Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:59, курсовая работа
Цель работы: исследовать действующий механизм исчисления акцизов и определить перспективы его развития в современной налоговой системе Российской Федерации.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, диалектический, статистический, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный.
Введение 3
Глава 1. Эволюция и развития акциза на алкогольную продукцию. 5
1.1. Развитие налоговой политики в Российской империи 5
1.2. Монополизация алкогольной продукции. 7
1.3. Развитие акцизных марок в Российской Федерации. 9
1.4. Федеральная государственная марка и акцизная марка, как документы государственной отчетности 11
Глава 2. Механизм взимания акцизов на алкогольную продукцию. 13
2.1.Акцизы на алкогольную продукцию: понятие, плательщики, объект налогообложения и льготы 13
2.2. Налоговая база и ставки акциза на алкогольную продукцию. 16
2.3. Порядок исчисления и уплаты акциза. 19
2.4. Динамика акциза на алкогольную продукцию в 2008-2010 гг. 20
Глава 3. Расчет акциза на алкогольную продукцию и пути его усовершенствование. 24
3.1. Примеры расчета акциза на алкогольную продукцию. 24
3.2. Совершенствованию налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов 26
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения
На
спиртосодержащую парфюмерно-косметическую
продукцию в металлической
Алкогольная продукция
По
алкогольной продукции с
Налоговые ставки по натуральным винам и по шампанским, игристым, газированным и шипучим винам в 2010 – 2012 годах также будут стабильно увеличиваться (см. Приложение 1).
В
отношении пива с нормативным (стандартизованным)
содержанием объемной доли спирта этилового
свыше 0,5 и до 8,6% включительно с 2010 года
ставка акциза повысилась почти в 3 раза,
а по пиву с нормативным (стандартизованным)
содержанием объемной доли спирта этилового
свыше 8,6% - более чем в 4 раза с ежегодной
индексацией этих ставок.
2.3.
Порядок исчисления
и уплаты акциза.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма
акциза по подакцизным товарам, в
отношении которых установлены
комбинированные налоговые
Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.
Сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Статьей 204 НК РФ в редакции, действующей до 1 января 2010 года, был установлен порядок, в соответствии с которым уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.
С 1 января 2010 года данный порядок изменился. Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ установлена единая дата уплаты налога - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, в январе 2010 года налогоплательщикам необходимо уплатить акциз в следующие сроки:
- не позднее 15-го числа - 1/2 суммы акциза, подлежащей уплате за ноябрь 2009 года;
-
не позднее 25-го числа - сумма
акциза, подлежащая уплате за
декабрь 2009 года.
2.4.
Динамика акциза на
алкогольную продукцию
в 2008-2010 гг.
Рост собираемости акциза в целом (+40%) к 2008. При этом «производственные акцизы» выросли на 41,8% (их доля в общей сумме акцизов – 92,34%); а «импортные акцизы» (+20,9%), при этом их доля – 7,66%. Если сложить весь физический легальный объем рынка алкоголя (с пивом, конечно, то он в 2009 году составил около 1 300 млн дал, их них импорта – не более 55 млн дал (95,8% — Россия и импорт — 4,2%).
Приросты этих показателей к 2009 – от 53% до 57%. Весь рост как обычно – в основном только за счет роста ставки (пока еще разумного – на уровне +10% в год), а не за счет роста легального рынка, хотя уже растет производство по целому ряду производственных показателей.
Неплох и сбор всех акцизов без пива: рост к 2009 (+3,54%), при этом падение к 2008 велико (-9,63%). Ниже – почему. При этом естественно, что их доля упала в общем объеме с 71% — 74% в 2008 – 2009 г.г. до 47,8% в 2010 (выросла сумма пивных акцизов почти в 3 раза).
Сбор винных акцизов: (+26%) к 2009 и (+11,6%) к 2008 г. Тоже все на уровне нормы. Рост за счет роста ставки. Доля вина всего 4,17%. А сумма – подчеркнем в очередной раз – для государства – не велика (по году не более 7 млрд руб.; ), а в виноградарстве переворот сделать способна…
Акцизы на реально крепкий алкоголь (свыше 25%): рост на 0,15% к 2009 и падение на 11,2% к 2008. Вот здесь очень интересно: я продолжаю утверждать, что при честном подсчете учтенно — легального производства объем этого производства в 2010 году к 2009 по водке и ЛВИ не вырос. Пример: ставка акциза выросла на 10% (во-первых), в этой же группе рост производства бутилированного коньяка (+5% за 3 квартала); здесь же крепкие винные напитки и коньячные напитки, питьевой спирт… Последние погоды не делают.
При росте ставки на 10% рост собираемости акцизов (+0,15%).
С нелегальной водки все равно акцизы не платили, а вот подорожание реальной водки (не по официальной в 89 руб., а по реальной цене – до 105 – 110 руб.) привело к падению собираемости акцизов уже в 2010… А в следующем году – еще +10%…
Показатели | Янв-сент 2008 | Янв-сент 2009 | Янв-сент 2010 | 2010 к 2009 | 2010 к 2008 | |||
Собрано | Доля | Собрано | Доля | Собрано | Доля | |||
Итого: от производ. (П) | 81 156 | 91,13% | 75 310 | 92,54% | 115 196 | 92,34% | 152,96% | 141,94% |
Итого: от импорта (И) | 7 903 | 8,87% | 6 071 | 7,46% | 9 551 | 7,66% | 157,32% | 120,85% |
Итого (П +И) | 89 059 | 100,00% | 81 381 | 100,00% | 124 747 | 100,00% | 153,29% | 140,07% |
Сбор акцизов в целом без учета пивных акцизов | 65 922 | 74,02% | 57 538 | 70,70% | 59 574 | 47,76% | 103,54% | 90,37% |
Сбор винных акцизов в целом | 4 667 | 5,24% | 4 130 | 5,07% | 5 206 | 4,17% | 126,05% | 111,55% |
Сбор акцизов на АП>25% в целом | 52 710 | 59,19% | 46 730 | 57,42% | 46 800 | 37,52% | 100,15% | 88,79% |
Сбор акцизов на АП 9%-25% в целом | 1084 | 1,22% | 957 | 1,18% | 1365 | 1,09% | 142,63% | 125,92% |
Сбор акцизов на АП до 9% в целом | 2 541 | 2,85% | 2 239 | 2,75% | 2 450 | 1,96% | 109,42% | 96,42% |
Сбор акцизов на пиво в целом | 23 137 | 25,98% | 23 843 | 29,30% | 65 173 | 52,24% | 273,34% | 281,68% |
1. Производство | ||||||||
Спирт этиловый | 4 627 | 5,20% | 3 198 | 3,93% | 3 506 | 2,81% | 109,63% | 75,77% |
ССЖ | ||||||||
Вино | 3 414 | 3,83% | 3 178 | 3,91% | 4 062 | 3,26% | 127,82% | 118,98% |
Пиво | 22 450 | 25,21% | 23 147 | 28,44% | 63 180 | 50,65% | 272,95% | 281,43% |
АП 25% и более (ФБ) | 9 490 | 10,66% | 8 590 | 10,56% | 18 510 | 14,84% | 215,48% | 195,05% |
АП 9%-25% (ФБ) | 186 | 0,21% | 170 | 0,21% | 380 | 0,30% | 223,53% | 204,30% |
АП до 9% (ФБ) | 2 491 | 2,80% | 2 153 | 2,65% | 2 320 | 1,86% | 107,76% | 93,14% |
АП 25% и более (СФ) | 37 760 | 42,40% | 34 200 | 42,02% | 22 670 | 18,17% | 66,29% | 60,04% |
АП 9%-25% (СФ) | 738 | 0,83% | 674 | 0,83% | 568 | 0,46% | 84,27% | 76,96% |
АП 25% и более (ФБ + СФ) | 47 250 | 53,05% | 42 790 | 52,58% | 41 180 | 33,01% | 96,24% | 87,15% |
АП 9%-25% (ФБ+ СФ) | 924 | 1,04% | 844 | 1,04% | 948 | 0,76% | 112,32% | 102,60% |
2. Импорт | ||||||||
Спирт этил | ||||||||
ССЖ | 293 | 0,33% | 284 | 0,35% | 247 | 0,20% | 86,97% | 84,30% |
Вино + виноматериал | 1 253 | 1,41% | 952 | 1,17% | 1 144 | 0,92% | 120,17% | 91,30% |
Пиво | 687 | 0,77% | 696 | 0,86% | 1 993 | 1,60% | 286,35% | 290,10% |
АП 25% и более | 5 460 | 6,13% | 3 940 | 4,84% | 5 620 | 4,51% | 142,64% | 102,93% |
АП 9%-25% | 160 | 0,18% | 113 | 0,14% | 417 | 0,33% | 369,03% | 260,63% |
АП до 9% | 50 | 0,06% | 86 | 0,11% | 130 | 0,10% | 151,16% | 260,00% |
Таблица
1. Сравнительный анализ сбора акцизов
с алкогольной продукции в
январе — сентябре 2008— 2010 г.г. (млн
руб.; ФБ – поступления в Федеральный
бюджет, СФ — в бюджет Субъектов
Федерации, ФБ+СФ – суммарные поступления)
Доля пивной продукции в общих акцизах – 37,5% (а была 57% — 59% — до пивного акцизного эксперимента)…
Среднеалкогольная продукция (95— 25% без вина): (+42,6%) к 2009 и (+25,9%) к 2008 г… Их доля на уровне 1% в общем объеме акцизов.
Спиртные напитки до 9%: их доля в объеме акцизов около 2%; а рост (+9,4%) к 2009 и (-3,6%) к 2008…
Совсем неплохо выглядит ситуация и по пивным акцизам: (+173,3%) к 2009 и (+181,7%) к 2008. С легального пива отрасль честно плати налоги.
Но можно посчитать и по— другому: например, в январе — сентябре 2009 было собрано 23 843 млн руб. акцизов с пива; если их «утроить», то в 2010 без перепроизводства и т.д. должно быть собрано 71 529 млн руб., а собрали 65 173 млн руб.; при таким расчете недобор пока всего 8,9% к максимально возможному.
Общий сбор акцизов в 2010 году составит около 170 млрд руб. Где же тот резерв в 100 млрд руб, который хочет получить в следующем году Минфин с алкоголя – не очень понятно. Основной источник: пиво и водка; они дадут в 2010 около 150 млрд; их рост ставки на 10% может дать только 15 млрд руб. в том случае, если легальное производства водки и ЛВИ не сократится после очередного повышения цен. Видимо, вся надежда на рост ставки акциза за счет переноса акциза на спирт и предоплату.
Росстат выдал данные о производстве алкогольной продукции крепче 25% — в сумме около 78 373 000 дал или условно – 1 567 460 000 поллитровок (это практически все продукция по 40%), в каждой из которых по 43 руб. акциза, итого – с продукции должны заплатить— 67 млрд руб. А пока собрано за 9 месяцев – 46,8 млрд руб.
Понятно, что часть денег за продукцию с пониженным акцизом, произведенную в конце года (но пивного ажиотажа у нас в водочном производстве не было) — считаем, что произвели в декабре со старым акцизом месячный запас на январь… Значит, собрать должны были не менее 63 млрд руб.
Глава 3. Расчет акциза на алкогольную продукцию и пути его усовершенствование.
На основании заключенного контракта с иностранным партнером предприниматель импортировал финскую водку крепостью 40%, разлитую в литровые бутылки, общим объемом 20 000 бутылок. Налоговая ставка для данного вида подакцизного товара установлена в размере 210,00 руб. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в данном подакцизном товаре.
Применительно к условиям данного примера акциз следует начислить в сумме 1 680 000 руб. (20 000 бутылок x 40% x 210,00 руб.).
Для товаров, на которые установлены комбинированные (смешанные) ставки акцизов налоговая база состоит из двух частей и определяется как объем реализованных (переданных) товаров в натуральном выражении и как расчетная стоимость этих товаров, исчисленная исходя из расчетной стоимости таких товаров. Выше мы уже отметили, что комбинированные ставки акциза предусмотрены сегодня только для табачных изделий.
Пунктом 1 статьи 187.1 НК РФ определено,
что расчетной стоимостью признается
произведение максимальной розничной
цены, указанной на единице потребительской
упаковки (пачке) табачных изделий, и количества
единиц потребительской упаковки (пачек)
табачных изделий, реализованных (переданных)
в течение отчетного налогового периода
или ввозимых на таможенную территорию
Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель на своих производственных мощностях выпускает вино крепостью 16 градусов. Виноматериалы предприниматель приобретает у ООО "Заря". Для выпуска этих виноматериалов ООО "Заря" закупает у ЗАО "Салют" этиловый спирт из пищевого сырья. При реализации этилового спирта начисляется акциз, который ООО "Заря" уплачивает в составе цены данного спирта. Ставка акциза - 30,50 руб./л.
Поскольку реализация
Предположим, что в июне 2010 года
предприниматель выпустил и
Рассчитаем сумму акциза, которая может быть принята к вычету при реализации этого вина:
30,50 руб./л. x 16 / 100 x 0,5 л. x 1000 бутылок = 2 440 руб.
Может случиться и так, что
сумма налоговых вычетов в
каком-либо месяце превысит
Информация о работе Акциз на алкогольную продукцию: эволюция, пути совершенствования