Статистика здоровья населения, статистический анализ основных показателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:48, реферат

Описание работы

Сложная и многогранная по своей природе социальная жизнь общества представляет собой систему отношений разного свойства, разных уровней, разного качества. Будучи системой, эти отношения взаимосвязаны и взаимообусловлены. К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся: социальная и демографическая структура населения и ее динамика, уровень жизни населения, уровень благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образование, моральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Применительно к каждой области исследования разрабатывается система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране и регионах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
1 Основные показатели здоровья населения……………………...
2 Источники информации…………………………………………..
3 Статистический анализ основных показателей…………………..
3.1. Методика анализа состояния и тенденций уровня смертности………………………………………………………………….
3.2. Уровень средней ожидаемой продолжительности жизни и его динамика…………………………………………………………………….
3.3. Динамика показателей смертности населения РФ…………….
3.4. Динамика структуры уровня смертности по причинам смерти…………………………………………………………………….….
3.5. Заболеваемость населения России………………………………
Заключение …………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..........
Приложение

Работа содержит 1 файл

статистика реферат.docx

— 316.33 Кб (Скачать)

  Вплоть  до середины 1960-х годов смертность в России снижалась достаточно быстрыми темпами в связи с модернизацией  российской системы здравоохранения, а также общим ростом уровня жизни  населения. Однако с середины 1960-х  годов смертность стала расти (и  при этом опять-таки достаточно быстрыми темпами), что было связано со следующими обстоятельствами: 
– ускорившееся старение населения, обусловленное прежде всего тем, что к концу 1960-х рождаемость в России упала заметно ниже уровня простого замещения поколений. 
– рост потребления крепких алкогольных напитков, приведший к стагнации ожидаемой продолжительности жизни женщин и снижению ожидаемой продолжительности жизни мужчин. 
Заметного снижения смертности в России после середины 1960-х годов удалось добиться лишь три раза. 
В первый раз во время «горбачевской» антиалкогольной кампании. Именно в это время, на пике кампании в 1987 году, смертность падает до рекордно низкого за последние 40 лет уровня. С 1988 году, по мере сворачивания кампании, смертность начинает вновь расти. Однако многие антиалкогольные меры оставались в действии вплоть до распада СССР, и даже в крайне неблагополучном 1991-м смертность в России была несколько меньше, чем в 1984 году накануне начала антиалкогольной кампании. В 1992–1994 годах полная отмена антиалкогольной кампании и беспрецедентный рост доступности крепкого алкоголя привели к совершенно катастрофическому росту смертности. 
Очень заметное (вполне сопоставимое с «горбачевским») снижение смертности произошло в отнюдь не самые благополучные 1994–1998 годы. Примечательно, что в те годы добиться спасения более 300 тысяч человек в год российскому руководству удалось в результате осуществления мер, направленных вовсе не на улучшение здоровья россиян, а на пополнение государственного бюджета. Действительно, это были годы острого фискального кризиса: цены на нефть падали, государственные расходы всё больше превышали государственные доходы (что и привело к дефолту в августе 1998 года). В этих условиях государственный аппарат искал любые возможные источники пополнения бюджета. Вполне естественным образом в поле внимания чиновников должен был попасть тот факт, что государство теряет огромные деньги на недообложении такого традиционно важного источника доходов российского государства, как водка. Действительно, к 1994 году налоговые поступления от оборота алкогольной продукции давали лишь 2% бюджета (притом что даже в разгар антиалкогольной кампании эта цифра составляла около 10%). В этих условиях был принят ряд мер по увеличению доходов бюджета от налогообложения водки. Прежде всего, были отменены таможенные и акцизные льготы для ряда организаций, таких как Национальный фонд спорта и Российский фонд инвалидов войны в Афганистане. По данным доктора медицинских наук Александра Немцова из Московского НИИ психиатрии, благодаря отмене этих льгот импорт напитков в 1995 году сократился почти в 4 раза, что привело к росту цен на крепкий алкоголь и падению спроса на него. 
Одновременно с этим велась активная борьба с нелегальным производством алкогольной продукции. А. В. Немцов приводит следующие цифры: в 1994 году органами МВД было ликвидировано более полутора тысяч подпольных цехов по производству суррогатных спиртных напитков. В 1995 году было ликвидировано 2300 цехов и арестовано 10,9 млн. литров суррогатного алкоголя, в 1998 году – 3,4 тысячи цехов и 33,3 млн. литров суррогата соответственно. Можно отметить и целый пакет «водочных» нормативных документов, разработанных в 1995 году межведомственной рабочей группой под руководством первого замминистра экономики РФ Я. М. Уринсона, «многие из которых вскоре стали указами президента или постановлениями правительства: повышение штрафов за нарушение законодательства со ста минимальных зарплат до пяти тысяч, установление минимальной цены на напитки крепче 28?» и т.д. Важную роль в борьбе с подпольным (а значит, и по определению безакцизным) производством фальсификатов водки и других спиртных напитков сыграло введение с 1 января 1997 года маркировки всей алкогольной продукции с помощью акцизных марок. Большое значение имел и указ президента РФ, запрещавший с 1 июля 1997 года продажу алкогольной продукции с содержанием этанола более 12% в мелкорозничной сети (ларьках, киосках, палатках и т. п.). 
Крайне примечательно, что принятие этого указа сопровождалось бесконечными разговорами о его бессмысленности, потому что его всё равно никто соблюдать не будет: «Продавали и будут продавать!» 
Однако нетрудно видеть, что в реальности указ этот действует вплоть до настоящего дня: водка действительно исчезла из киосков, и запрет жестко соблюдается. Это ясно показывает всю безосновательность попыток водочного лобби внедрить в наше сознание мысль о том, что россияне – «юридически неполноценные» люди, якобы патологически неспособные соблюдать никакие запреты. Приведенный пример наглядно демонстрирует, что россияне – совершенно нормальные люди, грамотно сформулированные запреты в нашей стране прекрасно работают, а для того, чтобы покончить с российской сверхсмертностью, необходимо ввести в полном объеме сформулированные экспертами Всемирной организации здравоохранения рекомендации по внедрению эффективной антиалкогольной политики, ключевое положение в которых занимает именно радикальное повышение акцизов. 
Таким образом, радикального снижения смертности в России в 1994–1998 годах удалось добиться не антиалкогольной пропагандой или борьбой за «здоровый образ жизни», а путем реального снижения ценовой доступности алкоголя (прежде всего крепкого), в том числе и за счет фактического увеличения акцизной нагрузки. 
Выиграл при этом и бюджет – к концу 1998 года акцизы на алкоголь составляли уже не 2%, как в 1994-м, а 5% доходной части бюджета. В 1998 году в России произошел финансово-экономический кризис, который сопровождался скачком инфляции. Однако акциз на крепкие алкогольные напитки не был увеличен в соответствии с уровнем инфляции. Если уровень инфляции в 1998 году составил 84%, то акцизы на водку были повышены только на 20%. В результате за один год реальная величина акциза снизилась на треть. В 2000 году акциз был увеличен несколько выше уровня инфляции, однако это не компенсировало падения предыдущего года. В последующие годы падение реальной величины акциза (с учетом инфляции) не было компенсировано, и акцизы на водку вновь увеличивались зачастую несколько ниже инфляции. 
Именно этим падением акциза на водку (при последующем росте доходов и покупательной способности населения) и был обусловлен колоссальный рост смертности в 1998–2005 годах, стоивший России более миллиона человеческих жизней. 
Третье и последнее на сегодняшний день существенное снижение смертности в России произошло в 2006–2007 годах, когда было достигнуто особо заметное снижение потребления алкоголя в результате целого ряда принятых мер (включая поправки в Федеральный закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ФЗ № 171, вступившие в силу с января и июля 2006 года)
 

  Младенческая  смертность:

Показатель  смертности детей в возрасте до 1 года - одна из важных характеристик  стадии эпидемиологического перехода, на которой находится страна, да и развития всей страны в целом. Уровень  младенческой смертности, в отличие  от ожидаемой продолжительности  жизни, в России имеет тенденцию  к снижению уже в течение многих лет. К 2002 году у мужчин и к 2000 году у женщин в России был преодолен  так называемый «парадокс младенческой смертности» (когда ожидаемая продолжительность  жизни при рождении ниже, чем в  возрасте 1 года).

Впрочем, успехи не настолько велики, как  может показаться с первого взгляда. Достигнутый сейчас в России уровень  младенческой смертности (по предварительным  данным Росстата 8,2 на 1000 родившихся живыми в 2009 г.6) до сих пор остается примерно в 3-4 раза выше, чем во многих развитых странах, существенно выше, чем в среднем по странам ЕС и Восточной Европы, включая и бывшие европейские республики СССР7. При этом нельзя забывать, что в России до сих пор расчет младенческой смертности ведется не по всем критериям ВОЗ. Он проводится в соответствии с определением живорождения, принятым в России с 1993 года (год официального перехода России на новое определение живорождения), которое, хотя и отличается от определения, использовавшегося до 1993 года в СССР, но не вполне соответствует критериям, принятым ВОЗ8. Поэтому в реальности разрыв России и других развитых стран по уровню младенческой смертности еще сильнее (по оценкам специалистов реальный уровень младенческой смертности выше примерно на четверть).

Если  рассматривать изменение уровня младенческой смертности по Федеральным  округам России, то видно, что в  целом во всех округах с 1999 года. отмечается тенденция к снижению младенческой смертности (рис. 3). Ранжирование округов по уровню младенческой смертности почти не изменилось за эти годы. Наиболее низкие показатели, как в  начале, так и в конце периода, отмечались в Северо-Западном и Центральном  округах, где к 2008 году показатели младенческой смертности были на уровне стран - членов ЕС с 2004 или 2007 годов. Наивысшие показатели на протяжении почти всего периода  отмечались в Дальневосточном Федеральном  округе, но к 2008 году его по этому  «лидерству» догнал Южный ФО. Есть специфика и в темпах изменения  этого показателя по округам. Наивысшие  темпы снижения отмечены в Сибирском  ФО, а наименьшие в Южном ФО (что, в основном, определяется  уровнем смертности в республиках Северного Кавказа). В Южном  же Федеральном округе в течение ряда лет отмечался рост младенческой смертности, при том, что, как и в отношении других показателей смертности, с большой вероятностью можно предположить существование недоучета смертей детей в Кавказских регионах России. За рассмотренные 10 лет разрыв между наибольшим и наименьшим показателем по округам уменьшился с 6,3‰ в 1999  до 3,6‰ в 2008 году.

 

  3.4  Динамика показателей смертности по причинам смерти.

  Российская  смертность населения, резко возросшая  с 1991 года, имеет множество причин, но в анализе этих причин преобладают два подхода: основная причина связана с экономическим кризисом, падением жизненного уровня и основная причина в резкой алкоголизации населения, росте потребления наркотиков. Представляется, что это противопоставление искусственное, и первопричиной стали именно распад существовавшей экономической и политической системы и вызванные ими падение жизненного уровня и привычного образа жизни большинства населения, приведшие, в том числе, к алкоголизации и росту наркоторговли и потребления наркотиков, что в свою очередь способствовало росту смертности.

  Рассмотрим  отдельные причины, которые привели  к повышению смертности и роль в них социально-экономического кризиса и алкоголизации.

  Некоторые причины имеют давнюю историю  и долговременный характер, другие имели внезапный, «шоковый характер». Рассмотрим вначале эти внезапные, обвальные проблемы, приведшие к  небывалому росту смертности. Если рождаемость стала резко падать уже с 1987 года, когда большинство  молодых семей ожидало катастрофических событий в жизни страны и в  страхе перед ними отказалось от рождения детей или отсрочило рождение до лучших времен, то смертность еще  более «обвально» возросла с 1991 года по 1994 год.

  Смертность  в 1989 году составила 1583743, в 1990 г. – 1655993, в 1991 – 1690657, в 1992 г. – 1807290, в 1993 г. – 2129339, в 1994 – 2301366. С 1989 года по 1994 год смертность выросла на 718 тыс., т.е. почти на половину, а в самые «обвальные» годы – с 1992 по 1993 выросла за год на 322 тысячи. Такой рост смертности бывает только в периоды эпидемий, стихийных  бедствий или войн, но у нас это  произошло в мирное время. Каковы причины этой демографической катастрофы?

  Дальше  рассмотрим отдельные факторы, которые  сказались на этом росте смертности в начале 90- годов, которые свойственны  и другим странам – болезни  и внешние причины. Но подчеркнем специфически российскую причину того периода: распад страны и всей привычной  политической, экономической и социальной системы общества, повергнувший население  страны в психологический шок, повлиявший на все остальные причины обвального роста смертности.

  Американский  исследователь российских демографических  проблем Н.Эберстадт называет эту  специфическую причину «русской болезнью» - широко распространенную депрессию  населения, потерю защищенности и веры в будущее, которая привела к резкому росту заболеваемости, алкоголизму и высокой смертности .

  Об этом же говорят и авторы доклада, написанного  по горячим следам событий в 1997 году президенту Б. Ельцину, «О современном  состоянии смертности населения Российской Федерации» . «Спецификой смертности населения России 90-х годов является резкий рост смертности от социальных причин, отражающий рост социальной напряженности в обществе». Авторы отмечают, что «свыше 70% населения России живет в состоянии затяжного психо-эмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов, тяжелых неврозов и психосоматических расстройств, алкоголизма, наркомании, антисоциальных вспышек». И авторы делают вывод: «Обвальный рост смертности, происходящий в 90-е годы, свидетельствует о том, что именно население, его здоровье стало наиболее ощутимой жертвой негативных сторон реформирования общества. В основе скачкообразного роста смертности в 90-е годы ухудшение качества жизни большинства населения России, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом: рост безработицы, хронические задержки выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий, ухудшение качества питания, снижение доступности услуг здравоохранения, образования, культуры, затяжной психологический стресс, неуверенность в своем будущем и будущем детей, рост криминализации общества, алкоголизма, наркомании и других неблагоприятных факторов перестройки».

  Надо отметить, что за исключением задержки выплат зарплаты, пенсий и пособий, остальные  причины роста смертности 90-х  годов действуют и сейчас, способствуя  сохранению высокой смертности. В  целом эти выводы говорят о  том, что именно экономические и  социально-экономические факторы  поддерживают высокую смертность, а  не возводимый многими аналитиками  в главный фактор алкоголизм. Действительно, бедность сама по себе не убивает, во всяком случае, не так быстро, и массового  голода в результате реформ в стране не было, о чем с гордостью заявляли в свое время авторы рыночных реформ.

  Из факторов сохраняющейся высокой смертности следует выделить следующие, фиксируемые  как основные классы причин смертности: заболевания; внешние причины смерти (ДТП, травмы, отравления, убийства, самоубийства); алкоголизация населения; наркомания. Приведем табл.1 официальных причин смертности, по данным Минздравсоциразвития и Росстата .

Таблица 1. Показатели смертности населения по основным классам  причин смерти.

  Тыс.человек Доля (%) в общем числе  умерших
1995г. 2000г. 2005г. 2009г. 1995г. 2000г. 2005г. 2009г.
Всего умерших 2203,8 2225,3 2303,9 2010,5 100 100 100 100
в том числе от:
болезней  системы кровообращения 1163,5 1231,4 1299,5 1136,7 52,8 55,3 56,4 56,5
новообразований 298,7 297,9 287,9 293,6 13,6 13,4 12,5 14,6
внешних причин смерти 348,5 318,7 315,9 224,6 15,8 14,3 13,7 11,2
болезней  органов дыхания 108,8 102,1 94,7 79,5 4,9 4,6 4,1 4,0
болезней  органов пищеварения 67,8 64,7 93,8 89,0 3,1 2,9 4,1 4,4
некоторых инфекционных и паразитарных болезней 30,5 36,2 39,0 34,1 1,4 1,6 1,7 1,7
прочих  болезней 186,0 174,3 173,1 153,0 8,4 7,9 7,5 7,6

  И отдельно приведем динамику уровня смертности по основным причинам (число смертей  на 100 тыс. населения), включающую годы катастрофического роста смертности – 1990-2004 гг. (табл.2).  
 

Таблица 2. Динамика уровня смертности по основным причинам, 1982-2010 гг. (на 100 тыс. населения).

 

  Из табл.2 видно, что основной прирост смертности дали сердечнососудистые заболевании  – инфаркты и инсульты, которые  сейчас являются основной причиной смертности, при этом основной скачок приходится именно на период «шоковой терапии» 1992-1994 годов. Смертность от онкологических заболеваний  в этот период выросла незначительно, зато резко возросла смертность от «внешних причин», прежде всего отравлений алкоголем и травм. Еще один фактор роста – инфекционные заболевания  и болезни органов пищеварения. Все эти причины являются в  значительной мере социальными, ставшие  результатом распада социально-экономической  системы, ухода государства от забот  о благополучии населения, падения  жизненного уровня и роста алкоголизма. 
 
 
 
 
 

   3. 5   Заболеваемость населения России.  

  Сердечно-сосудистые заболевания 

  Сердечно-сосудистые заболевания повсеместно в развитых странах занимают среди причин смерти первое место. Однако в России смертность от этого важнейшего класса причин намного выше, чем в других странах  Запада и, что особенно тревожно, увеличивается  на протяжении последних 30 лет, тогда  как в этих странах происходит ее непрерывное сокращение.

  Болезни сердца занимают ведущее положение  среди сердечно-сосудистых заболеваний, определяя более половины величины стандартизованного коэффициента смертности от всего класса сердечно-сосудистых болезней. Их непрерывный рост наблюдался вплоть до 1985 г., когда появились  признаки перелома тенденции. Однако в 1992-1993 гг. новое увеличение смертности от болезней сердца свело на нет  достигнутый успех.

  Смертность  от болезни сосудов мозга –  второй основной группы сердечно-сосудистых заболеваний – непрерывно росла  в России на протяжении последних 30 лет. В 1992 г. стандартизованный коэффициент  смертности от нее в России был  в 5-6 раз выше, чем, например, во Франции, хотя в 1965 г. разница составляла лишь около 50%.

  Безусловно, в России главная причина резкого  роста смертей от сердечно-сосудистых заболеваний, прежде всего инфарктов  и инсультов - следствие социально-экономического кризиса, в том числе кризиса  системы здравоохранения. Прежде всего, снижения доступности и качества больничного и поликлинического обслуживания, недоступности и дороговизны  лекарств.

Информация о работе Статистика здоровья населения, статистический анализ основных показателей