Статистика занятости и безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

В данной работедаётся анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности таких составных элементов рыночной экономики, как безработица и занятость. Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Содержание

Введение
Глава 1. Безработица как социально-экономическое явление в современной экономике
1.1. Понятие, сущность, виды безработицы
1.2. Социально-экономические последствия безработицы
Глава 2. Проблемы занятости населения России на современном этапе
2.1 Особенности формирования российского рынка труда. Показатели численности и состава рабочей силы
2.2 Общероссийский классификатор занятий
2.3 Методы борьбы с безработицей
Глава 3. Исследовательская работа
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 62.68 Кб (Скачать)

     Экономически  неактивное население  – население, не входящее в состав рабочей силы. Оно включает в себя:

    • учащихся и студентов, слушателей и курсантов, обучающихся в дневных учебных заведениях с отрывом от производства;
    • лиц, получающих пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности;
    • лиц, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками;
    • лиц, отчаявшихся найти работу и прекративших ее поиск (но желающих работать);
    • лиц, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда;
    • других лиц, у которых нет необходимости работать независимо от источника дохода.

     Рынок труда включает не только экономические, но и социальн-правовые и психологические  отношения. В разных странах формирование этих отношений исторически происходило  не одновременно. В результате в  отдельных группах стран или  отдельных странах возникли определенные различия.[9]

 

     2.2 Общероссийский классификатор  занятий. 

     Общероссийский  классификатор занятий (далее ОКЗ) разработан в соответствии с Государственной  программой перехода Российской Федерации  на принятую в международной практике систему учета и статистики, исходя из требований развития рыночной экономики.

     ОКЗ представляет собой систематизированный  перечень видов трудовой деятельности, позволяющий достигнуть единообразия их наименований и обеспечить возможность  проведения статистических сравнений, учета и анализа в интересах  осуществления рациональной политики занятости.

     Систематизация  видов трудовой деятельности (занятий), принятая в ОКЗ, в основном соответствует  Международной стандартной классификации  занятий (МСКЗ) и имеет иерархическую, четырехуровневую структуру.

     ОКЗ предназначен для решения широкого круга задач, касающихся регулирования  социально-трудовых отношений, а также  связанных с оценкой состояния  и динамики изменений структуры  рабочей силы, анализом и прогнозом  показателей в сфере занятости  и профессионального образования.

     Классификационной единицей ОКЗ является вид трудовой деятельности (занятие), основу которого составляет квалификация (профессиональное мастерство) и профессиональная специализация. В отличие от профессии, подразумевающей  обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид  деятельности, в том числе не требующий  специальной подготовки, приносящий заработок или доход.

     Объектами классификации являются однородные, с точки зрения содержания работ, укрупненные группировки профессий  рабочих и должностей служащих.

     Структурно  классификатор состоит из девяти укрупненных групп, подразделяющихся на подгруппы, составные группы и  базовые группы.

     В классификаторе приняты следующие  укрупненные группы:

     1. Руководители (представители) органов  власти и управления всех уровней,  включая руководителей учреждений, организаций и предприятий. 

     2. Специалисты высшего уровня квалификации.

     3. Специалисты среднего уровня  квалификации.

     4. Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом  и обслуживанием. 

     5. Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального  хозяйства, торговли и родственных  видов деятельности.

     6. Квалифицированные работники сельского,  лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства  и рыболовства. 

     7. Квалифицированные рабочие крупных  и мелких промышленных предприятий,  художественных промыслов, строительства,  транспорта, связи, геологии и  разведки недр.

     8. Операторы, аппаратчики, машинисты  установок и машин и слесари-сборщики.

     9. Неквалифицированные рабочие.

     В качестве признаков для определения  общности (сходства) работ и группировки  занятий положены характеристики занятий: содержание функций (выполняемых работ), предметы и орудия труда, масштаб  и сложность руководства, конечные результаты трудовой деятельности и  др., определяющие квалификацию и специализацию  работников.

     Критерием квалификации является уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы, которые  в совокупности образуют необходимые  предпосылки для выполнения работы определенной сложности. Указанный  критерий применяют для идентификации  всех видов трудовой деятельности и  формирования укрупненных групп, за исключением группы: руководителей (представителей) органов власти и  управления всех уровней, включая руководителей  учреждений, организаций и предприятий.

     В ОКЗ выделено четыре уровня квалификации:

    • первый уровень квалификации соответствует основному общему образованию и среднему (полному) общему образованию, установленных Законом об образовании Российской Федерации;
    • второй уровень квалификации - начальному профессиональному образованию;
    • третий - среднему профессиональному образованию;
    • четвертый - высшему профессиональному образованию и послевузовскому профессиональному образованию.

     При классификации занятий учитывают, что определенный уровень квалификации может быть достигнут не только профессиональным образованием или специальной подготовкой, но достаточно часто его достигают  опытом практической работы. Однако для  занятий, требующих высокого уровня квалификации, образование и специальная  подготовка имеют определяющую роль.

     Критерий  профессиональной специализации характеризуется  сферой приложения труда. На основании  этого критерия определяют тип необходимых  знаний, умений и навыков, требуемых  для выполнения обязанностей и трудовых функций по определенным видам занятий. Его используют в качестве основы при определении видов деятельности, производственных процессов, обрабатываемых сырья и материалов, результатов  труда и т.п.

     На  каждом последующем уровне сгруппированы  виды занятий с учетом более глубокой специализации.

     Подгруппы в ОКЗ сформированы на основе критерия профессиональной специализации. В  одном случае это тип необходимых  знаний, в другом - используемые инструменты, применяемые материалы или вид  производимого продукта и оказываемых  услуг. По данному критерию образованы также составные группы. Для отнесения  занятий к базовым группам, кроме  этого критерия, применяют и другие в зависимости от специфики конкретной группы занятий.

     Если  занятие охватывает широкий круг профессиональных функций, то его классификацию  осуществляют с использованием принципа приоритетности. Так, в случаях, когда  функции работника связаны с  различными стадиями процесса производства и распределения товаров и  услуг, приоритет отдают производственным функциям, если при этом такие функции  как продажа, транспортное обслуживание или управление производственным процессом  и т.п. не доминируют. Если для выполнения профессиональных функций необходимы подготовка различного уровня и практический опыт, то занятия классифицируют в  соответствии с теми функциями, реализация которых требует более высокого уровня квалификации.

     В зависимости от уровня укрупнения групп  занятий кодирование осуществляют одним, двумя, тремя или четырьмя знаками.

     Общая схема кодирования в ОКЗ имеет  вид:

     Х Х Х Х  Х

       | | | |    |

       | | | |    +--------------------------- Контрольное число

       | | | +------------------------------------ Базовая группа

       | | +-------------------------------------- Составная группа

       | +---------------------------------------- Подгруппа

       +------------------------------------------ Укрупненная группа.[16] 

     2.3 Методы борьбы  с безработицей 

     При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости  населения необходимо учитывать  определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу  невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия  неполного обеспечения трудоспособного  населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2,5% валового национального продукта.

     В социально-трудовой политике первоначально  превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные  перемены в собственности и структурные  сдвиги в экономике. Важнейшими из них  были поддержание доходов на минимальном  уровне и гарантии занятости в  условиях спада производства и роста  безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем  приведения его в соответствии с  международнопризнанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена  минимальная продолжительность  отпусков, расширены гарантии занятости  безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование  социально - страховых отношений  способствовало их нормализации во время  приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками  и их будущими хозяевами.[3]

     Поддержание доходов на минимальном уровне стало  целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства              «реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.

     В связи с рыночными изменениями  наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным  контрактам, неформализованным соглашениям  и т.п.). При этом почти сошла  на нет традиционная роль органов  труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

     Вместе  с тем увеличивалась вынужденная  безработица, порожденная новыми условиями  функционирования предприятий и  формами найма. Высвобожденные по экономическим  мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных  работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим  мерам по трудоустройству социально  незащищенных маргиналов.[6]

     Неуклонный  рост структурной безработицы предопределял  необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему  социального страхования. Безработица  из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным  характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые  формы эффективной занятости.

     Однако  безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости  трансформировалась в организацию  по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему  числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты  в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось  значение трудового посредничества, задач повышения мобильности  высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

     Курс  на обеспечение возможно полной занятости  и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство  увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

Информация о работе Статистика занятости и безработицы