Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа
Статистические таблицы дополняются графиками в том случае, когда ставится цель подчеркнуть какую-то особенность данных, провести их сравнение. Графики являются самой эффективной формой представления данных с точки зрения восприятия. Часто графики используются и вне связи с таблицей. С помощью графиков достигается наглядность характеристики структуры, динамики, взаимосвязи явлений, их сравнения.
Введение 3
1.1 Статистические таблицы 4
1.2 Основные виды графиков 9
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18
Задание 1. 18
Задание 2. 22
РАССЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 25
Заключение 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
По способу построения графики делятся на диаграммы, картограммы и картодиаграммы. Наиболее распространенными являются диаграммы. Они бывают разных видов: линейные, радиальные, точечные, плоскостные, объемные, фигурные. Вид диаграммы зависит от вида представляемых данных (одна переменная или один показатель, несколько переменных или показателей, количественные или неколичественные) и задачи построения графика.
В любом случае график обязательно сопровождается заголовком – над или под полем графика. В заголовке указывается, какой показатель изображен, в каких единицах измерения, по какой территории и за какое время он определен.
Линейные графики используются для представления количественных переменных: характеристики вариации их значений, динамики, взаимосвязи между переменными. Вариации данных анализируются с помощью полигона распределения, кумуляты (кривой «не меньше, чем») и огивы (кривой «больше, чем»). Линейные графики используются в решении задач классификации данных. Линейные графики применяются в анализе динамики связей. В анализе используются точные диаграммы (так называемое поле корреляции).
Линейные графики
Рисунок 1.Динамик
выброса вредных веществ в
атмосферу и индекса
Для того, чтобы динамика двух и более показателей была сопоставимой, следует обеспечить их «единый старт», как на рис.1, где показатели 1990г. приняты за 100%.
Динамика двух показателей на одном и том же графике может быть представлена и без приведения их к 100%, если эти показатели связаны каким-либо функциональным соотношением (например, представлена динамика общего показателя и показателя, который является одним из его составляющих). При графическом изображении динамики по оси абсцисс показывается время (годы, кварталы, месяцы); по оси ординат – значение показателей или показателя (рис. 3, а).
а – неверно
б - верно
Рисунок 3. Включение нулевой точки при изображении динами
При этом ось ординат должна иметь начало в точке «0». Иногда вместо нулевой точки в качестве начального уровня на оси ординат показывается уровень какого-либо года. Это делается в том случае, если изменения изображаемого показателя значительны – в 8-10 раз и более в течение рассматриваемого отрезка времени. Однако такой прием не рекомендуется. Правильнее указать нулевую точку, а затем (если нужно) «разорвать» ось ординат так, как это показано на рис. 3, б. Иногда при больших изменениях показателя прибегают к логарифмической шкале. Предположительно, значения показателя изменяются от 1 до 100 (в 100 раз); это может вызвать затруднения при построении графика. Если перейти к логарифмам, то их значения для минимальных (максимальных) значений показателя будут различаться не так сильно: log 1=0; log 100=2.
Среди плоскостных диаграмм по частоте использования выделяются столбиковые диаграммы, на которых показатель представляется в виде столбика, высота которого соответствует значению показателя. Пример столбиковой диаграммы представлен на рис. 4. Часто на столбиковой диаграмме показываются относительные величины: при сравнении показателей по группам, по разным совокупностям, одна из которых может быть принята за 100%.
Рисунок 4.Общие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста в России,%
Пропорциональность площади той или иной геометрической фигуры величине показателя лежит в основе других видов плоскостных диаграмм: треугольных, квадратных, прямоугольных. В треугольной диаграмме нужно так выбрать стороны и высоту треугольника, чтобы его площадь отвечала величине показателя. Для построения квадратной диаграммы нужно задать размер одной стороны, прямоугольной – двух сторон. Можно использовать и сравнение площадей круга; в этом случае задается радиус окружности.
Ленточная диаграмма представляет показатели в виде горизонтально вытянутых прямоугольников. Как столбиковые, так и ленточные диаграммы можно применять не только для сравнения самих величин, но и для сравнения их частей (рис. 5, 6).
Рисунок 5. Доля безработных вэкономически активном населении крупного города
Рисунок 6. Структура производства ВВП РФ(в текущих ценах; в процентах к итогу
Особый тип ленточных диаграмм применяется для представления данных с разным характером изменений: положительным и отрицательным (рис. 7).
Диаграмма, изображенная на рис. 7, может использоваться, например, для представления регионов с различной величиной и характером миграционного сальдо (положительным и отрицательным) предприятий, на которых повысилась и понизилась оплата труда и т.д.
Рисунок 7. Изменение объемов производства на семи предприятиях текстильной промышленности города (2001 г. по сравнению с 1999 г. в %)
Из плоскостных диаграмм часто
используется секторная диаграмма.
Она применяется для
Рисунок 8. Структура производства ВВП за 1995 год
Нередко секторные диаграммы
Рисунок 9. Структура производства ВВП за 2001 год
Фигурные, или картинные, диаграммы усиливают наглядность изображения, так как включают рисунок изображаемого показателя Если, например, использовать фигурную диаграмму для изображения структуры безработного населения (в частности мужчин), среди которых 47% - молодые мужчины (20-24 года) и юноши 16-19 лет, не имеющие стажа работы; 28% - инженерно-технические работники и служащие со специальным образованием в возрасте 25-49 лет и 15% - работники квалифицированного и неквалифицированного труда в возрасте 50 лет и старше, то нужно изобразить три мужские фигуры, причем первая должна быть в два раза больше второй, а вторая - почти в два раза больше третьей.
Вывод: Наиболее удобная и рациональная форма представления количественных данных – таблица. Статистическая таблица должна быть построена по определенным правилам. Она состоит из подлежащего (объект изучения) и сказуемого (цифровая характеристика объекта).
Вид таблицы определяется по подлежащему – по тому, как представлен объект изучения:
Сказуемое также должно оформляться по правилам. Таблица должна иметь заголовок.
Графики обеспечивают наглядность представления данных; они подразделяются на линейные, плоскостные и секторные. Плоскостные – на столбиковые и ленточные. Также широко используются фигурные диаграммы.
Задание 1. Оценить динамику показателя, для чего рассчитать цепные и базисные показатели динамики, а также средние характеристики. По исходным данным необходимо построить график.
Проанализировать динамику среднегодовой
численности занятых в
1990 |
1995 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Всего в экономике |
971.1 |
814.9 |
790.7 |
765.0 |
785.7 |
786.9 |
780.5 |
772.9 |
Таблица 1.Среднегодовая
численность занятых в
Исходные данные, приведенные в таблице, целесообразно изобразить на графике (Рис. 1), где по оси ОХ отложены временные интервалы, а по оси ОУ – средняя численность занятых в экономике.
Рис. 1. Динамика среднегодовой численности занятых в экономике (тыс. чел.)
Для анализа имеющихся данных определяются относительные показатели динамики (цепной и базисный).
1) Цепной показатель динамики:
ОПД 1995/1990 = =0,839
ОПД 1997/1995 = =0,97
ОПД 1998/1997 = =0,967
ОПД 1999/1998 = =1,027
ОПД 2000/1999 = =1,001
ОПД 2001/2000 = =0,991
ОПД 2002/2001= =0,990
2) Расчет базисного показателя динамики. За базис в расчете принимаем данные на 1990 год, остальные показатели соотносим с базисным:
ОПД 1995/1990 = =0,839
ОПД 1997/1990 = =0,814
ОПД 1998/1990 = =0,787
ОПД 1999/1990 = =0,809
ОПД 2000/1990 = =0,810
ОПД 2001/1990 = =0,803
ОПД 2002/1990 = =0,795
График показывает, что наибольшее число занятых в экономике наблюдается в 1990 г. Вплоть до 2002 г. число занятых в экономике постепенно снижается и в 2002 г. достигает 772,9 тыс. человек, что почти на четверть меньше показателя 1990 года.
Для более глубокого анализа статистических данных рассчитываются цепные и базисные показатели абсолютного прироста, темпов роста и прироста занятых в экономике за исследуемый период, а также средние характеристики.
3) Расчет цепного показателя абсолютного прироста:
∆цепной = yi – yi-1
4) Расчет базисного показателя абсолютного прироста:
∆базисный = yi – y1
5) Расчет цепного показателя темпа роста:
ТР цепной =
6) Расчет базисного показателя темпа роста:
ТР базисный =
7) Расчет цепного темпа прироста:
ТПР цепной = ТР цепной – 100%
8) Расчет базисного темпа
ТПР базисный = ТР базисный – 100%
Для наглядности полученные данные необходимо свести в таблицу (Таблица 2).
Год |
Численность занятых в экономике (тыс. чел.) |
Абсолютные приросты (тыс. чел.) |
Темпы роста, % |
Темпы прироста, % | |||
цепной |
базисный |
цепной |
Базисный |
цепной |
базисный | ||
1990 |
971,1 |
–– |
–– |
–– |
100,0 |
–– |
–– |
1995 |
814,9 |
– 156,2 |
– 156,2 |
83,9 |
83,9 |
– 16,1 |
– 16,1 |
1997 |
790,7 |
– 24,2 |
– 180,4 |
97,0 |
81,4 |
– 3 |
– 18,6 |
1998 |
765,0 |
– 25,7 |
– 206,1 |
96,7 |
78,7 |
– 3,3 |
– 21,3 |
1999 |
785,7 |
20,7 |
– 185,4 |
102,7 |
80,9 |
2,7 |
– 19,1 |
2000 |
786,9 |
1,2 |
– 184,2 |
100,1 |
81,0 |
0,1 |
– 19 |
2001 |
780,5 |
– 6,4 |
–190,6 |
99,1 |
80,3 |
–0,9 |
–19,7 |
2002 |
772,9 |
– 7,6 |
–198,2 |
99,0 |
79,5 |
–1 |
–20,5 |
Таблица 2. Цепные и базисные показатели динамики численности занятых в экономике в период с 1990 г. по 2002 г.
На основе данных сводной таблицы можно сделать вывод о том, что наиболее высокий уровень занятых в экономике наблюдался в 1999 году по сравнению с предыдущим. Также имеет смысл отметить, что после 1998 года по 2001год наблюдался незначительный рост численности занятых в экономике людей.
Для выявления тенденций изменения численности занятых в экономике за указанный период, и составления прогноза на 2003 год необходимо рассчитать средние характеристики (средний уровень ряда и абсолютный прирост; а также средние темпы роста и прироста).
9) Расчет среднего уровня ряда.
Поскольку исследуемая
тыс. чел.
10) Расчет среднего абсолютного прироста:
тыс. чел.
11) Расчет среднего темпа роста осуществляется по формуле:
= 96,8%
12) Расчет среднего темпа
= – 100% = 96,8 – 100% = - 3,2%
Полученные данные позволяют составить прогноз количества занятых в экономике в 2003 году. Для расчета прогнозного значения к данным 2002 года необходимо прибавить средний абсолютный прирост, вычисленный по имеющимся данным:
y прогноз = yn + = 772,9-28,314 = 744,586 тыс. чел.
Так же прогноз осуществляется путем умножения данных за 2002 год на средний темп роста в коэффициентной форме:
Y прогноз = yn ∙ = 772,9∙ = 748,167 тыс. чел.
На основании проведенных
Задание 2. Проанализировать структуру среднегодовой численности занятых по формам собственности (тыс. чел.) за 1990 и 2002 г.г.:
1990 |
2002 | |
Всего в экономике |
971,1 |
772,9 |
в том числе по формам собственности: |
||
государственная, муниципальная |
822,4 |
248,8 |
частная |
74,4 |
348,0 |
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) |
11,7 |
7,5 |
смешанная российская |
62,6 |
122,3 |
иностранная, совместная российская и иностранная |
- |
46,3 |