Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:47, реферат
В настоящей работе в краткой форме дано представление об основных вехах, событиях и направлениях работы государственной статистики в России, наиболее видных деятелях российской статистической науки и практики и их роли в развитии статистической теории и методологии, совершенствовании организации государственной статистики.
Начальный этап советской статистики (1917 - 1930 гг.) отличался исключительной интенсивностью: проводилось большое число специально организованных статистических переписей и обследований, плодотворно работали различные научные коллективы, был построен первый баланс народного хозяйства, совершенствовалась организационная структура государственной статистики. Плюрализм мнений, концепций, идей, критическое использование достижений зарубежной статистики характеризуют этот период.
В июне 1918 г. был созван Первый Всероссийский съезд статистиков, который обсудил проект Положения о государственной статистике, представленный Павлом Ильичем Поповым, возглавлявшим в то время отдел переписи и статистики ВСНХ.
25 июля 1918 года Декретом Совета Народных Комиссаров "О государственной статистике (Положение)" было оформлено создание в стране единого общегосударственного органа - Центрального статистического управления.
Крупным событием в жизни государственной статистики первых лет Советской власти стало проведение в августе 1920 года сложнейшего комплекса Всероссийских переписей: демографическо- профессиональной переписи населения, сельскохозяйственной переписи и краткого учета промышленных предприятий.
Материалы переписи 1920 года легли в основу разработки Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО).
Одной из первых фундаментальных работ, выполненных молодой советской статистикой, была оригинальная, сложная в теоретическом, методологическом и практическом отношении разработка первого баланса народного хозяйства за 1923/24 год, составленного по постановлению Совета Труда и Обороны от 21 июля 1924 года.
Последующее
развитие советской
статистики тормозилось
созданием в 30-е
годы административно-
В годы Великой Отечественной войны статистика решала огромные задачи по оперативному учету трудовых и материальных ресурсов, перемещению производительных сил страны в восточные районы. После войны роль статистики возросла: развернулись балансовые работы, углубилась теория индексного метода, получили распространение экономико-математические модели и методы.
В 1987 году по постановлению правительства Центральное статистическое управление СССР было преобразовано в союзно-республиканский Государственный Комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР).
В настоящее время российская государственная статистика не только решает текущие задачи обеспечения информационных потребностей общества, но и работает над комплексом проблем с целью ее адаптации к рыночной экономике. Проведено Всероссийское совещание статистиков в ноябре 1995 г.. Разработана Федеральная целевая программа "Реформирование статистики в 1997-2000 годах".
Необходимость реформирования российской статистики обусловлена, прежде всего, радикальной трансформацией социальной и общественно-экономической среды, изменениями в международной и внутригосударственной сферах:
- Россия обрела государственность, что обусловило необходимость становления национальной статистической службы, соответствующей статусу независимого государства;
- вхождение России в мировое сообщество предполагает освоение методов учета, классификаций, показателей и других аспектов методологической базы, используемых в мировой практике;
- принятие Конституции Российской Федерации, в которой сделаны акценты на усиление основ федерализма, расширение полномочий ее субъектов, предполагает поиск форм организации работы в целях гармонизации интересов статслужб разных уровней, позволяющей сохранить единое информационное пространство. Сохранение целостности статистической системы создает добротные предпосылки совершенствования методологии и принципов обработки и анализа информации;
- интенсивное развитие негосударственного сектора, становление рыночной инфраструктуры, ускорение социальной стратификации населения и другие качественно новые явления, происходящие в реформируемой экономике, обуславливают применение новых методов организации статистического наблюдения, разработку принципиально отличных системообразующих признаков, состава экономических показателей.
Организационной основой реформирования статистики в новых условиях стала рассчитанная на 1993-1995 годы Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствие с требованиями развития рыночной экономики.
Госкомстат России стал центром не только организации, но и методологии проведения статистических разработок, тесно связанных с переходом к рыночной экономике. Начался процесс реформирования российской статистики.
В связи с этим, на первый план выдвинулась задача - решить проблему охвата статистическим учетом быстро увеличивающегося числа хозяйственных объектов и, прежде всего, в рамках негосударственного сектора экономики. Традиционный способ сбора информации с помощью системы обязательной сплошной государственной статистической отчетности, которая господствовала в нашей стране в условиях директивной экономики, оказался неадекватным новым условиям.
Эти и другие вопросы перестройки всей системы государственной статистики предполагается решить в Федеральной целевой программе "Реформирование статистики в 1997-2000 годах".
Начало 90-х годов совпало с прекращением существования СССР и созданием на его территории самостоятельных государств. С этих пор Госкомстат России стал преемником накопленного советской статистикой опыта в методологии и практике статистических работ на ее территории.
Госкомстат России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой. В его состав входят 88 территориальных органов Госкомстата России: республик, краев, областей, автономных округов и автономной области, ГМЦ, Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы, Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики, учебные заведения (Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики, 22 колледжей и техникумов, 45 учебных центров).
За этот период была существенно изменена действующая система статистических показателей, создана система национальных счетов, положено начало международным сопоставлениям валового внутреннего продукта, приведены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая таможенную, бюджетную и банковскую статистику, заложена основа Государственного статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.
Указом
Президента Российской
Федерации В.В.Путина
от 9 марта 2004 года № 314 "О системе
и структуре федеральных
органов исполнительной
власти" Государственный
комитет Российской
Федерации по статистике
преобразован в Федеральную
службу государственной
статистики.
В соответствии с вышеназванным
Указом Президента Российской
Федерации Правительство
Российской Федерации
постановлением от 7 апреля 2004
г. № 188 "Вопросы Федеральной
службы государственной
статистики" установила,
что Федеральная служба
государственной статистики
является федеральным
органом исполнительной
власти, осуществляющим
функции по формированию
официальной статистической
информации о социальном,
экономическом, демографическом
и экологическом положении
страны, а также функции
по контролю и надзору
в области государственной
статистической деятельности
на территории Российской
Федерации. Федеральная
служба осуществляет
свою деятельность и
через свои территориальные
органы. Определена
численность центрального
аппарата Федеральной
службы государственной
статистики с уменьшением
на 50 единиц и сохранена
численность территориальных
органов.
Постановлением
Правительства Российской
Федерации от 30 июля 2004 г.
№ 399 "Об утверждении
Положения о Федеральной
службе государственной
статистики" утверждено
Положение о Федеральной
службе государственной
статистики и внесены
некоторые изменения
в постановление Правительства
Российской Федерации
от 7 апреля 2004 г. № 188 "Вопросы
Федеральной службы
государственной статистики".
В частности, руководство
деятельностью Федеральной
службы государственной
статистики осуществляет
Правительство Российской
Федерации.
Признается утратившим
силу постановление
Правительства Российской
Федерации от 2 февраля 2001
г. № 85 "Об утверждении
Положения о Государственном
комитете Российской
Федерации по статистике"
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 1024-р территориальные органы Госкомстата России переходят в подчинение Федеральной службе государственной статистики.
* * *
Исторический опыт строительства российской государственной статистики раскрывает целый ряд общих тенденций и характерных признаков, представляющих интерес для ее дальнейшего развития.
Современная государственная статистика является составным элементом системы государственного регулирования, значительно усиливается ее интегрирующая функция в создании информационной инфраструктуры общенационального масштаба.
Начало ХХI века ознаменовалось для российской статистики принципиальными событиями. Прежде всего, в этот период были заложены единые основы осуществления официального статистического учета, которые были установлены Федеральным законом “Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации”, принятым 29 ноября 2007 г. (далее – Закон о статистике).
Также в этот период были приняты Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” от 27 июля 2006 г.; Федеральный закон “О персональных данных” от 27 июля 2006г.; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. и другие законы и нормативные акты Правительства Российской Федерации, касающиеся правового регулирования официального статистического учета в Российской Федерации.
Основной целью Закона о статистике является создание правовых основ реализации единой государственной политики в области официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, объективной, научно-обоснованной и своевременной официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях в Российской Федерации.
С его принятием получили правовое регулирование многие направления деятельности в сфере официального статистического учета, осуществление которых ранее было затруднено. Установлены правила, соответствующие международным принципам официальной статистики, принятым Статистической комиссией ООН (1994 г.), и механизмы их реализации.
Определен целый ряд понятий в области официального статистического учета, содержание которых ранее законодательством не раскрывалось, что вело к их неоднозначному толкованию и применению (официальный статистический учет, система государственной статистики, официальная статистическая информация, субъекты официального статистического учета, федеральное статистическое наблюдение, административные данные, респонденты, первичные статистические данные и другие). Установлены правовые нормы, обеспечивающие согласованность и эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в их деятельности по формированию официальной статистической информации. Законодательно определено понятие субъектов официального статистического учета, установлены правовые основы их деятельности.
Информация о работе Возникновение и развитие статистики в России