Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 08:43, реферат
Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации. Наиболее логичной структурой данного анализа, по моему мнению, была бы структура, изложенная в содержании.
Введение 3
Глава 1. Основные положения законодательства об акцизах 4
1.1. Объекты обложения акцизами 4
1.2. Плательщики акцизов 5
1.3. Объект обложения подакцизных товаров является: 6
1.4. Ставки акцизов 7
1.5. Порядок исчисления и уплаты акцизов 8
Глава 2. Роль акцизов в федеральном бюджете 13
Глава 3. Планирование поступления акцизов 14
Глава 4. Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов 16
Глава 5. Экономическая сущность акцизного налогообложения. 21
Заключение 25
Литература 26
Приложение №1 28
Приложение №2 30
Приложение №3 33
Приложение №4 34
б) табачных изделий - количество сигарет в одной пачке, разделенное на 1000 (например, Q = 20 : 1000 = 0,02).
Марки акцизного сбора выдаются таможенными органами при условии предоставления обеспечения выполнения обязательства, предусматривающего выполнение этим лицом следующих действий в пределах установленных сроков:
В случае невыполнения указанного обязательства денежные средства, являющиеся суммой обеспечения, подлежат перечислению в федеральный бюджет в части, кратной количеству марок акцизного сбора, по которому обязательство не исполнено.
Товары, для маркировки которых импортером приобретены марки, должны быть фактически ввезены на таможенную территорию Российской Федерации и представлены таможенному органу не позднее восьми месяцев с момента принятия обязательства.
Ответственными за маркировку в установленном порядке подакцизных товаров являются лица, которые приобрели марки акцизного сбора, а также лица, фактически перемещающие маркированные подакцизные товары через таможенную границу Российской Федерации.
Таким
образом, исчисление суммы акцизов,
подлежащей уплате при таможенном оформлении
товаров, производится по следующей формуле:
Апл = А - Ам,
где:
Апл - сумма акцизов в ЭКЮ, подлежащая уплате;
Ам - часть суммы акцизов в ЭКЮ, уплаченная при покупке Марок.
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1994 г. N 319 "О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора" табак и табачные изделия, производимые на территории РФ, подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора.
Авансовый
платеж по акцизам в размере стоимости
покупки марок акцизного сбора, определенной
по формуле:
А = Атм x Кт, где
А - сумма авансового платежа по акцизам (в руб.);
Атм - цена одной марки акцизного сбора (в руб.) в установленном размере (Приложение №4);
Кт - количество подакцизных товаров в натуральном выражении, подлежащих маркировке марками акцизного сбора (в единицах товара).
При этом сумма авансового платежа по подакцизным товарам, подлежащим маркировке марками акцизного сбора, засчитывается в данном отчетном периоде при окончательном расчете суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, только в размере авансового платежа, приходящегося на фактический оборот реализованных и промаркированных марками акцизного сбора подакцизным товарам в этом же периоде.
Нужно отметить, что акцизы в основной своей части перечисляются в федеральный бюджет. Так, в 1998 году законом «О федеральном бюджете» было установлено, что 100% акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке, акцизов на природный газ, бензин автомобильный, легковые автомобили, акцизов на товары, ввозимые на территорию РФ, и 50% акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, будут перечисляться в доход федерального бюджета.
Общая доля акцизов в налоговых доходах бюджета была весьма ощутима – 78700,4 млн. рублей, 25,6% от всех планируемых налоговых поступлений.
В 1999 году структура поступающих в федеральный бюджет акцизов не изменилась. Изменилась общая доля акцизов в налоговых доходах федерального бюджета. Было запланировано поступлений в сумме 87141,1 млн. рублей, 21,8% от налоговых доходов, что может быть объяснено тем, что индексация специфических акцизных ставок отставала от общего индекса инфляции по стране. «Следует отметить, что предлагаемые Правительством Российской Федерации и принятые в первом чтении Государственной Думой размеры индексации ставок акцизов существенно ниже прогнозируемого (и уже имеющегося фактически) роста цен на подакцизную продукцию. Поэтому, речь, практически, идет о реальном снижении акцизного обложения. Так, по спиртным напиткам крепостью свыше 28 градусов предлагается индексация в размере только 20% (с 50 до 60 рублей на 1 литр абсолютного алкоголя).»1
В то же время нужно сказать, что акцизы остаются наиболее собираемыми налогами в РФ, что объясняется спецификой объектов обложения. По удельному весу структура задолженности по налоговым платежам по состоянию на 1 июля 1999 года в определяющих чертах выглядит следующим образом: налог на добавленную стоимость - 69,9 %, налог на прибыль - 14,9 %, акцизы - 10,8 %2.
Таким образом, можно сказать, что акцизы являются одними из наиболее важных налогов, оказывающих серьезное влияние на исполнение бюджета по доходам.
Планирование поступления тех или иных налогов в бюджет входит в процесс планирования бюджета как одна из главных его составляющих. Цель бюджетного планирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.
Финансово-бюджетное прогнозирование является сравнительно молодой отраслью науки. Ее развитие связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу. Существенный вклад в разработку методов перспективных финансовых расчетов внесли А.М. Волохов, В.А. Галанов, Л.П. Евстегнеева, В.С. Павлов, Г.Б. Поляк, Г.Я. Шахова.
Прогнозирование налоговых поступлений связано с разработкой перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий. При разработке прогноза поступлений налогов могут быть использованы 3 основных метода:
Одним из способов экстраполяции могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над прогнозом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на поступление акцизов. К таким факторам следует относить развитие производительных сил страны, демографические изменения, внешнеэкономическая ситуация и т.д.
Например,
наиболее простой моделью применяемой
при регрессионном анализе
y=a0+a1x,
где y – объем акцизных поступлений;
x – произведенный национальный доход;
a0, a1 – коэффициенты регрессии, определяющие ее конкретный вид на основе исходных данных.
При планировании объемов поступления следует использовать глубокий экономический и статистический анализ сложившихся тенденций, позволяющий в среднем с определенной вероятностью нивелировать влияние множества факторов, выявить наиболее общее в совокупности тенденций.
Краткосрочное планирование поступлений акцизов можно осуществлять на основе отчетности предприятий производящих и реализующих подакцизную продукцию.
Плательщиками акцизов по российскому законодательству являются продавцы подакцизных товаров. Тем не менее, акцизы зачастую называют «скрытыми» или «косвенными» налогами, поскольку обычно они перекладываются с продавцов не потребителей через более высокие цены, т.к. во многих случаях умеренное повышение цен оказывает незначительное воздействие на объем продаж. Это относится к акцизам на бензин, сигареты, алкогольные напитки. В этих случаях мало хороших товаров заменителей, к которым могут обратиться потребители при повышении цен.
Используя
понятия предложения и спроса,
а также эластичности, можно определить,
кто реально платит акцизы. Предположим
что на рис. 1 показан рынок какой-либо
продукции, подлежащей налогообложению,
и что равновесная цена без учета налогов
составляет 4 условных денежных единицы
за единицу продукции, а равновесное количество
потребляемых единиц продукции – 15 млн.
шт.
Рис. 1
Предположим, что правительство вводит новый акцизный налог, равный 1 у.е. в расчете на единицу продукции. Поскольку по законодательству РФ акцизами облагаются продавцы (поставщики), тогда этот налог можно рассматривать как надбавку к цене предлагаемого товара. В результате этого кривая предложения сместится вверх на величину налога. Продавцы должны теперь заработать на 1 у.е. больше с каждой поставляемой единицы товара, чтобы получить ту же цену, какую они получали до введения налога. Налог сдвинет кривую предложения вверх, как показано на рис. 1 с положения S до St.
Новая равновесная цена составит 4,5 у.е. В данном конкретном случае половину налога платят потребители в виде более высокой цены, а другую половину – производители в виде более низкой цены после уплаты налогов. Потребители и производители делят налоговое бремя поровну; производители переносят половину налога на потребителей в виде более высокой цены, а вторую половину налогового бремени несут сами.
Из графика видно, что распределение налогового бремени зависит от эластичности спроса и предложения. Данный вывод иллюстрируется следующими графиками.
На рис.2 видно, что при эластичном спросе большую часть бремени берет нас себя продавец (производитель). При этом значительно сокращается производство облагаемого акцизами продукта.
Рис. 2
При менее эластичном спросе большую часть бремени берет на себя покупатель. Производство остается практически на том же уровне. Рис. 3
Чем более эластично предложение, тем к большему росту цен приводит введение акцизного налога, тем большую часть бремени возьмут на себя покупатели.
И, соответственно, наоборот, чем менее эластично предложение, тем большую часть налогового бремени возьмут на себя покупатели.
Рис. 5
Исходя из данных графиков можно сделать выводы о том, в каких случаях государство должно повышать или понижать налоги. При внесении проектов акцизного налогообложения по конкретному товару целесообразно ввести обязательный анализ эластичности спроса и предложения по каждой группе облагаемых товаров. В настоящий момент, когда государство нуждается в увеличении налоговых поступлений, зачастую ставят вопрос о повышении ставок акцизов на те или другие товары. На графиках ясно видно, что повышение ставки акцизов далеко не всегда приводит к увеличению налоговых поступлений. Увеличение налогов возможно только в случае неэластичного спроса. Справедливости ради нужно отметить, что немалая часть подакцизных товаров как раз относятся к группе товаров неэластичного спроса, это прежде всего акцизы на бензин, нефть, газ (для внутреннего потребления) и недорогие табачные изделия. Но в то же время введение акцизов на такие товары как пиво, автомобили, вина, экспортируемые нефть и газ может самым отрицательным образом сказаться на величине поступлений в бюджет.