Зарубежный и отечественный опыт регулирования пенсионной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Глубинные качественные изменения, происходящие в Российской Федерации, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.

Содержание

Введение
Обобщение зарубежного опыта организации пенсионного фонда
Пенсионная система России
Развитие негосударственных пенсионных фондов в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Суров В К.docx

— 48.51 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине:

Государственные и муниципальные финансы

Тема:

Зарубежный и отечественный опыт регулирования пенсионной системы

 

Выполнил                                 Суров В.К

 

Государственное и Муниципальное  управление

(специальность)

11446

(№ группы)

 

Проверил

    ___________________________

(звание, должность  преподавателя)

________________________________________________________

(Ф.и.о. преподавателя))

                                                                  

 

Новосибирск 2012г.

 

Введение 

  1. Обобщение зарубежного опыта организации пенсионного фонда
  2. Пенсионная система России
    1. Развитие негосударственных пенсионных фондов в России
  3. Заключение
  4. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Пенсия –  это гарантированная ежемесячная  денежная выплата для обеспечения  граждан по достижении ими определенного  законом возраста, а также в  случае потери трудоспособности, потери кормильца.

В нашей стране до начала 90-х годов пенсионное обеспечение  осуществлялось за счет средств Фонда  государственного социального страхования. Однако его средств хронически не хватало, и тогда приходилось прибегать к средствам госбюджета. Из-за дефицитности бюджета вопросы развития пенсионной системы всегда решались по остаточному принципу.

В условиях усиливающегося финансового кризиса  для пенсионного обеспечения  объективно необходимо было формирование Пенсионного фонда РФ. Он образован  в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное  учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

С 1 января 1991 года средства, предназначенные для  выплаты пенсий и некоторых государственных  пособий, по решению высших законодательных  органов Российской Федерации были выведены из федерального бюджета. Работа по сбору, учету и целевому распределению  средств была возложена на Пенсионный фонд.

Пенсионный  фонд Российской Федерации является крупнейшим среди внебюджетных социальных фондов. На его долю приходится около  ¾ средств этих фондов. В настоящее  время в России бюджет Пенсионного  фонда занимает второе место по величине после федерального бюджета.

Уровень и  качество пенсионного обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения  страны. В России сложившаяся пенсионная система затрагивает интересы свыше 38 миллионов пенсионеров.

Система пенсионного  обеспечения большинства стран  мира предполагает самостоятельное  накопление гражданами основной доли своей пенсии. Роль государства заключается  в том, чтобы законодательно определить условия, обеспечивающие возможность  накопления гражданами будущей пенсии, способной обеспечить сохранение привычного уровня жизни после прекращения  трудовой деятельности. Начиная трудовую деятельность, люди там уже знают, что их будущее материальное благополучие находится в их собственных руках, а чтобы его обеспечить, надо заранее  накапливать деньга на свою пенсию.

Пенсионеры  этих стран могут вести активный образ жизни, позволяя себе не только хорошо питаться и одеваться, но и  путешествовать по миру, благодаря  заботе о себе еще в период трудовой деятельности.

Глубинные качественные изменения, происходящие в Российской Федерации, затронули  все сферы жизнедеятельности  российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная  необходимость пересмотра укоренившихся  представлений о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования  имеющихся средств.

Наиболее  важным для членов общества направлением преобразований социальной политики государства  является реформирование пенсионной системы, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного  времени.

Негативные  демографические изменения заставляют искать новые подходы в решении  задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных при  наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсионная  система и механизм управления ее финансами требуют изменений, адекватных современным экономическим, социальным и демографическим условиям с  учетом передового мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это вызывает необходимость  глубокого научного анализа проблем, связанных с реализацией пенсионной реформы, ее последствиями, функционированием пенсионной системы и, главное, деятельностью пенсионного фонда государства.

 

  1. Обобщение зарубежного опыта организации пенсионного фонда

 

В социально  ориентированных промышленно развитых странах государством устанавливается  минимальный уровень пенсионного (как, впрочем, и других видов социального) обеспечения. Он несопоставимо ниже уровня, получаемого по системам пенсионного  страхования, как солидарно-распределительным, так и накопительным. При этом для пенсионного обеспечения  стран с рыночной экономикой характерно сочетание базовых, обязательных систем, обеспечивающих всем жителям или  большинству экономически активного  населения возмещение доходов при выходе на пенсию, и дополнительных систем, предназначенных для того, чтобы гарантировать добавочный доход при выходе на пенсию для отдельных профессиональных групп.

Дополнительная  система пенсионного обеспечения  характеризуется большим количеством  модификаций, зависящих от конкретных условий каждой страны, и строится на обязательных или добровольных принципах  внесения взносов. Возникновение дополнительных пенсионных систем объясняется специфическими недостатками базовых национальных систем, построенных как по уравнительному, так и по компенсационному принципу.

В Великобритании, Ирландии, Дании дополнительные системы  носят обязательный характер и связаны  с оплатой труда за весь период трудовой деятельности. В Португалии, Германии и Бельгии, где размер пенсии зависит от страховых взносов, производимых в течение всей жизни, дополнительные системы носят добровольный характер.

Во многих странах не существует законодательных  актов, обязывающих наемных работников вступать в дополнительные системы. Как правило, они являются результатом  коллективных соглашений между работодателями и работниками. Тем не менее, в  Нидерландах, например, где дополнительная система носит добровольный характер, она охватывает 80% населения. Распределительная система является полным антиподом накопительной пенсионной системы. Она характеризуется тем, что пенсионеры получают деньги на свое содержание от другого поколения работников, пришедших им на смену. Следовательно, уровень благополучия пенсионеров будет целиком и полностью зависеть от экономического благополучия именно этого поколения, на которое они уже никак не могут повлиять. Поэтому может показаться, что вторая модель более зависима от изменений в экономической сфере или от социально-политической ситуации. Однако ни в первом, ни во втором случае не удастся избежать непосредственного влияния общей экономической ситуации, поскольку главная задача накопительной системы пенсионного обеспечения заключается не в том, чтобы больше собрать, а в том, чтобы надежно сохранить и по возможности преумножить средства.

В большинстве  стран мира действуют смешанные  системы, которые содержат элементы как накопительной, так и распределительной  системы, причем, как правило, элементы распределительной системы преобладают.

Например, система  финансирования обеспечения пенсионеров  в Германии содержит элементы как  одного, так и другого способа. Она называется «системой трех уровней». Первый уровень (около 80% всех пенсионных выплат, в основном финансируемых  распределительным способом) охватывает, прежде всего, обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Это означает, что этим людям при  достижении пенсионного возраста должна быть предоставлена пенсия, которая  обычно достаточна, чтобы обеспечить уровень жизни в соответствии с запросами пожилого человека. Второй и третий уровни, а именно пенсионное обеспечение из фондов предприятий и частные пенсионные накопления, финансируются накопительным способом. Пенсия от предприятия или индивидуальные пенсионные накопления являются дополнением к государственной пенсии. Пенсии второго и третьего уровней составляют в настоящее время приблизительно 10% всего объема выплачиваемых пенсий. Концепция трех уровней, основанная на комбинации положительных черт распределительного и накопительного способов, хорошо себя зарекомендовала.

Французская пенсионная система является одной  из старейших в мире. Эту систему  сейчас называют системой распределения, когда социальные взносы работодателей  и работающих, собранные в течение  года, распределяются среди пенсионеров  в том же году. Эта система носит  государственный централизованный характер, т.к. ее невозможно создать  на уровне предприятий или отраслей, обеспечивая социальную защиту наиболее бедных слоев населения.

В целом организация  пенсионного обеспечения во Франции  довольно сложна: в стране действуют  более сотни базовых и свыше  трехсот дополнительных режимов  выплаты пенсий. Рассмотрим пять важнейших типов режимов:

1.  Базовые  режимы для наемных работников  промышленности, торговли и сельского  хозяйства. Пенсии по старости  по общему режиму финансируются  за счет взносов предпринимателей, которые составляют в среднем  8,2% выплачиваемой заработной платы.

2.  Для  работников отдельных отраслей (военных,  государственных чиновников, моряков,  шахтеров, железнодорожников и др.) действуют специальные системы  пенсионного обеспечения. В целом  пенсии государственных служащих (кроме управленческих кадров) на 20% выше, чем наемных работников  частного сектора. Это объясняется  тем, что взносы работодателей на выплату пенсий по специальным режимам также существенно выше.

3.  Помимо  базовых, во Франции действуют  обязательные режимы пенсионного  обеспечения, большая часть которых  сосредоточена в рамках АРРКО  – для всех категорий трудящихся  и АЖИРК – для административно-управленческих  кадров.

4.  Обязательные  базовые режимы для работников, не относящихся к категории  лиц наемного труда, действуют  под эгидой отраслевых национальных  касс по выплате пенсий. Размеры  взносов определяются в каждой  отраслевой кассе специальными  соглашениями.

5.  Во Франции  в последнее время начинают  использоваться и различного  рода добровольные режимы: в рамках  отдельных предприятий, отраслевых  пенсионных касс, страховых компаний, касс взаимопомощи и т.д., которые  являются первыми ростками новой  для Франции, но, преобладающей,  например, в США и Великобритании, либеральной модели пенсионного  обеспечения. В этом случае  действует так называемый «страховой  принцип», в соответствии с которым  работающие в течение всей  трудовой жизни вносят средства  в частные пенсионные фонды  или страховые компании, а по  достижении пенсионного возраста  получают от них пособия.

Опыт Франции  в области пенсионного обеспечения  позволяет извлечь полезный урок: любое механическое заимствование  моделей социальной защиты населения, даже хорошо зарекомендовавших себя в других странах, без учета конкретных социально-экономических и политических условий нежелательно и невозможно. Если даже Франция с ее достаточно устойчивой экономикой и развитой инфраструктурой  считает для себя не приемлемым поспешное  реформирование пенсионной системы, то тем более осмотрительной и взвешенной должна быть политика российских властей  в области социального реформирования, в том числе и пенсионного  обеспечения.

Пенсионное  обеспечение – одна из серьезнейших проблем, которые постоянно находятся  в поле зрения правительства любой  из развитых стран. Обострение внимания к этому аспекту социальной политики связано с общими для большинства государств причинами: демографическими изменениями, выражающимися в увеличении продолжительности жизни и постарении населения; ростом «пенсионной нагрузки» на работающее население, которая подошла во многих случаях к грани, за которой любая экономическая деятельность становится нецелесообразной, расширением теневого рынка труда, занятые в котором, по сути дела, являются иждивенцами во всяком государстве.

Существующая  система тарифов пенсионного  страхования по старости, инвалидности и потери кормильца, по мнению законодателей  различных развитых стран, не отвечает требованиям современного развития социального страхования и обеспечения.

Информация о работе Зарубежный и отечественный опыт регулирования пенсионной системы