Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 02:38, курсовая работа
Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов, рассмотреть социально-экономическую природу акцизов и показать их роль в формировании доходов консолидированного бюджета, исследовать динамику поступления акцизов в федеральный бюджет, определить перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов, показать возможности применения зарубежного опыта исчисления и уплаты акцизов с отечественной практике.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Акцизы: понятие и роль в формировании доходов федерального бюджета.4
1.1 Понятие и сущность акцизов………………………………………………..4
1.2 Функциональное назначение акцизов в системе косвенных налоговых платежей…………………………………………………………………………..8
1.3 Роль акцизов в формировании доходов консолидированного бюджета РФ…………………………………………………………………………………12
2 Анализ механизма исчисления и взимания акцизов ………………………..16
2.1 Налоговые ставки и налоговая база………………………………………..16
2.2 Порядок исчисления и уплаты акцизов……………………………………22
3 Перспективы развития действующего механизма исчисления и взимания
3.1Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов………………………………………………….26
3.2 Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в Российской Федерации………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………..36
-ректификованного этилового
Налоговая база в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. В том случае, если налогоплательщик не ведет раздельного учета товаров, в отношении которых применяются различные налоговые ставки, налоговая база определяется по всем операциям. К подобной единой налоговой базе при исчислении суммы акциза применяется максимальная налоговая ставка из предусмотренных по отдельным видам реализованных, полученных товаров.
Налоговая база при реализации
произведенных
1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
3) как стоимость переданных
подакцизных товаров,
4) как объем реализованных
(переданных) подакцизных товаров
в натуральном выражении для
исчисления акциза при
Налоговая база, рассчитанная указанными выше способами, может быть увеличена на суммы:
1) полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи;
2) авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанных с оплатой реализованных подакцизных товаров.
В этой связи налогоплательщикам, осуществляющим операции с подакцизными товарами, следует иметь в виду, что при осуществлении расчетов за подакцизные товары не в денежной форме, а, например, с использованием процентных векселей налогооблагаемая база по реализованным подакцизным товарам будет включать в себя сумму т.н. материальной выгоды, полученной налогоплательщиком от использования векселей при расчетах. При этом датой реализации, а следовательно, и датой возникновения соответствующих обязательств, связанных с осуществлением налогового контроля, будет являться дата реализации подакцизных товаров, а не дата предъявления векселей к оплате.7
При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на территорию РФ партии подакцизных товаров следующими способами:
1) по подакцизным товарам,
в отношении которых
2) по подакцизным товарам,
в отношении которых
их таможенной стоимости;
подлежащей уплате таможенной пошлины.
В соответствии со ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате.
Налоговым периодом признается календарный месяц, отчетных периодов в соответствии с главой 22 НК РФ не установлено.
Положения главы 22 НК РФ указывают на наличие трех видов налоговых ставок, а именно:
1) твердые (специфические)
налоговые ставки, выражающиеся
в установлении абсолютной
2) адвалорные (в процентах)
налоговые ставки, выражающиеся
в установлении процента или
иного соотношения суммы
3) комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок.
НК РФ на настоящий момент устанавливает только два вида налоговых ставок: твердые (специфические) и комбинированные (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок).
2.2 Порядок исчисления и уплаты акцизов.
Предприятие, производящее
и реализующее подакцизную
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые ставки, исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма акциза по подакцизным
товарам, в отношении которых
установлены комбинированные
Общая сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, а так же с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Налоговый период для плательщиков акцизов устанавливается как календарный месяц.
Для правильного исчисления налоговой базы необходимо определить дату реализации подакцизных товаров. Дата реализации определяется различно для различных видов подакцизных товаров.
Дата реализации определяется:
Исчисленная сумма налога уменьшается на установленные НК РФ налоговые вычеты:
1.Суммы акциза, предъявленные
продавцами и уплаченные
2. Суммы акциза, уплаченные собственником давальческого сырья при его приобретении либо уплаченные при ввозе на таможенную территорию, а также суммы акциза, уплаченные собственником давальческого сырья при его производстве - при передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья.
3. Суммы акциза, уплаченные
на территории РФ по спирту
этиловому, произведенному из
пищевого сырья,
4. Суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.
5. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза по подакцизным товарам на сумму акциза, исчисленную с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров.
6. Суммы акциза, начисленные при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, при использовании денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции.
7. Суммы акциза, начисленные
налогоплательщиком, имеющим свидетельство
на производство
8. Суммы акциза, начисленные
налогоплательщиком, имеющим свидетельство
на производство прямогонного
бензина, при реализации прямог
9. Суммы акциза, начисленные
налогоплательщиком, имеющим свидетельство
на производство прямогонного
бензина, при совершении с
10. Суммы акциза, начисленные
при получении прямогонного
Сумма акциза, подлежащего уплате в бюджет, определяется по итогам каждого налогового периода как сумма налога, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, уменьшенная на налоговые вычеты.
Статьей 204 НК РФ установленные сроки и порядок уплаты акциза при реализации отдельных видов подакцизных товаров. Сроки уплаты налога в бюджет различаются в зависимости от видов подакцизных товаров.
В соответствии с п. 4 ст. 204 НК РФ акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства этих товаров. Здесь же предусмотрены случаи уплаты акциза по месту нахождения налогоплательщика, а по предприятиям, имеющим обособленные подразделения, - уплаты налога как по месту нахождения обособленного подразделения, так и головного подразделения.
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту свой регистрации налоговую декларацию на налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующим за истекшим налоговым периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Налогоплательщики обязаны
представить в налоговый орган
по месту своей регистрации
3 Перспективы
развития действующего
3.1Основные
направления совершенствования
действующего порядка
В периодах 2011 – 2014 гг. предусматривается ежегодная индексация ставок акцизов на все подакцизные товары. Индексация большинства ставок производится исходя из прогнозируемого уровня инфляции. При этом изменение ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию будет проходить с опережением инфляции. Так, на сигареты с фильтром и без, а также папиросы ставки акциза увеличены более чем в три раза.
Как показывает мировая практика и международный
опыт, повышение акцизов на табак приводит
к росту доходов бюджета и сокращению
потребления табака. Соседняя Украина
подняла акцизы за последние два года
в 8 раз, получила повышение сборов в бюджет
в 4 раза и сокращение потребления табака
на 12%. Тот же самый путь прошли все без
исключения страны Восточной Европы, вступавшие
в Европейский союз. Иногда на первом
этапе незначительно увеличивалась доля
контрафактной продукции, но затем она
снижалась за счет улучшения администрирования.
Это тот общий эффект, который мы наблюдаем
в странах, очень похожих на Россию, особенно,
если речь идет об Украине.
Сегодня в России аномально низкие акцизы
на табак, аномально низкая стоимость
сигарет и первое место в мире по потреблению
табака. Больше, чем в России, не курят
нигде. При этом мужчины трудоспособного
возраста, основные потребители табака
и алкоголя, просто вымирают.
Если говорить о международных экспертах,
то с точки зрения бюджета и экономики,
Мировой банк неоднократно рекомендовал
России поднимать акцизы на табак. С точки
зрения социальной сферы и здравоохранения,
Всемирная организация здравоохранения
неоднократно рекомендовала России повышать
акцизы на табак.
Если взять структуру производства табака
в России, 95% занимают четыре иностранные
компании, которые привыкли во всем мире
платить более высокие акцизы на табак.
Для них это просто нонсенс – тот аномально
низкий уровень акцизов, который существует
в России. Поэтому ни международной экспертизой
авторитетных в мире институтов, ни международным
опытом не подтверждается тезис о сокращении
доходов бюджета и ухода рынка «в тень».
Повышение акцизов к этому не приведет.
И это не оценочное суждение, а международный
опыт очень многих стран, в том числе и
похожих на Россию, и мнение ведущих мировых
институтов.