Статистика занятости и безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

В данной работедаётся анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности таких составных элементов рыночной экономики, как безработица и занятость. Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Содержание

Введение
Глава 1. Безработица как социально-экономическое явление в современной экономике
1.1. Понятие, сущность, виды безработицы
1.2. Социально-экономические последствия безработицы
Глава 2. Проблемы занятости населения России на современном этапе
2.1 Особенности формирования российского рынка труда. Показатели численности и состава рабочей силы
2.2 Общероссийский классификатор занятий
2.3 Методы борьбы с безработицей
Глава 3. Исследовательская работа
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 62.68 Кб (Скачать)

     В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики  становились доходы населения. На смену  социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи перераспределения национального  дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

     Обеспечение занятости и массовая безработица  находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить  высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий  в нормальном режиме, то есть без  долгов по зарплате, но и без излишнего  персонала. Недостаток трудовой мотивации  и доходов по основному месту  работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие  недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

     Наряду  с этим расширяется « исход  » ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с  простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены  перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия  в ущерб своей квалификации и  социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему  отношений труда и капитала?

     Суть  новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный  переход от полной занятости, заждавшейся  на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу  труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда  и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция наемного труда  прежде всего через радикальную  реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом  изменить «дух законов» о труде, бес  всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического  принуждения и административного  диктата индивид. Как хозяин уникального  товара он имеет права на приоритет  на рынке труда, его цена формируется  в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.

     Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета  кадров, административных ограничений  приема и произвольных увольнений наемных  работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них  принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные  условия труда, механизмы социального  страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые  институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда  в аграрном секторе, малом предпринимательстве.[15]

     Давно пора заменить архаичные и неэффективные  формы законодательного регулирование  труда, например, единый для всех размер минимальной заработной платы и  ее индексации, которые из инструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в  государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу тарифных систем.

     Предстоит признать приоритет социального  партнерства по закону над государственным  управлением трудом в его бюрократическом  исполнении. Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении  занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать  нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства  и местной администрации систему  активного содействия безработным  на основе страховых взносов. Следует  рассматривать безработицу как  неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости  понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию  добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических  стимулов привлечение к труду.

     Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование  структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих  трудовую активность, но зачастую неспособных  к профессиональному труду, в  органы социальной опеки для последующей  трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.[1]

     Однако, в последнее время предпринимаются  попытки «спрятать» официальную  растущую безработицу, приукрасить  результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные  работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются  таковыми. Затем настает очередь  посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее  следует черед других «нарушителей»  новых правил, вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

     По  мере углубления реформ число безработных  должно возрастать в прямой пропорции  с повышением эффективности производства и реальной оплаты за труд. Более  того, необходимо форсировать структурную  безработицу в соответствии с  реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный  резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном  соотношении, что является условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для  создания новых рабочих мест, расширяющих  сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при  стабилизации развития. Именно тогда  становится возможным создание в  обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы.[4]

 

     Глава ІІІ. Исследовательская работа 

     Проведем  исследовательскую работу на примере  статистики занятости и безработицы  по Российской Федерации.

     Росстат публикует краткие итоги обследования населения по проблемам занятости. Это регулярное ежеквартальное исследование не вызвало особого внимания ни у  экономистов, ни у средств массовой информации. Между тем при сравнении  с результатами предыдущего исследования в сфере занятости обнаруживается несколько не очень приятных тенденций.

     Так, в 2006 году из 69,2 миллиона занятых россиян 5,0 миллиона человек классифицировались как безработные с применением  критериев Международной организации  труда (МОТ). По сравнению с 2005 годом  численность занятого населения  увеличилась на 0,7 процента, численность  безработных сократилась на 8,8 процента.

     Мало  того, что в годовом измерении  уровень безработицы вырос по уточненным данным, за период с октября  по январь ситуация еще более ухудшилась. Если в конце октября 2006 года, по оценке того же Росстата, безработными, в соответствии с методологией международной  организации труда (МОТ), классифицировались 5,0 миллиона человек, или 6,6 процента экономически активного населения, то в 2007 году эти показатели составляли уже 5,3 миллиона человек и 7,14 процента соответственно; занятых – 70,1 процент. По отношению с 2006 годом безработица сократилась на 8,6 процента, т.е. еще меньше. В 2008 году безработица, в связи с мировым финансовым кризисом, равна 5,8 миллионам человек, а занятых, соответственно, 76,71. Это значит, что экономика, все-таки тормозит (Приложение 2).[17]

     По  данным Федеральной службы по труду  и занятости, в августе 2007 года на учете в органах государственной  службы занятости состояли 1,7 миллиона безработных, т.е. ровно столько же, сколько и в августе 2006 года. Но, можно отметить, что в конце октября 2006 года официальных безработных было 1,6 миллиона, т.е. благоприятная тенденция развития не получила. По сравнению с ноябрем 2005 года численность зарегистрированных безработных сократилась на 62 тысячи человек или на 3,6 процента, что практически совпадает с данными предыдущего исследования. В ноябре 2006 года общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц, т.е. в трудоспособном возрасте, без студентов, учащихся и пенсионеров, отнесенных к безработным, превышала численность зарегистрированных безработных в 2,7 раза. Августовский показатель был 2,9, что опять-таки отражает тенденцию роста безработицы (Приложение 3).

     Ещё тревожнее был возросший уровень  первичной безработицы. В ноябре в общей численности безработных  уже 1,6 миллиона человек, или 31,8 процента, не имели опыта трудовой деятельности. Тремя месяцами ранее их было 1,3 миллиона и 28,3 процента соответственно. К тому же в ноябре 2006 года по сравнению  с ноябрем 2005 года среди безработных  доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 3,3 процентного пункта, в то время как аналогичный  августовский показатель был, наоборот, лучше на 0,9 процентного пункта. Таким  образом, этот «барьер, на рынке труда  стал еще выше, не говоря уже о  том, что он вообще носит системный  характер. Требуемый опыт работы почти  всегда обязателен, а обучать молодых  берутся разве что в метрополитене, милиции или других, самых не престижных производствах и специальностях.

     К концу июля 2007 года число безработных  в России составляло, по оценке, 4,35 миллиона человек, или 5,8% от экономически активного  населения, по сравнению с 4,40 миллиона к концу июня 2007 года и 5,12 миллиона к концу июля 2006 года.

     В июле по сравнению с предыдущим месяцем  общее число безработных снизилось  на 1,2%, по сравнению с июлем 2006 года - на 15,0%.

     Численность экономически активного населения  к концу прошлого месяца составила, по оценке, 75,2 миллиона человек, или  около 52% от общей численности населения  страны.

     К концу декабря 2006 года число безработных  в России составило 5,13 миллиона человек, или 6,9% от экономически активного населения, по сравнению с 5,66 миллиона человек  к концу 2005 года (7,6%).

     Усиливались и проблемы со служебным или карьерным  ростом. Среди безработных, имеющих  опыт трудовой деятельности, уже 1,1 миллиона человек, или 31,9 процента составляли лица, уволившиеся по собственному желанию. В августе таких было 1,0 миллиона и 31,2 процента соответственно. С 0,9 до 1 миллиона возросло количество лиц, которые  оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. Если, по сравнению, с августом 2005 года доля уволившихся по собственному желанию  среди безработных, имеющих опыт работы, уменьшилась на 1,1 процентных пункта, то в ноябре она, наоборот, возросла на 2,6 процентных пункта. Правда, доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением персонала, уменьшилась на 2,2 вместо августовских 3,0 процентных пункта. Это неплохо, однако опять же не секрет, что за этими статьями Трудового кодекса слишком часто скрывается конфликт работника и работодателя. В отличие от западной корпоративной практики, да и на госслужбе пройти даже одну карьерную ступеньку без задействования неформального фактора почти невозможно. «Перескочить» даже с технической должности на должность специалиста, например, в связи с получением высшего образования практически невозможно. А дальше вступают в силу ещё более жесткие и совсем не рыночные правила игры.

     Неудивительно, что российская безработица носит  застойный характер, который, кстати, усиливается.

     Среднее время поиска работы безработными в  августе 2006 года составляло 8,5 месяца и  по сравнению с августом 2005 года оставалось на том же уровне. Но в  ноябре показатель возрос уже до 8,9 месяца. Среднее время поиска работы безработными в августе 2007г. составило 8,3 месяца и по сравнению с августом 2006г. уменьшилось на 0,6 месяца. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 37,8% безработных (в августе 2006г. – 43,5%). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше – составляет 45,9%, и уменьшилась за последний год на 9,6 процентных пункта. Среди безработных городских жителей доля застойной безработицы уменьшилась на 3,9 процентных пункта и составила 32,2%. 8,4 месяца - время поиска работы октябре 2008 года (Приложение 4). Но, в связи с мировым финансовым кризисом, поиск работы заметно возрастет.[15]

     Возрос  «стаж» пребывания в состоянии безработицы – один год и более. В 2006 году его имели 40,3 процента безработных (в 2005 году – 38,5 процента). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше – составляет 48,0 %, хотя и уменьшилась за последний год на 0,2 процентных пункта. Стаж пребывания в состоянии безработицы на конец 2007 года составил – 41,5 %. (Приложение 5). А вот среди безработных городских жителей доля застойной безработицы в ноябре увеличилась на 2,4 процентных пункта по сравнению с 1,5 процентными пунктами в августе и составила 34,6 процента. То есть основная же масса рабочей силы по-прежнему была малоподвижна, причем как на работе, так и в безработном состоянии.[16]

Информация о работе Статистика занятости и безработицы