1)
использование нефтепродуктов для
собственных нужд, в том числе:
-
налогоплательщиками, имеющими свидетельство
на оптовую или на оптово-розничную реализацию;
-
налогоплательщиками, производящими
нефтепродукты из собственного
сырья;
2)
получение нефтепродуктов налогоплательщиками,
имеющими Свидетельства, в том
числе получение нефтепродуктов в собственность
в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов
из давальческого сырья и материалов.
е)
передача нефтепродуктов, произведенных
налогоплательщиком из давальческого
сырья, собственнику этого сырья
не имеющему Свидетельства. При этом передача
нефтепродуктов иному лицу по поручению
собственника приравнивается к передаче
нефтепродуктов собственнику.[4]
1.4.
Порядок исчисления
и уплаты акцизов
Порядок
исчисления акцизов установлен статьей
194 НК РФ. Сумма акциза по каждому
виду товаров (в том числе и по ввозимым
на территорию РФ) исчисляется как произведение
соответствующей налоговой ставки и налоговой
базы по конкретному виду товаров.
Налоговая
база определяется отдельно по каждому
виду подакцизных товаров в зависимости
от применяемых в отношении этих товаров
налоговых ставок.
При
определении налоговой базы выручка,
полученная в иностранной валюте, пересчитывается
в рубли по курсу Центрального Банка РФ
на дату реализации. В налоговую базу не
включаются полученные средства, не связанные
с реализацией подакцизных товаров.
Законодательством
предусмотрено освобождение от налогообложения
акцизами некоторых операций.
1.
Не подлежат налогообложению
следующие операции:
1)
передача подакцизных товаров
одним структурным подразделением
организации, не являющимся самостоятельным
налогоплательщиком, для производства
других подакцизных товаров другому такому
же структурному подразделению этой организации;
2)
реализация организациями денатурированного
этилового спирта из всех видов
сырья в установленном Федеральным
законом "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции"
порядке.
3)
реализация организациями денатурированной
спиртосодержащей продукции в
установленном Федеральным законом
"О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции" порядке.
4)
реализация подакцизных товаров
(за исключением нефтепродуктов),
помещенных под таможенный режим
экспорта, за пределы территории Российской
Федерации с учетом потерь в пределах
норм естественной убыли, а также операции,
являющиеся объектами налогообложения
в соответствии с подпунктами 2, 3 и 4 пункта
1 статьи 182 НК РФ, с нефтепродуктами, в
дальнейшем помещенными под таможенный
режим экспорта.
Освобождение
указанных операций от налогообложения
производится в соответствии со статьей
184 НК РФ.
5)
реализация нефтепродуктов налогоплательщиком;
6)
первичная реализация (передача) конфискованных
и (или) бесхозяйных подакцизных
товаров, подакцизных товаров, от которых
произошел отказ в пользу государства
и которые подлежат обращению в государственную
и (или) муниципальную собственность, на
промышленную переработку под контролем
таможенных и (или) налоговых органов либо
уничтожение.
2.
Не подлежит налогообложению (освобождается
от налогообложения) ввоз на таможенную
территорию Российской Федерации подакцизных
товаров, от которых произошел отказ в
пользу государства и которые подлежат
обращению в государственную и (или) муниципальную
собственность.
Решение
задачи
Расчет
суммы акциза, подлежащего уплате
в бюджет:
При
решении задачи применялись ставки
и положения по исчислению акцизов
по состоянию на 01.01.2011
Например,
завод ликеро-водочной продукции за налоговый
период 2011 г.:
-отгрузил
другим организациям продукцию
с объемной долей этилового
спирта 35% на сумму 3 400 000 руб. в
количестве 42500 шт. бутылок объемом
0,7 л.
-реализовал
через собственный магазин розничной
торговли аналогичную продукцию
на сумму 314 500 руб. в количестве 3700
шт. бутылок объемом 0,7 л.
-
ранее было закуплено 45 000 акцизных
марок на сумму 51 300 руб.
-
оприходован и оплачен 96%-ный
этиловый спирт в количестве 1000
л.
Рассчитаем
сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет
и стоимость дополнительно требуемых
акцизных марок.
Решение:
При
решении задачи необходимо руководствоваться
положением главы 22 НК РФ. Сумма акциза,
подлежащая уплате в бюджет, определяется
как разница между акцизом
по операциям, которые признаются объектом
налогообложения, и налоговым вычетам
(ст.202 НК РФ).
Рассчитаем
сумму акциза по операциям, которые
признаются объектом налогообложения.
К ним относится реализация продукции
на акцизные склады и в розничную
торговлю (ст.182 НК РФ). Налоговая база
определяется как объем реализованных
товаров в натуральном выражении (ст.187
НК РФ). Следовательно, она составит:
при
реализации на акцизные склады - 29 750 л
(42 500х0,7);
при
реализации через сеть розничной
торговли - 2590л (3700х0,7)
Размер
ставок приведен в ст.193 НК РФ. В 2011 г.
по данному виду продукции ставка равна
231 руб. за 1 л безводного этилового спирта,
содержащегося в подакцизных товарах
(с объемной долей этилового спирта >9%).
Так как ставка акциза на алкогольную
продукцию установлена по отношению к
безводному этиловому спирту, необходимо
объем облагаемой базы пересчитать на
100%-ный этиловый спирт по коэффициенту
2,857 (100:35). Следовательно, сумма акциза
составит:
при
реализации другим организациям - 29750:2,857х231=2
405 407 руб.
при
реализации через собственную сеть
розничной торговли - 2590:2,857х231=209 411 руб.
сумма
акциза, исчисленная от реализации
всей продукции:
2
405 407 +209 411 =2 614 818 руб.
Рассчитаем
сумму налоговых вычетов (п.3 ст.193,ст.200
НК РФ). Вычетам подлежат суммы акциза,
предъявленные продавцами и уплаченные
налогоплательщиком при приобретении
подакцизных товаров, размер авансового
платежа по акцизам, уплачиваемого при
приобретении акцизных либо региональных
специальных марок.
Рассчитаем
сумму дополнительно требуемых
акцизных марок. Исходя из условий задачи
реализовано 46 200 шт. (42 500+3700) алкогольной
продукции, а акцизных марок ранее приобретено
45 000 шт. на сумму 51 300 руб. Так как маркировке
подлежит каждая единица выпускаемой
продукции, необходимо до реализации приобрести
еще 1200 марок (46 200-45 000). Стоимость дополнительно
приобретенных акцизных марок составит:
1200х(51
300:45 000)=1368 руб.
Сумма
акциза, уплаченная при приобретении
этилового спирта будет равна: 1000х(96:100)х30,5=29
280 руб.
Тогда
сумма налоговых вычетов составит:
1368+51
300+29 280=81 948 руб.
Сумма
акциза, подлежащая уплате в бюджет,
составит:
2
614 818 -81 948=2 532 870 руб.
Ответ:
2 532 870 руб., 1368 руб.
Заключение
В
настоящий момент акцизы выполняют
в большей своей части фискальную
функцию, что выражается в стремлении
властей при введении тех или иных акцизов
не столько к регулированию производства
и потребления тех или иных товаров, сколько
к пополнению бюджета. Фискальная направленность
акцизов на бензин не вызывает сомнений,
и это при том, что повышение цен на бензин
- один из факторов, влияющих на повышение
издержек практически любого производства,
следовательно, повышения общественно
необходимых затрат на производство той
или иной продукции, что приводит к снижению
конкурентоспособности экономики в целом.
Тем не менее, регулирующее воздействие
акцизов все же проявляется, и наиболее
оно благотворно в сфере оборота алкогольной
продукции. Таким образом, государство
не только пополняет казну, не только уменьшает
уровень потребления алкоголя, но и способствует
реализации только качественной продукции.
Спорными
остаются величины ставок акцизов, а
также способы индексирования величины
специфических ставок. Применение адвалорных
ставок приводит к серьезным трудностям
при оценке объекта налогообложения.
Специфические же ставки недостаточно
оперативно корректируются в связи с инфляционными
процессами.
Законодательная
база в сфере акцизов еще недостаточно
проработана. В частности это
относится к большому объему документов,
которые недостаточно систематизированы
и трудны для восприятия.
Акцизы
выступают одними из немногих рычагов
воздействия государства на экономические
процессы, имеющие место в обществе.
Совершенствование налогообложения
в сфере акцизов является одним
из важнейших условий улучшения
экономической ситуации, пополнения федерального
и региональных бюджетов.
Литература
- Налоговый
кодекс Российской Федерации. Часть
вторая.- М.: «Ось-89», 2003 г. - 160 с.
- Волкова Г.А.
Налоги и налогообложение: учебное пособие
для студентов вузов/ под ред. Г.Б. Поляка.
- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - Дана,
Закон и право,2009 - 415 с.
- Давыдова
И.А. Акцизы - М.: ЗАО "Издательский Дом
"Главбух"; 2003. - 256 с.
- Налоги и
налогообложение: Учеб. Пособие для вузов/
Под ред. Проф. Г.Б. Поляка, проф. А.Н. Романова.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 399 с.
- Пансков В.Г.
Налоги и налоговая система Российской
Федерации: Учебник. - М.: Финансы и статистика,
2006. - 464 с.: ил.
- Юткина Т.Ф.
Налоги и налогообложение: Учебник. - М.:
ИНФРА-М, 2005. - 429 с.
- www.minfin.ru .
Основные направления налоговой политики
РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и
2013 годов (31.05.2010).
- www. garant.ru Ставки акцизов (Статья
193 НК РФ)
- www. glavbukh.ru
Практический журнал для бухгалтера
- www. provodka.ru
Сайт для профессиональных бухгалтеров