Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:59, курсовая работа
Цель работы: исследовать действующий механизм исчисления акцизов и определить перспективы его развития в современной налоговой системе Российской Федерации.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, диалектический, статистический, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный.
Введение 3
Глава 1. Эволюция и развития акциза на алкогольную продукцию. 5
1.1. Развитие налоговой политики в Российской империи 5
1.2. Монополизация алкогольной продукции. 7
1.3. Развитие акцизных марок в Российской Федерации. 9
1.4. Федеральная государственная марка и акцизная марка, как документы государственной отчетности 11
Глава 2. Механизм взимания акцизов на алкогольную продукцию. 13
2.1.Акцизы на алкогольную продукцию: понятие, плательщики, объект налогообложения и льготы 13
2.2. Налоговая база и ставки акциза на алкогольную продукцию. 16
2.3. Порядок исчисления и уплаты акциза. 19
2.4. Динамика акциза на алкогольную продукцию в 2008-2010 гг. 20
Глава 3. Расчет акциза на алкогольную продукцию и пути его усовершенствование. 24
3.1. Примеры расчета акциза на алкогольную продукцию. 24
3.2. Совершенствованию налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов 26
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения
Постановлением правительства РФ от 18 июня 1999 года «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации» с 1 августа 1999 года вводилась обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, специальной маркой, подтверждающей легальность их производства.
Реализация табака и табачных изделий без маркировки запрещена с 1 мая 2000 года.
В соответствии с постановлением правительства от 24 декабря 2009 года с 1 марта 2010 года государство в лице Росалкогольрегулирования начнет выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ.
В России с 1 января 2010г. вводится минимальная цена на розничную продажу водки за 0,5 литра в размере 89 руб. Соответствующий приказ был издан на исходе 2009г. созданной недавно Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Приказ был подписан ведомством 30 ноября 2009г., зарегистрирован в Минюсте РФ 14 декабря и опубликован в «Российской газете» 16 декабря 2009г.
С 1 января 2010 года в России минимальная цена на водку была установлена на уровне в 89 рублей. Предполагалось, что введение минимальной цены на водку должно стать первым шагом в борьбе с производством и реализацией контрафактной алкогольной продукции. Уже тогда крупные производители алкоголя стали говорить о том, что для борьбы с контрафактной продукцией цену надо поднять.
В июле правительство России отказалось от повышения акцизов на крепкий алкоголь в ближайшие три года, чтобы не увеличивать минимальную цену на водку в стране лишний раз. Если бы предложение Минфина было принято, уже в следующем году минимальная цена водки выросла бы почти в два раза – до 150 рублей за пол-литра, а к 2013 году – до 200 рублей.
Ежегодное увеличение ставок акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов составляет 10 процентов.
На
сегодняшний день это максимально возможный
уровень роста ставки акциза. Реальная
минимальная цена бутылки водки в 2010 г.
при росте ставки на 10% составила 105-110 руб.
Это уже в 2010 г. практически привело к тому,
что впервые за последние 10 лет реальная
борьба с нелегальным алкоголем со стороны
Росалкогольрегулирования привела к снижению
объемов нелегальной водки и ликеро-водочных
изделий (ЛВИ) минимум на 32%, но это не привело
к росту продаж легальной продукции - минимальная
цена перешла рубеж в 100 руб.1 Это
уже очень дорого для примерно 25 млн потребителей
водки и ЛВИ. Они не отказались от алкоголя,
но и не перешли в легальный сегмент при
сокращении нелегального. Плюс 10% к ставке
акциза на 2011 год - это уже реальная минимальная
розничная цена в 115-120 руб. И это приведет
к новому снижению объемов потребления
легальной продукции при сохранении уровня
потребления в целом.
1.4.
Федеральная государственная
марка и акцизная
марка, как документы
государственной
отчетности
Согласно действующей редакции закона Российской Федерации от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:
Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками не допускается.
Образцы акцизных марок, утвержденных в Российской Федерации см. Приложение 2 и 3.
Федеральная
специальная марка и акцизная
марка являются документами государственной
отчетности, удостоверяющими законность
производства и оборота на территории
Российской Федерации алкогольной
продукции, осуществления контроля за
уплатой налогов, а также являются носителями
информации единой государственной автоматизированной
информационной системы и подтверждением
фиксации информации о реализуемой на
территории Российской Федерации алкогольной
продукции в единой государственной автоматизированной
информационной системе.
Глава 2. Механизм взимания акцизов на алкогольную продукцию.
2.1.Акцизы
на алкогольную
продукцию: понятие,
плательщики, объект
налогообложения
и льготы
Подакцизными товарами признаются:
Налогоплательщиками акциза согласно ст. 179 гл.22 НК признаются:
Объектом налогообложения являются следующие операции:2
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Не подлежат налогообложению следующие операции:
Перечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.
Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.
Особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации.3
Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии.
Такое поручительство банка (банковская гарантия) должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней.
При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.
При
уплате акциза вследствие отсутствия
у налогоплательщика
2.2.
Налоговая база
и ставки акциза
на алкогольную
продукцию.
Определение налоговой базы при реализации или получении подакцизных товаров.
Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется: 4
Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.
Налоговая
база по этиловому спирту определяется
как объем полученного
Налоговым периодом является календарный месяц.
В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и прогнозом уровня инфляции на период с 2010 по 2012 годы предусматривается ежегодная индексация ставок акцизов на все подакцизные товары в среднем на 10% по сравнению с предыдущим годом.
Законом №282-ФЗ внесены поправки непосредственно в порядок исчисления акцизов. Например, ст. 200 НК РФ дополнена положением, в соответствии с которым при исчислении акциза на крепкую алкогольную продукцию (с объемной долей этилового спирта свыше 25%) ограничивается право налогоплательщиков на налоговый вычет акциза, уплаченного при приобретении подакцизных товаров, используемых в качестве сырья. С 2010 года, если производители такой алкогольной продукции используют в качестве сырья спиртосодержащую продукцию, сумма налогового вычета у них будет меньше сумм акциза, фактически уплаченного при приобретении спиртосодержащей продукции. В этом случае сумму вычета необходимо определять исходя из ставки акциза на этиловый спирт.
Изменилась и ставка акциза на спиртосодержащую продукцию. Теперь она установлена на одинаковом уровне со ставкой акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9%. Дело в том, что спиртосодержащая продукция (например, кальвадосный, висковый и другие дистилляты) используются в качестве сырья при изготовлении слабоалкогольных напитков. Действовавшее еще в 2009 году соотношение ставок акциза на спиртосодержащую и слабоалкогольную продукцию приводило к образованию так называемой отрицательной разницы между ставками акциза на спиртосодержащую продукцию и на алкогольную продукцию с содержанием спирта до 9% в расчете на одинаковую единицу измерения (1 л безводного спирта). Это пример исправления законодательной базы с целью устранения так называемой «коррупционной составляющей».
Ставки акциз с 2010 по 2012 приведены в Приложении 1.
Спирт этиловый и спиртосодержащая продукция
Из Приложения 1 следует, что ставка акциза на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья с 1 января текущего года увеличился с 27,7 руб. (за 1 л безводного этилового спирта) до 30,5 руб. (за 1 л безводного этилового спирта). В 2011 и 2012 годах размер ставок также будет увеличиваться и составит соответственно 33,6 руб. и 37 руб. (за 1 л безводного этилового спирта).
Информация о работе Акциз на алкогольную продукцию: эволюция, пути совершенствования