Акцизное налогообложение в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 08:43, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации. Наиболее логичной структурой данного анализа, по моему мнению, была бы структура, изложенная в содержании.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные положения законодательства об акцизах 4
1.1. Объекты обложения акцизами 4
1.2. Плательщики акцизов 5
1.3. Объект обложения подакцизных товаров является: 6
1.4. Ставки акцизов 7
1.5. Порядок исчисления и уплаты акцизов 8
Глава 2. Роль акцизов в федеральном бюджете 13
Глава 3. Планирование поступления акцизов 14
Глава 4. Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов 16
Глава 5. Экономическая сущность акцизного налогообложения. 21
Заключение 25
Литература 26
Приложение №1 28
Приложение №2 30
Приложение №3 33
Приложение №4 34

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

      СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

      КАФЕДРА ФИНАНСОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Акцизное  налогообложение  в РФ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Исполнитель: Петров К.В. (454 гр.)
              Руководитель: Бадокина Е.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Сыктывкар 1999

      Содержание 

Введение 3

Глава 1. Основные положения законодательства об акцизах 4

1.1. Объекты обложения акцизами 4

1.2. Плательщики акцизов 5

1.3. Объект обложения подакцизных товаров является: 6

1.4. Ставки акцизов 7

1.5. Порядок исчисления и уплаты акцизов 8

Глава 2. Роль акцизов в федеральном бюджете 13

Глава 3. Планирование поступления акцизов 14

Глава 4. Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов 16

Глава 5. Экономическая сущность акцизного налогообложения. 21

Заключение 25

Литература 26

Приложение  №1 28

Приложение  №2 30

Приложение №3 33

Приложение  №4 34 

      Введение

      Одной из наиболее важных статей в налоговых  доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

      Акцизы  по-прежнему остаются причинами дебатов  в парламенте, широко обсуждаются в прессе, но, к сожалению, в отечественных научных журналах и публикациях этот животрепещущий вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент не существует ни одного серьезного труда, подводящего теоретические основы для научного и обоснованного налогообложения в этой области. Очевидно, что такое положение дел приводит к хаотическому, сумбурному и противоречивому законодательству. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике. Если мы заглянем в советский энциклопедический словарь, то найдем там, что  акциз – «вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. Важный источник государственного бюджета капиталистических стран. В СССР и других социалистических странах отсутствует».

      В экономической литературе развитых капиталистических стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.

      Именно  поэтому при написании курсовой работы я опирался большей частью на нормативную базу и иностранные  теоретические труды.

      Целью данной работы является анализ сложившейся  ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации. Наиболее логичной структурой данного анализа, по моему мнению, была бы структура, изложенная в содержании.

      В первой главе я затронул законодательную  базу, на которой основывается акцизы. В данной главе я попытался произвести обзор наиболее важных нормативных документов.

      Во  второй главе были приведены некоторые  цифры, отражающие значение акцизов для бюджетной системы в целом. К сожалению, практически невозможно найти подробных статистических сборников, на основании которых можно было бы производить тот или иной статистический анализ.

      В третьей главе были затронуты  аспекты планирования поступлений  акцизов в бюджеты. Приведенные методики относятся скорее к благим пожеланиям, нежели чем к утвержденным нормативным документам.

      Четвертая глава затронула один из наиболее существенных вопросов, связанных с  акцизным обложением: «Кто в действительности платит акцизы, и на кого в большей  степени и как влияет введение акцзов?»

      В пятой главе я пытался разобраться какие все же функции выполняют акцизы и какие ставки акцизов для выполнения этих функций должны быть.

  1. Основные  положения законодательства об акцизах
    1. Объекты обложения акцизами
 

      В соответствии с федеральным законом 06.12.91 №1993-1 «Об акцизах» в РФ акцизами облагаются следующие товары:

  1. спирт этиловый из всех видов сырья;
  2. спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной);
  3. алкогольная продукция;
  4. пиво;
  5. табачные изделия;
  6. ювелирные изделия;
  7. нефть, включая стабилизированный газоконденсат;
  8. бензин автомобильный;
  9. легковые автомобили
  10. отдельные виды минерального сырья, в соответствие с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.07.97 №808 «О видах минерального сырья, подлежащего обложению акцизами»

      При этом не подлежат обложению акцизами:

    • коньячный спирт, спирт - сырец и виноматериалы, производимые по государственным стандартам и техническим условиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на предприятиях, прошедших государственную регистрацию согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. N 874 "О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции";
    • денатурированная спиртосодержащей продукция (денатурированный спиртосодержащая продукция, которая содержит денатурирующие добавки, не исключающие возможность использования ее для производства алкогольной и пищевой продукции, и изготовленная не в соответствии с установленной федеральным органом исполнительной власти нормативной документацией, облагается акцизами в общеустановленном порядке);
    • спиртосодержащие лекарственные, лечебно - профилактические, диагностические средства, зарегистрированные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также средства, изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты;
    • спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе;
    • парфюмерно - косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию;
    • спиртосодержащие отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащие дальнейшей переработке, прошедшие государственную регистрацию (спиртосодержащие отходы, не подлежащие дальнейшей переработке, облагаются акцизами в общеустановленном порядке);
    • ювелирные изделия (за исключением обручальных колец), являющиеся предметами культа и религиозного назначения, предназначенные для использования в храмах, при священнодействии и (или) богослужении;
    • подакцизные товары, являющиеся продуктами переработки подакцизных видов минерального сырья, предусмотренные соглашениями о разделе продукции, если такие товары являются в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов.

      Налогоплательщики, производящие как облагаемые, так  и не облагаемые акцизами товары, должны обеспечивать раздельный учет затрат по производству и реализации, а также объемов реализации (в натуральном выражении) облагаемых и не облагаемых акцизами товаров.

    1. Плательщики акцизов
 

      Плательщиками акцизов являются:

  1. по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации - производящие и реализующие их предприятия, учреждения и организации, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, и простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели;
  2. по подакцизным товарам, производимым за пределами территории Российской Федерации из давальческого сырья, принадлежащего организациям, подлежащим регистрации в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации, - организации - собственники давальческого сырья;
  3. организации, осуществляющие первичную реализацию конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров и подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства;
  4. организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве с другими государствами), или использующие эти товары при производстве неподакцизных товаров.
    1. Объект  обложения подакцизных  товаров является:
 
  Для подакцизных  товаров, на которые установлены  адвалорные ставки акцизов. По подакцизным  товарам, на которые установлены  твердые (специфические) ставки акцизов.
По  товарам, производимым на территории РФ:    
    Для организаций, производящих и реализующих подакцизные товары (за исключением подакцизных товаров из давальческого сырья, а также для организаций, использующих произведенные подакцизные товары для производства товаров, не облагаемых акцизами).
Стоимость подакцизных  товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза. Объем реализованных  подакцизных товаров в натуральном выражении
    Для организаций, производящих подакцизные товары из давальческого сырья; для организаций, осуществляющих первичную реализацию конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров и подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства, а также товаров, которые ввезены на территорию Российской Федерации без таможенного оформления.
Стоимость этих товаров, определяемая исходя из применяемых в данной организации максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары собственного производства на момент передачи подакцизных товаров, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен без учета акциза, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде
    По товарам, которые производятся за пределами РФ из давальческого сырья, принадлежащего организациям, подлежащим регистрации в качестве налогоплательщиков в РФ.
Стоимость реализуемых  подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза.
По  товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ. Таможенная  стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов. Объем ввозимых на территорию Российской Федерации подакцизных товаров в натуральном выражении.
При натуральной  оплате труда подакцизными товарами собственного производства, при обмене с участием этих подакцизных товаров, при их передаче безвозмездно или по ценам ниже рыночных Стоимость подакцизных  товаров, определяемая исходя из максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары собственного производства на момент передачи готовых товаров, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен без учета акциза, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде. Объем переданных подакцизных товаров в натуральном выражении.
 

      Освобождаются от взимания акциза подакцизные в  Российской Федерации товары (за исключением легковых автомобилей), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации согласно проектной документации для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции лицами, которые являются инвесторами или операторами указанных соглашений, либо другими юридическими лицами, участвующими в выполнении работ по указанным соглашениям на основе договоров (контрактов) с инвесторами, а также добываемые при выполнении соглашений о разделе продукции подакцизные виды минерального сырья и продукты его переработки, предусмотренные указанными соглашениями, если такие товары являются в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов.

    1. Ставки  акцизов
 

      Большая часть акцизных ставок перечислена  в ФЗ «Об акцизах» и пересматривается путем внесения изменений в данный закон. Эти ставки приведены в Приложении №1.

      Ставки  акцизов и порядок их определения  по подакцизным видам минерального сырья (за исключением нефти, включая газовый конденсат) утверждаются Правительством Российской Федерации дифференцированно для отдельных месторождений в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий. Виды минерального сырья, на которые распространяется акциз несколько неясно определены в постановлении Правительства от 03.07.97 №808 «О видах минерального сырья, подлежащих обложению акцизами». По этому постановлению получается, что единственным облагаемым минеральным сырьем является природный газ.

      Ставка  акциза на природный газ установлена  постановлением Правительства РФ от 22 января 1999 г. N81 «О ставках акциза на природный газ». Ее размер составляет 15% от оптовой цены промышленности (без налога на добавленную стоимость) для организаций, реализующих газ на территории РФ, а также при поставках в Белоруссию, и 30% при импортных поставках.

      Индексация  оптовых цен промышленности на природный  газ (кроме отпуска для населения и жилищно - строительных кооперативов), а также надбавок к ним, установленных для газосбытовых организаций (перепродавцов), осуществляется ежемесячно в установленном порядке исходя из среднего за предыдущий месяц индекса цен на промышленную продукцию по данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике.

      Информацию  о ежемесячной индексации доводит  до поставщиков и потребителей Российское акционерное общество "Газпром" в течение пяти дней после сообщения об индексе цен.

Информация о работе Акцизное налогообложение в РФ