Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:45, контрольная работа
Собранный в процессе статистического наблюдения статистический материал нуждается в определённой обработке, сведений разрозненный данных воедино. Научно организованная обработка материалов наблюдения (по заранее разработанной программе), включая в себя кроме обязательного контроля собранных данных систематизацию, классификацию (группировку) материала, составление таблиц, получение итогов и производных показателей (средних, относительных величин), именуется в статистике сводкой и представляет собой второй этап статистического исследования.
1. Задачи сводки и её основное содержание
2. Задачи группировок и их значение в статистическом исследовании
3. Виды группировок
4. Суть и виды статистических группировок
5. Выполнение группировки по количественному признаку
6. Ряды распределения, их виды и графическое изображение
7. Приёмы статистических группировок
8. Правила построения статистических табли
Если производится только подсчет общих итогов по изучаемой совокупности единиц наблюдения, то сводка называется простой. Например: чтобы узнать общую численность студентов высших учебных заведений Украины достаточно сложить количество студентов всех ВУЗов на определенную дату.
Статистическая сводка включает в себя такие составляющие элементы:
выбор группировочных признаков (например, после переписи население можно делить на группы по признакам: пол, возраст, национальность);
распределение данных на части (группы и подгруппы);
расчет итоговых групповых данных с помощью системы статистических показателей.
систематизация полученных результатов в виде статистических таблиц.
Объединение отдельных единиц статистической совокупности в группы осуществляется при помощи метода группировок.
Статистическая группировка – это процесс образования однородных групп по ряду существенных признаков. Осуществляется группировка либо путем деления совокупности на отдельные части, которые характеризуются внутренней однородностью и отличаются рядом признаков, либо путем объединения отдельных единиц в группы по типовым признакам (например, группировка промышленных предприятий по форме собственности, группировка населения по размеру среднедушевого дохода, группировка коммерческих банков по сумме актива баланса и т.д.).
Признаки, по которым производится распределение единиц изучаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками или основанием группировки. Если группировка получена по количественному признаку, она называется количественной, по качественному – атрибутивной или качественной.
На группировку в статистическом анализе возлагаются следующие функции:
1) выделение социально-экономических типов явлений;
2) изучение структуры и структурных сдвигов;
3) анализ взаимосвязей между явлениями.
В соответствии с этими функциями различают типологические, структурные и аналитические (факторные) группировки.
Типологическая группировка – это распределение качественно разнородной совокупности на классы, социально-экономические однородные типы. К этому виду относятся группировки стран по социально-политическому устройству, предприятий – по форме собственности, населения – по месту проживания (городское и сельское).
Разделение однородной совокупности на группы с целью выявления ее внутренней структуры называется структурной группировкой. Она характеризует состав совокупности, объем (весомость) ее отдельных групп.
Таблица 1 – Группировка потребителей йогурта по возрасту
Группы потребителей по возрасту, лет | Число потребителей, чел. |
Менее 20 20-30 30-40 40-50 50-60 Старше 60 | 10 40 30 10 6 4 |
Итого | 100 |
Анализ структурных группировок, взятых за ряд периодов или моментов времени, показывает изменение структуры изучаемых явлений, т.е. структурные сдвиги, что отражает закономерности их развития.
Аналитические группировки используются для исследования наличия зависимости между изучаемыми явлениями. Для этого следует данные сгруппировать по одному из признаков, вычислить в каждой группе среднее значение второго признака, а затем сопоставить изменения изучаемых признаков. Если с увеличением или уменьшением группировочного признака увеличиваются значения второго признака, то связь (прямая или обратная) между ними существует.
Таблица 2 – Группировка магазинов по численности работников (данные условные)
Численность работников, чел. | Количество магазинов | Средняя фактическая продолжительность рабочей недели, ч. |
До 5 | 13 | 42,0 |
5-10 | 39 | 39,5 |
11-19 | 52 | 38,1 |
20-49 | 29 | 37,4 |
50-99 | 12 | 37,6 |
100 и более | 6 | 37,2 |
Данные показывают, что между размером предприятия и занятостью его работников существует связь: чем больше по количеству работающих магазин, тем короче рабочая неделя.
Если группы, образованные по одному признаку, делятся затем на группы по второму и т.д. признакам, то такая группировка называется комбинированной. Например, распределив группы потребителей йогурта по полу, получим комбинированную группировку.
Таблица 3 – Группировка потребителей йогурта по возрасту и полу
Группы потребителей по возрасту, лет | Число потребителей, чел. | ||||
всего | в т. ч. | ||||
мужского пола | женского пола | ||||
Менее 20 20-30 30-40 40-50 50-60 Старше 60 | 10 40 30 10 6 4 | 4 17 12 6 3 1 | 6 23 18 4 3 3 | ||
Итого | 100 | 43 | 57 |
При составлении структурных группировок на основе количественных признаков определяют количество групп и интервалы группировки.
Интервал – количественное значение, определяющее и отделяющее одну группу от другой, т.е. он очерчивает количественные границы групп.
Интервалы могут быть равные и неравные. Например: по численности работающих предприятия могут быть разбиты на группы: до 100, 100-200, 200-500, 500-1000, 1000 и более. Это объясняется тем, что изменение признака на 50-100 чел. имеет существенное значение для мелких предприятий, а для крупных – не имеет.
Для группировок с равными интервалами величина (длина, шаг) интервала определяется по формуле:
,
где ,– наибольшее и наименьшее значение признака;
к – число групп (интервалов), определяемое по формуле Стерджесса:
,
где N – число единиц совокупности.
Округление полученных в расчетах нецелых чисел производится в большую сторону.
Например: необходимо произвести группировку с равными интервалами 20 рабочих цеха по производительности их труда. Наибольшая производительность 180 деталей за смену, наименьшая – 60.
Количество групп:
Длина интервала: дет.
Нижняя граница 1-ой группы 60 деталей, верхняя 60+20=80 деталей. Вторая группа: нижняя граница 80, верхняя 80+20=100 и т.д. В результате получаем такой интервальный ряд (или такие группы рабочих), деталей:
1 группа: 60-80
2 группа: 80-100
3 группа: 100-120
4 группа: 120-140
5 группа: 140-160
6 группа: 160-180
В этом распределении имеется неопределенность, к какой группе отнести единицу совокупности, значение признака которой равно граничному значению интервала (рабочих с производительностью 80, 100, 200 и т. д. дет/см). Для устранения неопределенности используют принцип единообразия: левая, нижняя граница интервала включает в себя указанное значение, а верхняя – нет. Значит, рабочего, производящего 100 дет/см, относят к 3 группе.
Интервалы групп могут быть закрытыми, когда указаны верхняя и нижняя границы (как в примере), и открытыми, когда указана лишь одна из границ. Например, интервалы «менее 60» или «180 и выше» - открытые интервалы. Для расчета показателей статистической совокупности открытые интервалы необходимо «закрыть». Для этого используют величину интервала, соседнего с «открытым». В примере получим: 40-60 и 180-200.
Сказанное выше относится к группировкам, которые производятся на основе анализа первичного статистического материала. Но довольно часто приходится пользоваться уже имеющимися группировками, которые не удовлетворяют требованиям анализа. Например, группировки могут быть не сопоставимы из-за различного числа групп или неодинаковых границ интервалов. Для приведения группировок к сопоставимому виду используется метод вторичной группировки, который заключается в образовании новых групп на основе ранее осуществленной группировки. Эта перегруппировка возможна двумя способами:
1) объединением первоначальных интервалов (т.е. их укрупнением);
2) долевой перегруппировкой.
Рассмотрим пример, данные условные.
Таблица 3 – Группировка акционеров по размеру дивидендов на одну акцию.
1-й район | 2-й район | ||||
№ груп-пы | Группы акционеров по размеру диви-дендов, грн. | Количество акционеров, % | № груп-пы | Группы акционеров по размеру диви-дендов, грн. | Количество акционеров, % |
1 2 3 4 5 | 1 – 4 4 – 8 8–12 12–16 16–20 | 18 12 40 25 5 | 1 2 3 4 – | 1– 6 6–12 12–20 20–30 – | 10 20 40 30 – |
| Итого | 100 |
| Итого | 100 |
Информация о работе Сводка и группировка статистических данных