Сводка и группировка статистических материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:15, реферат

Описание работы

Статистика – одна из основных дисциплин системы экономического образования. Термин «статистика» возник во второй половине 18 века. Без статистических данных невозможно управление государством.
Пример: численность, объем промышленности, развитие отдельных отраслей, уровень рождаемости, фонды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Сводка и группировка статистического материала.
1.1. Понятие сводки и ее виды.
1.2 Сущность и виды группировки статистических данных.
2. Понятие о статистической таблице.
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Сводка и группировка статистических материалов.docx

— 43.37 Кб (Скачать)
="justify">       Неравные   интервалы  могут  быть    прогрессивно   возрастающими    и   прогрессивно   убывающими часто при  группировке применяются так называемые  специализированные интервалы, т.е. такие, которые определяются исходя из цели исследования и сущности    явления.   Например:   при    группировке    имеющей    целью  охарактеризовать  трудоспособное население страны используются пятилетние интервалы возраста людей.      

         Третьей  проблемой  построения  группировок  является   обозначение    границ  интервалов. При  выделении интервалов по дискретным количественным  признакам следует обозначать  их  границы  т.е., чтобы нижняя граница последующего интервала отличалась от верхней границы предыдущего на единицу.      

         При группировке  по  непрерывному  количественному  признаку   границы  обозначаются  так,  чтобы  группы были  четко отделены одна  от другой. Это достигается добавлением числовым границам интервалов указаниям о том, куда следует относить единицу  обладающей   группировочным    признаком    в    размерах точно   совпадающих  с границами   интервалов. Обычно дополнительные   разъяснения к  числовым  границам   интервалов   образуемым  по непрерывным  количественным принципам выражаются словами: «более», «менее», «свыше» и т.д.

       Группировочный  признак называют качественным (атрибутивным), если он имеет качественное выражение: группировка работников по полу, образованию; группировка розничного товарооборота по территориальному признаку, торговой сети по характеру товарного ассортимента и т.д.

       С помощью метода группировок решают ряд задач, среди которых выделяются четыре:

       - разделение совокупности на качественно однородные группы (выделение социально-экономических типов) - типологические группировки;

       - изучение состава совокупности по тем или иным признакам - структурные группировки;

       - изучение взаимосвязанного изменения варьирующих признаков в пределах той или иной совокупности - аналитические группировки;

       - распределение единиц совокупности по двум взаимосвязанным признакам, взятым в комбинации - корреляционные группировки.

       Одни  и те же признаки могут иметь различные  значения в зависимости от конкретных условий, места и времени. Это  необходимо учитывать при выборе группировочных признаков. Из этого  вытекает, что при изменении в  развитии изучаемого явления видоизменяются приемы группировки, берутся другие группировочные признаки.  

         Содержание и приемы группировок многообразны. Различны и задачи, выполняемые ими. Однако принято выделять следующие основные задачи, решаемые с помощью метода статистических группировок: образование социально-экономических типов явлений; изучение строения изучаемых явлений и структурных изменений, происходящих в них; выявление связи между изучаемыми признаками.

       Для решения этих задач соответственно применяют типологические структурные  и аналитические группировки. Следует  отметить, что приведенная классификация  статистических группировок по выполняемым  ими задачам имеет некоторую  условность, поскольку они на практике применяются в комплексе. Это  обусловлено многогранностью процессов, протекающих в общественной жизни, в том числе и в коммерческой деятельности.

Типологические группировки

       Важнейшим их содержанием является выражение  из множества признаков, характеризующих  изучаемые явления, основных типов  в качественно однородные.

       Типологические  группировки широко применяются  в экономических, социальных и других исследованиях. Необходимость проведения типологической группировки обусловлена, прежде всего, потребностью теоретического обобщения первичной статистической информации и получения на этой основе обобщающих статистических показателей. Именно в выделении социально-экономических типов явлений, позволяющих проследить зарождение, развитие и отмирание их, состоит основная задача типологических группировок.

       При использовании метода типологических группировок важное значение имеет  правильный выбор группировочного  признака. При атрибутивном признаке с незначительным разнообразием  его значений число групп определяется свойствами изучаемого явления: группировка  населения по половозрастному признаку, предприятий торговли – по формам собственности и т.д.

       Выделение типов на основе количественного  признака состоит в определении  групп с учетом значений величины изучаемых признаков. При этом очень  важно правильно установить интервал группировки, на основе которого количественно  различаются одни группы от других, намечаются границы выделения их нового качества.

       Многообразие  общественных явлений обусловливает  необходимость дифференцированного  подхода к образованию и использованию  типологических группировок.

       Приведем  пример типологической группировки (табл. 2.). 
 
                                                                                                            Таблица 2.

       Распределение промышленной продукции произведенной  в различных формах хозяйствования за отчетный период

        
Группы предприятий по формам 
хозяйствования
        
Объем промышленной продукции, млрд. руб.
        
В % к итогу
        
Государственные с традиционными 
методами управления
        
405,0
        
89,20
        
Арендные
        
19,0
        
4,19
        
Кооперативные
        
30,0
        
6,61
        
Всего:
        
454,0
        
100,0

        
            Приведенные данные характеризуют социально-экономический состав промышленной продукции, а также свидетельствуют о возникших в последнее время новых формах хозяйствования. Происходят изменения в социальной занятости работников в народном хозяйстве: увеличилось число работников в кооперативном и индивидуальном секторах экономики, что является отражением стратегии, социально-экономического развития нашего общества в условиях перехода к рыночной экономике.

       Структурные группировки

       Выделенные  типы явления с помощью типологической группировки могут изучаться  с точки зрения их структуры и  состава. При этом используются структурные  группировки. Это группировки, используемые для изучения строения изучаемой  совокупности. Структурные группировки применяются практически в изучении всех социально-экономических процессов и явлений. При построении структурной группировки в качестве группировочных признаков могут выступать как количественные, так и атрибутивные (качественные) признаки. В большинстве своем структурные группировки производятся на основе образования качественно однородных групп, хотя нередко они применяются и без предварительного расчленения совокупности на части.

       С помощью структурных группировок  изучается, например, состав товарооборота  по товарным группам; торговая сеть –  по специализации; работники торговли – по профессиям, возрасту, стажу  работы, образованию и т.д. Так, группировка  по образованию за ряд лет может  характеризовать качественные сдвиги в рабочей силе по данному признаку. Структурная группировка, кроме  того, позволяет оценить процесс  концентрации, если в их основание положен существенный признак, что видно из данных таблицы 3. 
 
                                                                                                                Таблица 3.

       Группировка торговых предприятий района по объему товарооборота (в процентах к  итогу)

        
Группы магазинов по объему товарооборота, тыс. руб.
        
Число магазинов
        
Различный 
товарооборот
        
Торговая площадь
        
А
        
1
        
2
        
3
        
До 1700
        
21,87
        
11,22
        
18,05
        
1700-2000
        
28,17
        
19,04
        
21,38
        
2000-3000
        
21,87
        
20,00
        
19,08
        
3000-4200
        
15,63
        
22,23
        
19,47
        
Свыше 4200
        
12,50
        
27,51
        
22,02
        
Всего:
        
100,00
        
100,00
        
100,00

        
            Приведенная в таблице 2. группировка содержит систему показателей, характеризующих структуру изучаемой совокупности по ряду признаков, концентрацию торгово-закупочного процесса, нашедшего свое выражение в укреплении магазинов по величине товарооборота. Крупные магазины имеют большую долю в обороте, чем в общей их численности. Данная группировка, кроме того, позволяет выявить определенную последовательность в изменении показателей, характеризующих выделенные части. На практике структурная группировка с комплексным решением задач встречается довольно часто. Однако в коммерческой деятельности нередко применяется другой вид группировки. Так, для изучения явления, а также связи между отдельными признаками явления используются аполитические группировки.

       Комбинированные группировки

       Образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании, называется комбинированной группировкой. При  этом группировочные признаки принято  располагать, начиная с атрибутивного, в определенной последовательности, исходя из логики взаимосвязи показателей.

       Применение  комбинированных группировок обусловлено  многообразием экополитических  явлений, а также необходимостью их всестороннего изучения. Но увеличение числа группировочных признаков  ограничивается уменьшением наглядности, что снижает эффективность использования  статистической информации. Примером комбинированной группировки может  служить разделение образованных групп  по формам хозяйствования на подгруппы  по уровню рентабельности или по другим признакам (производительность труда, фондоотдача и т.д.).

       Среди простых группировок особо выделяют ряды распределения.

       Ряд распределения – это группировка, в которой для характеристики групп (упорядоченно расположенных по значению признака) применяется один показатель – численность группы. Другими словами, это ряд чисел, показывающий, как распределяются единицы некоторой совокупности по изучаемому признаку.

       Ряды, построенные по атрибутивному признаку, называются атрибутивными рядами распределения.

       Ряды  распределения, построенные по количественному  признаку, называются вариационными рядами.

       Примером  атрибутивных рядов могут служить  распределения населения по полу, занятости, национальности, профессии  и т.д.

Информация о работе Сводка и группировка статистических материалов