Реформы пенсионных
систем уже начались в Германии,
США, Италии, Франции, Японии, Венгрии,
Польше, Чехии. Они сводятся к различным
комбинациям следующих мер:
плавное
повышение пенсионного возраста;
снижение
размеров отдельных видов пенсий;
увеличение
размеров страховых взносов и
периодов страхования;
обособление
институтов социального страхования
социальной помощи;
ограничение
практики досрочного выхода.
В отличие
от России, практически во всех странах
Западной Европы, в США, Японии, Австралии
широко действуют негосударственные
социальные фонды, которые помогают полнее
охватить различные слои населения при
осуществлении, пенсионного, медицинского,
социального страхования и обеспечения.
На наш взгляд, причиной этому является
принятая там нормативная база, создавшая
благоприятные предпосылки становления
и развития данных фондов.
Принципы
формирования пенсионного фонда
в России и за рубежом во многом
отличаются друг от друга. Сумма взносов
работников на пенсионное страхование
в России является самой низкой (1%
от ФОТ) в сравнении с платежами, уплачиваемыми
застрахованными лицами в странах рыночной
экономики. Вместе с тем, для российских
работодателей тариф пенсионного страхования
с 1 января 2005 года установлен в размере
20% от ФОТ, что ставит Россию по этому показателю
на первую позицию по отношению ко всем
развитым странам мира. Однако такие результаты,
исходя из российской действительности,
не способствуют, на наш взгляд, ни достойной
социальной поддержке населению ни столь
важному сейчас снижению налогового
бремени предприятиям.
- Пенсионная система России
Начиная
с 2002 г. в России проводится пенсионная
реформа. Задача этой реформы - перейти
от распределительной государственной
пенсионной системы к смешанной, распределительно-накопительной.
Таким образом, в определенной мере распределительная
система будет сохранена, но она будет
дополнена добровольным пенсионным обеспечением
граждан через негосударственные пенсионные
фонды. В 2003 г. граждане получили возможность
выбора - оставить деньги в Пенсионном
фонде России для вложений в государственные
ценные бумаги или передать их частным
управляющим компаниям. В 2004 г. появилась
возможность направлять средства формирующие
накопительную часть трудовых пенсий,
в негосударственные пенсионные фонды.
При планировании
пенсионной реформы возникает необходимость
учета российской специфики в
организации пенсионного обеспечения.
Этот вопрос исключительно важен
в свете того факта, что в мире
нет абсолютно одинаковых пенсионных
систем, даже пенсионные системы, в
основе которых лежат одни и те
же принципы, характеризуются многообразием
национальных особенностей. В России
отсутствуют какие-либо сверх специфические
цели, для достижения которых нужны из
ряда вон выходящие решения. Для правильного
построения пенсионной системы необходимо
правильно подобрать имеющиеся в мировой
практике и в России подходы, которые в
наибольшей степени отвечали бы условиям
российской действительности. Во всем
мире пенсионные системы, характеризуемые
многочисленными национальными особенностями,
которые обусловлены процессами исторического
развития и влиянием тех или иных идей,
переживают в настоящее время период осмысления
и подвергаются постоянной трансформации,
направленной на совершенствование возложенных,
на них функций. Поэтому слепое заимствование
опыта других стран при реформировании
системы пенсионного обеспечения в России
является достаточно бесперспективным.
Более продуктивным представляется анализ
этого опыта с целью выявления подходов,
которые позволяют наиболее эффективно
решать возложенные на пенсионную систему
задачи не только в настоящее время, но
и в перспективе. Кризис пенсионной системы
Росси – это кризис формационного свойства:
происшедшие в стране формационные изменения
по времени значительно опередили требуемые
институциональные изменения пенсионной
системы. Продолжающая существовать в
прежних формах пенсионная система не
соответствует изменившимся экономическим,
правовым и социальным условиям, и она
обречена на воспроизводство кризисных
ситуаций, и сама является элементом тормозившим
социальное и экономическое развитие
страны Необходимость реформирования
пенсионной системы стала очевидной вскоре
после принятия Закона Российской Федерации
от 20 ноября 1990г. №340-1 “О государственных
пенсиях в Российской Федерации”. В течение
1992 – 1995 гг. объединенными усилиями специалистов
Минсоцзащиты России, Минтруда России
и Пенсионного фонда России была разработана
Концепция реформы системы пенсионного
обеспечения в Российской Федерации, которая
в августе 1995 года была одобрена Правительством
Российской Федерации. В 1997г. как элемент
развития Концепции 1995г., был предложен
проект Программы пенсионной реформы
в Российской Федерации. Суть новых предложений
сводится к внедрению в практику пенсионного
обеспечения страховых механизмов в различных
формах: индивидуальных именных накопительных
и условно-накопительных счетов, профессиональных
пенсионных систем. Согласно данной Программе
предполагается создать комбинированную
(распределительную и накопительную пенсионные
системы) пенсионную систему, включающую
три уровня пенсионного обеспечения граждан)
государственное пенсионное страхование
– ведущий элемент системы, по которому
выплата пенсий обеспечивается в зависимости
от страхового (трудового) стажа, уплаченных
взносов в бюджет государственного пенсионного
страхования. Источник финансирования
– за счет текущих поступлений в Пенсионный
фонд, средства, полученные от направления
части обязательных страховых взносов
на накопление, и за счет инвестиционного
дохода от их размещения. Государственное
пенсионное обеспечение – для лиц, которые
не приобрели права на пенсию по государственному
пенсионному страхованию, не имеющие достаточного
трудового стажа, - за счет средств федерального
бюджета. Дополнительного пенсионного
страхования, формируемого по накопительным
схемам за счет добровольных взносов работодателей
и граждан, а в случаях, установленных
законодательством Российской Федерации,
- обязательных взносов на профессиональные
пенсии, выплачиваемые по условиям труда.
Негосударственное пенсионное обеспечение
в пенсионной системе рассматривается
как дополнительное по отношению к государственному
и может осуществляться как в форме дополнительных
профессиональных пенсионных систем отдельных
организаций, отраслей экономики либо
территорий, так и в форме личного пенсионного
страхования граждан, производящих накопление
средств на свое дополнительное пенсионное
обеспечение в страховых компаниях или
пенсионных фондах. Обе эти формы должны
развиваться. Многоуровневая система
страхует от многих рисков - особенно от
общего, обусловленного неопределенностью
в экономике и политике (правительственные
или рыночные кризисы, изменения в относительных
ценах труда и капитала) - с помощью диверсификации
типов управления (государственный и частный),
источников финансирования (капитал и
труд) и инвестиционных стратегий (акции
и облигации, международные и внутренние
инвестиции). Сегодня общепризнано, что
многоуровневая схема может эффективно
разрешать многие проблемы современных
пенсионных систем. Именно этот путь выбрали
многие страны при реформировании в 90-е
годы своих пенсионных схем. К концу истекшего
столетия лишь 5 государств (Чили, Боливия,
Сальвадор, Мексика и Казахстан) полностью
отказались от распределительной системы
и перешли на чисто накопительную. В большинстве
стран смешанные, многоуровневые системы
включают и накопительные, и распределительные
элементы. Ряд государств, совершенствуя
свои распределительные схемы, ввели в
них систему условно-накопительных счетов,
обеспечив тем самым более тесную связь
накопленных индивидом взносов и его пенсии
в рамках старой системы. Дополнительная
профессиональная пенсионная система
может быть как с установленными выплатами,
так и с установленными взносами, солидарной
либо накопительной или использовать
одновременно оба эти принципа. Ее финансирование
может осуществляться как исключительно
за счет взносов работодателя, так и с
участием работников. В то же время все
обязательства по пенсионной системе
должны иметь финансовое покрытие в форме
накопленных активов и будущих поступлений
взносов (актуарный баланс). При финансировании
указанных пенсионных систем исключительно
за счет взносов работодателя в ней может
быть предусмотрен определенный период
времени, в течение которого уволившийся
работник, охваченный этой системой, не
приобретает пенсионных прав. Такой период
не должен быть, однако, очень продолжительным.
Для работников, продолжительность трудовой
деятельности которых на предприятии
после введения пенсионной системы превышает
установленный период, необходимо предусмотреть
механизм перевода приобретенных пенсионных
прав в случае их увольнения из организации
до приобретения права на пенсию. В частности,
для организаций, имеющих такие пенсионные
системы, мог бы быть установлен предел
заработка для взимания взносов на государственное
пенсионное обеспечение. Кроме того, в
качестве возможного решения взносы, отчисляемые
организациями на финансирование профессиональных
пенсионных систем, должны исключаться
из их налогооблагаемой базы. Вместе с
тем в целях обеспечения справедливой
распределительной политики представляется
необходимым установить предел взносов
на выплату пенсий, которые не учитываются
при определении налогооблагаемой базы.
Общий предел взносов, взимаемых на дополнительное
профессиональное пенсионное обеспечение,
мог бы быть установлен на уровне тарифа
взносов, взимаемых на государственное
пенсионное обеспечение. Поскольку большая
часть активов профессиональных пенсионных
систем будет использоваться на накопление
и инвестироваться в развитие экономики,
то представляется целесообразным также
освободить от прямого налогообложения
инвестиционный доход профессиональных
пенсионных фондов. Вместе с тем следовало
бы ввести налогообложение пенсий, выплачиваемых
по дополнительным профессиональным пенсионным
системам. Таким образом предполагается,
что в нынешнюю распределительную систему
будут постепенно вживляться элементы
накопительной системы с тем, чтобы в среднесрочной
перспективе распределительный и накопительный
элементы существовали в государственной
пенсионной системе на паритетных началах.
При этом длительность этапов формирования
накопительной системы и последовательность
перераспределения обязательств были
определены с учетом того, чтобы не привести
существующую пенсионную систему к финансовой
дестабилизации. Факторами обеспечивающими
стабилизацию финансового положения пенсионной
системы в переходный период, будут служить
- более жесткая привязка размера пенсионных
выплат к величине поступлений в Пенсионный
фонд; учет ожидаемой продолжительности
жизни пенсионера при назначении пенсии
и стимулировании более позднего выхода
на пенсию через систему условно-накопительных
и именных накопительных счетов; обеспечение
более четкого разграничения обязательств
по финансированию страховых пенсий и
других пенсионных выплат между Пенсионным
фондом России и другими источниками,
включая федеральный бюджет и социальные
внебюджетные фонды. Увеличение сбора
страховых взносов в результате внедрения
системы условно-накопительных и именных
накопительных пенсионных счетов, для
повышения финансовой устойчивости пенсионной
системы предлагается провести ряд дополнительных
мероприятий: повысить собираемость пенсионных
взносов, главным образом за счет расширения
базы плательщиков и значительного повышения
доли отчислений, уплачиваемой непосредственно
работником, оптимизировать технику доставки
пенсий, используя современные технологии,
что должно привести к ускорению оборачиваемости
пенсионных средств, уменьшению задержек
с выплатой пенсий, сокращению расходов
на доставку. Также необходимо провести
серию комплексных расчетов и дополнительных
исследований вариантов дальнейшего реформирования
пенсионной системы и по их результатам
пересмотреть основные параметры переходного
периода – его начало и окончание, последовательность
дальнейших шагов, ставки отчислений,
направляемых на финансирование накопительных
пенсий и при разработке законодательных
актов основываться на результатах этих
исследований.
- Развитие негосударственных пенсионных фондов в России
Новая пенсионная
система, действующая в России с
2002 года, принципиально изменила порядок
формирования пенсии, которая теперь
состоит из трех частей: базовой, страховой
и накопительной. Базовая часть
является фиксированной, она устанавливается
государством и не зависит от стажа
работы и зарплаты застрахованного
лица. А еще две части пенсии
(страховая и накопительная) уже
зависят только от суммы страховых
взносов, уплаченных за Вас работодателем.
Однако в силу различных причин коэффициент
замещения (отношение получаемой пенсии
к заработку), который в настоящее время
составляет менее 30% от средней заработной
платы, в перспективе будет снижаться
и, по оценке специалистов, к 2015 году может
составить около 15%. При этом, чем выше
Ваш доход, тем ниже коэффициент замещения.
Нормальный
коэффициент замещения, позволяющий
человеку сохранить привычный уровень
жизни - отдыхать, хорошо одеваться
и питаться, рекомендован Международной
организацией труда. Он составляет 40-60%.
В странах ЕЭС установлены
более высокие требования - 70%. Однако
такой высокий уровень коэффициента
обеспечивается не только за счет государственной
пенсионной системы. Довести доходы пенсионеров
до такого высокого уровня призваны негосударственные
пенсионные фонды.
Некоторые скептики
вообще сомневаются в необходимости
самостоятельного накопления на дополнительную
пенсию, ссылаясь на то, что при средней
продолжительности жизни мужчин - 57 лет
- потребность в самой пенсии отпадает.
Однако следует знать, что средняя продолжительность
жизни считается с учетом смертности в
детском возрасте, от потребления алкоголя
и наркотиков, погибших в авариях, природных
и техногенных катастрофах и т.п. При этом,
по статистике, средняя продолжительность
жизни у мужчин, доживших до 60 лет, составляет
74 года, а у женщин, доживших до такого
же возраста, -78 лет.
Сейчас существует
несколько инструментов накопления
средств: можно пользоваться услугами,
предлагаемыми банками, паевыми
инвестиционными фондами, негосударственными
пенсионными фондами.
Если целью
является получение гарантированного
дохода от вложенных средств по истечении
конкретного периода времени, то,
несомненно, в этом случае следует
воспользоваться услугой банковского
вклада.
Если необходимо
получить более высокий, нежели банковский,
процент и есть готовность рисковать
своими вложениями, то подойдет паевой
инвестиционный фонд.
Если цель
– иметь надежный источник постоянного
дохода в течение длительного
периода времени после завершения
трудовой деятельности, то непременно
надо воспользоваться услугой негосударственного
пенсионного фонда (НПФ). Сохранность
пенсионных накоплений в НФП обеспечивается
через законодательное регулирование
их деятельности и действующую жесткую
систему контроля со стороны государства.
Создание
и развитие пенсионных фондов - новое
явление на рынке ссудных капиталов,
на рынке ценных бумаг и в целом
в кредитной системе государства.
Основа пассивных
операций пенсионных фондов - ресурсы,
поступающие от корпораций, предприятий,
а также взносы рабочих и служащих,
обычно составляющие 20-30% всех поступлений.
Доля взносов существенно колеблется
по различным корпорациям, предприятиям
и странам. Чем мощнее и богаче
корпорация, тем меньше доля взносов
рабочих и служащих. Капитал пенсионных
фондов формируется в основном за счет
взносов предпринимателей, рабочих и служащих,
аккумулируемых, как и при страховании
жизни, на довольно длительные сроки -
10 и более лет. Пенсионные фонды обладают
долгосрочными денежными средствами и
вкладывают их в правительственные и частные
ценные бумаги. Почти 80% активов пенсионных
фондов составляют ценные бумаги частных
корпораций. При этом свыше 30% активов
приходится на обыкновенные акции, что
позволяет пенсионным фондам активно
влиять на политику корпораций. Кроме
того, пенсионные фонды вкладывают денежные
средства в акции собственных корпораций,
главным образом в обыкновенные акции.
Пенсионные
фонды, управляемые банками, широко
используются последними для приобретения
больших пакетов акций крупных
корпораций, за что коммерческие банки
получают значительные комиссионные.
Это позволяет сконцентрировать
в руках нескольких фондов большую
часть ценных бумаг, особенно акций.
Развитие
частных пенсионных фондов в России
началось с принятия Закона РФ «О негосударственных
пенсионных фондах» от 16 сентября 1992г.
№ 1077 г. Однако практически фонды
ста ли официально действовать лишь
с 1994г.
Федеральным
законом «О негосударственных пенсионных
фондах» от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ негосударственный
пенсионный фонд определяется как особая
организационно-правовая форма некоммерческой
организации социального обеспечения.
Исключительными видами деятельности
негосударственных пенсионных фондов
являются деятельность по негосударственному
пенсионному обеспечению, деятельность
в качестве страховщика по обязательному
пенсионному страхованию и деятельность
в качестве страховщика по профессиональному
пенсионному страхованию.
Частный пенсионный
фонд согласно закону образуется как
некоммерческая организация, аккумулирующая
пенсионные взносы и производящая пенсионные
выплаты в соответствии с условиями
договора. Для прироста собранных
средств пенсионный фонд должен передавать
их специальному учреждению (комиссии)
по управлению активами пенсионного
фонда (КУАПФ). За исключением заранее
оговоренной доли в виде комиссионных,
весь получаемый комиссией доход
используется исключительно на определенные
уставом фонда цели (в основном
на выплату пенсий). В этом проявляется
некоммерческий характер негосударственного
пенсионного фонда (НПФ). Частные
пенсионные фонды не пользуют разные
схемы пенсионных выплат: выплата
пожизненной пенсии; пенсионные выплаты
в течение оговоренного ряд лет,
но не менее пяти; единовременная выплата
части пенсионной суммы и гарантированный
размер пенсионных выплат в течение
оговоренного периода (ряд лет). При
этом фонды используют варианты с
наследованием пенсионных сумм.
Успешная
стратегия развития негосударственного
пенсионного фонда требует правильного
выбора регионов, типов предприятий
и специфического контингента для
индивидуального охвата. В соответствии
с этими задачами должна строиться
и организационная структура
негосударственного пенсионного фонда.
Это резко расширяет и одновременно
осложняет спектр деятельности. Негосударственные
пенсионные фонды России должны выполнять
следующие несвойственные им функции:
- приобретение
в пользу клиента фонда акций
предприятий и предоставление
ему для этого беспроцентной ссуды;
- выдача
беспроцентных ссуд на приобретение
недвижимости (дачи, квартиры);
- повышение
защищенности клиента от безработицы;
- открытие
и содержание специальных магазинов,
ведущих продажу по сниженным
ценам, для пожилых и малоимущих
клиентов.
В настоящее
время в России функционируют 250
негосударственных пенсионных фондов,
100 из них оцениваются как достаточно
сильные.
Согласно
закону «О пенсионных фондах» (2003 г.) пенсионные
резервы инвестируются негосударственными
пенсионными фондами исключительно
в целях их сохранения и прироста.
НПФ обязаны заботиться о безопасности
вкладов в интересах участников. Анализ
же статистики позволяет говорить о том,
что НПФ стабильно показывают высокий
процент инвестирования в акции и облигации
российских компаний. Суммарный объем
инвестирования в акции и облигации российских
компаний достигает у некоторых НПФ почти
80% (НПФ «ГАЗФОНД»), что делает портфели
этих фондов достаточно рискованными.
Несмотря на существующие ограничения
на вложения в один вид финансовых активов,
утвержденный Инспекцией НПФ особый порядок
инвестирования, действующий для достаточно
большого количества фондов, позволяет
им проводить несбалансированную политику.
Серьезные отклонения от норм инвестирования
могут наблюдаться у НПФ и по векселям,
государственным облигациям федерального
уровня. И, тем не менее, негосударственные
пенсионные фонды демонстрируют достаточно
стабильный рост.
В ближайшее
время ожидается значительное увеличение
числа негосударственных пенсионных
фондов на российском рынке. Статистика
говорит об увеличении числа управляющих
компаний, ориентированных не на создание
паевых инвестиционных фондов, а на
работу с пенсионными резервами.
Успешное функционирование негосударственных
пенсионных фондов позволит России перейти
к системе сбалансированного
пенсионного обеспечения.
- Заключение
Самым крупным из социальных внебюджетных
фондов является Пенсионный, осуществляющий
свою деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации
и Положением о Пенсионном фонде
для государственного управления пенсионным
обеспечением. Сегодня в России пенсию
получают 38,3 млн. человек. В рамках программ
социальной защиты оказывается адресная
материальная помощь престарелым и нетрудоспособным
гражданам. На выплату пенсий и пособий
населению используется основная часть
всех средств Пенсионного фонда.
В настоящее время в деятельности
Пенсионного фонда существуют определенные
проблемы, в частности минимальный
размер пенсий по отношению к прожиточному
минимуму нетрудоспособного населения
неуклонно снижается. Вариант уменьшения
этого разрыва за счет увеличения
поступлений в Пенсионный фонд РФ
также не является оправданным, так
как увеличение страховых тарифов,
прежде всего, повлияет на деятельность
законопослушных работодателей, численность
которых будет неуклонно снижаться.
Тариф страховых взносов на цели
пенсионного обеспечения и так
достаточно высок, что может привести
к неблагоприятному соотношению
численности плательщиков страховых
взносов и пенсионеров.
Поэтому, на сегодняшний день назрела
необходимость реформы пенсионной
системы, в рамках которой минимальный
размер пенсии был бы доведен до
уровня прожиточного минимума, размеры
пенсий дифференцировались в зависимости
от прошлого трудового вклада пенсионера,
а взносы, уплачиваемые работодателями
в Пенсионный фонд РФ, в составе
единого социального налога были
бы ограничены.
Пенсионному обеспечению более 100
лет. За это время в мировой
практике разработаны различные
модели пенсионных систем. Социальная
модель предоставляет пенсионерам
определенный минимум средств независимо
от трудового вклада: стажа работы,
уровня оплаты, суммы страховых взносов
и т.д. Другие модели пенсионной системы
считаются трудовыми пенсиями. Первая
устанавливает зависимость величины пенсии
от трудового стажа, оплаты труда, суммы
страховых платежей. Вторая предполагает
формирование пенсии по накопительному
принципу: страховые взносы зачисляются
на пенсионный счет в лицензированную
финансовую компанию, которая для увеличения
этих средств размещает их на финансовом
рынке.
По накопительной системе каждый
человек формирует пенсию сам, т.е.
его взносы идут не на оплату пенсии
другому, а на индивидуальный счет специализированной
страховой компании. Государство лишь
контролирует деятельность компании и
обеспечивает правовые гарантии для пенсионных
накоплений.