Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:13, практическая работа
Целью данного исследования являлся анализ влияния ширины спортивных и неспортивных автомобилей на их пробег различными методами.
Тренинг на ПК с использованием MS EXCEL. Вариант 50 (3). Измерение связи.
Выполнила Кучерова Марина,
факультет экономики, 2 курс, 1 группа.
Аналитическая записка.
Целью данного исследования являлся анализ влияния ширины спортивных и неспортивных автомобилей на их пробег различными методами.
Задачи исследования: построить одномерные и двумерную таблицы сопряжённости по длине и пробегу автомобилей; вычислить критерий х² двумя способами, вычислить коэффициент Крамера, сделать выводы; рассчитать коэффициент ранговой корреляции Спирмена, провести однофакторный дисперсионный анализ, вычислить коэффициент детерминации и корреляционное отношение, сделать выводы; построить линейную и степенную модели регрессии, а так же двухфакторную и трёхфакторную модели регрессии, обосновать выбор наилучшей модели регрессии.
Объект исследования: пробег спортивных и неспортивных автомобилей.
Метод
исследования: средства MS Excel (построение
таблиц, алгебраические вычисления, проведение
дисперсионного анализа, вычисление описательной
статистики и регрессии), сопоставление
моделей регрессии.
Признаком-результатом
является пробег автомобиля. Признаком-фактором
является ширина автомобиля.
Количество по полю Ширина | |
Ширина | Итог |
средняя | 10 |
узкая | 6 |
широкая | 9 |
Общий итог | 25 |
|
|
Таблица 1 | ||
Распределение автомобилей по пробегу | ||
Пробег | Число автомобилей | В % к итогу |
низкий | 4 | 16 |
средний | 4 | 16 |
высокий | 17 | 68 |
Итого: | 25 | 100 |
Таблица 2 | ||
Распределение автомобилей по ширине | ||
Ширина | Число автомобилей | В % к итогу |
узкая | 6 | 24 |
средняя | 10 | 40 |
широкая | 9 | 36 |
Итого: | 25 | 100 |
|
По результатам
построения двумерной таблицы
Таким образом, более половины автомобилей (14 из 25 (56%)) имеют средний пробег при средней и широкой ширине автомобиля.
Нулевая гипотеза H0 : Y≠f(X) – пробег автомобиля не является функцией от его ширины.
Альтернативная гипотеза
H1:
Y=f(X) – пробег автомобиля является функцией
от его ширины.
При расчёте х² на основе сопоставления фактических частот с ожидаемыми х²=17,32. При расчёте х² методом максимального правдоподобия х²=16,8.
(16,8≈17,32, условия
построения таблиц сопряжённости не нарушены,
нет необходимости укрупнять градацию)
α= 0,001678 < 0,05;
df=(m-1)*(k-1)=2*2=4; х²критич.=;
х²фактич. > х²критич.,
следовательно, принимается
H1,
между пробегом и шириной автомобиля есть
функциональная зависимость; связь пробега
автомобиля и ширины статистически значима.
Коэффициент Крамера = 0,59, следовательно,
между пробегом автомобиля и шириной весьма
вероятна.
Таблица 4 | ||||||
Расчёт критерия хи-квадрат на основе сопоставления фактических частот с ожидаемым | ||||||
i | j | фактическая клеточная частота | теоретическая частота | отклонение факт. и теор. частот | квадрат разности | квадрат разности. делённый на теоретическую частоту |
1 | 1 | 0 | 0,96 | -0,96 | 0,92 | 0,96 |
1 | 2 | 2 | 4,08 | -2,08 | 4,33 | 1,06 |
1 | 3 | 4 | 0,96 | 3,04 | 9,24 | 9,63 |
2 | 1 | 1 | 1,6 | -0,6 | 0,36 | 0,23 |
2 | 2 | 9 | 6,8 | 2,2 | 4,84 | 0,71 |
2 | 3 | 0 | 1,6 | -1,6 | 2,56 | 1,60 |
3 | 1 | 3 | 1,44 | 1,56 | 2,43 | 1,69 |
3 | 2 | 6 | 6,12 | -0,12 | 0,0144 | 0,00 |
3 | 3 | 0 | 1,44 | -1,44 | 2,0736 | 1,44 |
Итого: | 17,32 |
Таблица 5 | ||||
Расчёт критерия хи-квадрат методом максимального правдоподобия | ||||
i | j | фактическая клеточная частота f | ln(f) | f*ln(f) |
1 | 1 | 0 | ||
1 | 2 | 2 | 0,69 | 1,39 |
1 | 3 | 4 | 1,39 | 5,55 |
2 | 1 | 1 | 0,00 | 0,00 |
2 | 2 | 9 | 2,20 | 19,78 |
2 | 3 | 0 | 0,00 | 0,00 |
3 | 1 | 3 | 1,10 | 3,30 |
3 | 2 | 6 | 1,79 | 10,75 |
3 | 3 | 0 | 0,00 | 0,00 |
Итого | 40,75 |
|
Использование критерия
х² и коэффициента Крамера нецелесообразно
(не даёт достоверных результатов), так
как среди фактических клеточных частот
имеются нулевые (также не каждая теоретическая
и маргинальная частота ≥ 5).
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена= -0,56 (пробег и ширины автомобилей измерены на порядковых шкалах; сумма квадратов разности рангов=4054), следовательно, между пробегом автомобиля и его шириной наблюдается весьма вероятная обратная связь.
ширина | ||
узкая | средняя | широкая |
17 | 16 | 13 |
21 | 19 | 17 |
17 | 18 | 17 |
21 | 19 | 10 |
23 | 18 | 17 |
22 | 19 | 13 |
19 | 19 | |
18 | 19 | |
18 | 19 | |
18 |
пробег | ||||||||
Среднее | 17,88 | |||||||
Стандартная ошибка | 0,560714 | |||||||
Медиана | 18 | |||||||
Мода | 19 | |||||||
Стандартное отклонение | 2,803569 | |||||||
Дисперсия выборки | 7,86 | |||||||
Эксцесс | 1,940324 | |||||||
Асимметричность | -0,93935 | |||||||
Интервал | 13 | |||||||
Минимум | 10 | |||||||
Максимум | 23 | |||||||
Сумма | 447 | |||||||
Счет | 25 | |||||||
Сумма квадратов общая | 188,64 | |||||||
|
||||||||
Таблица 6 | ||||||||
Зависимость пробега автомобилей от ширины | ||||||||
факторная сумма квадратов | ||||||||
длина | число автомобилей | пробег | средний пробег | отклонение от средней | квадрат отклонения | взвешенный квадрат отклонения | ||
узкая | 6 | 121 | 20,16666667 | 2,286666667 | 5,228844444 | 31,37306667 | ||
средняя | 10 | 182 | 18,2 | 0,32 | 0,1024 | 1,024 | ||
широкая | 9 | 144 | 16 | -1,88 | 3,5344 | 31,8096 | ||
Итого: | 25 | 447 | 17,88 |
Информация о работе Тренинг на ПК с использованием MS EXCEL. Измерение связи