряжении налогового органа отсутствуют документы, подтверждающие доводы налогоплательщика.
Налоговый орган не обязан доказывать обстоятельства, на которые ссылается налогоплательщик как на основание своих возражений. Таким образом, задача налогового органа в подобной ситуации — обеспечить налогоплательщику возможность представить доказательства, а не собирать их за него.
Кроме того, исходя из положений части
2 статьи 24 Конституции Российской Федерации,
налоговые органы обязаны обеспечить
лицу, в отношении которого проводилась
налоговая проверка, возможность
ознакомиться с документами и
материалами, непосредственно затрагивающими
его права и свободы, если иное
не предусмотрено законом. Иными
словами, при производстве дела в
налоговых органах
Представление в качестве возражений по акту налоговой проверки уточненной декларации законодательством о налогах и сборах прямо не установлено, но и запрета нет.
Единственный случай, когда законом в целях оперативного разрешения вопросов, возникающих при налоговой проверке, предусмотрено представление уточненной налоговой декларации, упоминается в пункте 3 статьи 88 НК РФ и распространяется только на камеральные налоговые проверки. При выявлении в результате камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием дать в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести исправления. Аналогичные действия предпринимаются и при выявлении несоответствия между данными налогоплательщика и информацией, содержащейся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученной им в ходе налогового контроля. Только в случае, оговоренном в пункте 3 статьи 88 НК РФ, уточненная налоговая декларация по сути является альтернативой пояснениям налогоплательщика.