Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 02:38, курсовая работа
Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов, рассмотреть социально-экономическую природу акцизов и показать их роль в формировании доходов консолидированного бюджета, исследовать динамику поступления акцизов в федеральный бюджет, определить перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов, показать возможности применения зарубежного опыта исчисления и уплаты акцизов с отечественной практике.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Акцизы: понятие и роль в формировании доходов федерального бюджета.4
1.1 Понятие и сущность акцизов………………………………………………..4
1.2 Функциональное назначение акцизов в системе косвенных налоговых платежей…………………………………………………………………………..8
1.3 Роль акцизов в формировании доходов консолидированного бюджета РФ…………………………………………………………………………………12
2 Анализ механизма исчисления и взимания акцизов ………………………..16
2.1 Налоговые ставки и налоговая база………………………………………..16
2.2 Порядок исчисления и уплаты акцизов……………………………………22
3 Перспективы развития действующего механизма исчисления и взимания
3.1Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов………………………………………………….26
3.2 Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в Российской Федерации………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………..36
Основная задача пограничного
налогового регулирования – устранить
препятствия развитию международного
разделения труда и мировой торговли,
связанные с двойным
Регулирующая функция
реализуется также при
Однако, несмотря на значительную фискальную значимость, регулирующая функция косвенных налогов, в частности акцизов на товары потребления, практически не реализована в РФ. Данная ситуация обусловлена рядом негативных факторов административного характера (как правило, сферы производства и оборота подакцизной продукции связаны с высокой степенью криминализации), а также непродуманной налоговой политикой в сфере акцизов, нацеленной на быстрое получение денежных средств подчас в ущерб экономическим интересам государства .
Таким образом, постепенное преодоление кризисных явлений в экономике делает возможным при формировании современной системы косвенного налогообложения некоторое смещение акцента с фискальных приоритетов к более полному использованию налогов в целом и акцизов в частности в качестве инструмента экономического регулирования. В целом, разработка целостной системы налогообложения, позволяющей изымать горную ренту как незаработанную часть прибыли далека от завершения.
Акцизы – существенный источник доходов федерального бюджета и территориальных бюджетов субъектов Российской федерации.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7662,9 млрд.рублей, что на 21,9% больше, чем за 2009 год.
Таблица 1
Поступление
налогов, сборов и иных обязательных
платежей
в консолидированный бюджет Российской
Федерации
по видам
млрд.рублей
2010г. |
В % к | |||||
консолиди- |
в том числе |
консолиди- |
в том числе | |||
феде-ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации |
феде- |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
Всего |
7662,9 |
3174,3 |
4488,6 |
121,9 |
126,8 |
118,6 |
из них: |
1774,4 |
255,0 |
1519,4 |
140,3 |
130,5 |
142,1 |
налог на доходы физических лиц |
1789,6 |
- |
1789,6 |
107,5 |
- |
107,5 |
налог
на добавленную стоимость |
1384,0 |
1384,0 |
- |
114,6 |
114,6 |
- |
из него
налог на добавленную |
1328,7 |
1328,7 |
- |
112,9 |
112,9 |
- |
акцизы
по подакцизным товарам |
441,4 |
113,9 |
327,5 |
134,8 |
139,4 |
133,3 |
налоги на имущество |
628,2 |
- |
628,2 |
110,3 |
- |
110,3 |
налоги,
сборы и регулярные платежи |
1440,8 |
1408,3 |
32,4 |
133,3 |
140,0 |
43,4 |
из них
налог на добычу |
1406,3 |
1376,6 |
29,7 |
133,4 |
140,3 |
41,0 |
поступления
в счет погашения |
2,2 |
0,3 |
1,9 |
95,8 |
36,0 |
130,5 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2010г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 23,4%, налога на прибыль организаций - 23,2%, налога на добычу полезных ископаемых - 18,4%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 18,1%. На акцизы же приходится 5,8 от общего объема.
В 2010г. в консолидированный
бюджет Российской Федерации
поступило акцизов по
Таблица 2
Поступление акцизов
по подакцизным товарам (продукции),
производимым на территории Российской
Федерации
2010г. |
Справочно | |||||||
Консолидиро-ванный бюджет |
в том числе |
Консолидиро-ванный бюджет |
в том числе | |||||
млрд. рублей |
в % к итогу |
Фед-еральный бюджет |
Консоли-дирован-ные бюд-жеты субъектов Российской Федерации |
млрд. рублей |
в % к итогу |
феде- |
Консоли-дирован-ные бюд-жеты субъектов Российской Федерации | |
Всего |
441,4 |
100 |
113,9 |
327,5 |
327,4 |
100 |
81,7 |
245,7 |
из них на: |
4,9 |
1,1 |
2,5 |
2,4 |
4,4 |
1,3 |
2,2 |
2,1 |
табачную продукцию |
106,3 |
24,1 |
106,3 |
- |
78,3 |
23,9 |
78,3 |
- |
автомобильный бензин |
124,9 |
28,3 |
- |
124,9 |
109,8 |
33,5 |
- |
109,8 |
легковые автомобили и мотоциклы |
5,0 |
1,1 |
5,0 |
- |
2,1 |
0,6 |
2,1 |
- |
дизельное топливо |
34,4 |
7,8 |
- |
34,4 |
32,3 |
9,9 |
- |
32,3 |
моторное масло
для дизельных |
1,6 |
0,4 |
- |
1,6 |
1,3 |
0,4 |
- |
1,3 |
вина |
6,2 |
1,4 |
- |
6,2 |
4,6 |
1,4 |
- |
4,6 |
пиво |
82,0 |
18,6 |
- |
82,0 |
30,3 |
9,2 |
- |
30,3 |
алкогольную продукцию
с |
66,0 |
15,0 |
- |
66,0 |
59,0 |
18,0 |
- |
59,0 |
алкогольную продукцию
с |
1,3 |
0,3 |
- |
1,3 |
1,2 |
0,4 |
- |
1,2 |
алкогольную продукцию
с |
3,2 |
0,7 |
- |
3,2 |
3,0 |
0,9 |
- |
3,0 |
2 Анализ механизма исчисления и взимания акцизов
2.1 Налоговые ставки и налоговая база
Объектом налогообложения в соответствии с гл.22 НК РФ признаются следующие операции:
1) реализация на территории
Российской Федерации лицами
произведенных ими подакцизных
товаров, в том числе реализаци
2) продажа лицами переданных
им на основании приговоров
или решений судов,
3) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
4) передача в структуре
5) передача на территории
6) передача на территории
7) передача на территории
8) передача произведенных
9) ввоз подакцизных товаров на
территорию Российской
10) получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.
11) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.
12) передача одним структурным
подразделением организации,
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:
1) передача подакцизных товаров
одним структурным
2) реализация подакцизных
3) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
4) операции по передаче в
-произведенного