Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 16:42, курсовая работа
Цель данной работы - изучение показателей занятости и безработицы, используемых для измерения ее состояния; статистический анализ занятости и безработицы. В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия рынка труда, занятости и безработицы;
- изучить показатели занятости;
- изучить показатели безработицы;
- сделать статистический анализ занятости и безработицы.
Введение 3
Глава 1. Статистические показатели занятости и безработицы 5
Глава 2. Статистический анализ занятости населения за 2008-2009 гг. 10
Глава 3. Статистический анализ безработицы за 2008-2009 гг. 16
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 1 32
Приложение 2. 33
Приложение 3. 34
Приложение 4. 35
Классическая безработица — возникает при высвобождении рабочей силы в целях повышения заработной платы. Следует иметь в виду, что к этому понятию часто прибегают, когда хотят переложить ответственность за безработицу на самих трудящихся, выступающих за повышение заработной платы.
Технологическая безработица является следствием вытеснения рабочей силы из производства в связи с его автоматизацией и внедрением новых технологий. По аналогии с классической безработицей отнесение безработных к этому типу часто обусловлено политическими мотивами, стремлением перенести центр тяжести на результаты технического прогресса, а не на организационные недостатки общества8.
Первым и в 1991—1992 гг. практически единственным источником информации о безработице в России стала система ее регистрации службами занятости. Она многократно модифицировалась в целях улучшения контроля за состоянием на регистрируемом рынке труда и в целом успешно использовалась для текущего наблюдения за трудоустройством и уровнем официальной безработицы.
Сбор и разработка данных службами занятости осуществляются на основе ведомственного государственного статистического наблюдения по формам, утвержденным Госкомстатом России и заполняемым с месячной, квартальной и полугодовой периодичностью. При этом в месячной отчетности предусмотрены показатели, характеризующие общую численность граждан, обратившихся в службы занятости в поисках работы, процессы их регистрации в качестве безработных (признано безработными), снятия их с учета в связи с трудоустройством, оформлением на досрочную пенсию, направлением на профессиональное обучение и по другим причинам. В этой же форме предусмотрена информация о заявленной предприятиями и организациями потребности в работниках (т.е. о вакансиях), о назначениях и выплатах пособий по безработице, об участии в общественных работах и некоторые другие показатели.
Квартальная и полугодовая отчетности служб занятости представлены более подробным перечнем показателей, характеризующих: социально-демографический состав как общей численности граждан, ищущих работу, так и тех, кто официально признан безработными; распределение безработных по продолжительности безработицы; масштабы и формы профессионального обучения; квотирование и содействие в сохранении и организации рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости граждан.
Отчетность, разрабатываемая по линии служб занятости, ежегодно пересматривается для улучшения ее информационных возможностей и наряду с обследованием рабочей силы по-прежнему сохраняет свое значение для анализа рынка труда. Одним из преимуществ административного учета является то обстоятельство, что сбор данных проводится, как правило, в более короткие сроки, чем обследование рабочей силы, а информация относительно легко- и быстродоступна (обычно в первой половине следующего за отчетным месяца). Используя этот массив данных, можно ежемесячно следить за изменением уровня официальной (т.е. регистрируемой) безработицы и за динамикой основных социально-демографических показателей состава граждан, ищущих работу с помощью служб занятости.
Однако следует иметь в виду, что сведения, получаемые по данному источнику информации, в два-три раза занижены. Это обусловлено рядом причин: относительно невысоким размером выплачиваемого пособия; неудовлетворенностью предлагаемыми рабочими местами, необходимостью регулярно отмечаться, да и просто нежеланием многих граждан официально признать себя безработными.
Поэтому основным источником информации, всесторонне характеризующим конъюнктуру рынка труда, признано крупномасштабное многоцелевое обследование населения по проблемам занятости. Выборочное обследование рабочей силы является наиболее последовательным (после переписи населения) видом статистического наблюдения, с помощью которого можно охватить практически все категории населения (исключение составляют вооруженные силы, бездомные и некоторые другие категории, представляющие собой относительно малочисленные группы населения). Только на основе материалов такого обследования можно получать международно сопоставимую информацию одновременно о трех основных категориях населения — о занятых, безработных и экономически неактивных. Одна из отличительных черт обследования — возможность предоставления чрезвычайно детальных данных, дающих большое число демографических и социально-экономических характеристик: возраст, пол, гражданство, семейное положение, родственные отношения, уровень образования, различные виды и типы занятости, отрасль, профессия, способы поиска работы, причины экономической неактивности и т.п. Материалы обследования помогают деловым кругам разрабатывать долгосрочную стратегию маркетинга. Они широко используются для контроля существующих экономических условий, формирования правительственных программ оказания помощи определенным группам населения и прогноза будущих изменений с целью принятия более обоснованных решений, связанных с капиталовложениями, что содействует повышению деловой активности и экономическому росту.
В России первое полномасштабное обследование населения по проблемам занятости было проведено по состоянию на последнюю неделю октября 1992 г. и с этого времени до 2010 г. проводилось ежегодно9.
Для проведения обследований была создана выборочная сеть домашних хозяйств. Для формирования обследуемой совокупности применяется двухступенчатая выборка. На первой ступени из типизированной основы выборки со случайным расположением единиц отбора основы выборки систематически отбираются счетные участки переписи (портфели). Сформированная на первой ступени выборка представлена по структурным соотношениям восьми показателей (численность населения, пол, возраст, размер семьи, источник средств существования, образование, национальность, принадлежность жилого помещения) и наибольшему числу их сочетаний. Одновременно (в автоматическом режиме) производится уравновешивание возможных отклонений (выше допустимых) от известной вероятности попадания единиц в выборку как из образованных структурных соотношений восьми показателей, так и их сочетаний. На второй ступени в отобранных портфелях выбираются переписные листы, составленные на семью (домашнее хозяйство). Таким образом, конечной единицей отбора является семья (домашнее хозяйство).
Выборка единиц наблюдения для квартальных обследований строится таким образом, что для каждого последующего обследования все единицы наблюдения отобранной совокупности предыдущего квартала заменяются новыми.
Объем
выборки устанавливается в
В соответствии с анкетой выборочного обследования населения по проблемам занятости (далее — обследование рабочей силы), утвержденной Госкомстатом РФ, программа обследования включает в себя следующие тематические разделы:
- сведения о респондентах;
-
текущая экономическая
- основная работа;
- дополнительная работа;
- поиск работы, экономическая неактивность.
По показателям первого раздела разрабатываются основные демографические данные, такие, как возраст, пол, семейное положение, родственные отношения, гражданство. Здесь же предусмотрены показатели, характеризующие образовательный уровень: высшее профессиональное, неполное высшее профессиональное, среднее профессиональное, начальное профессиональное, среднее (полное) общее, основное общее, начальное общее.
Во
втором разделе предусмотрены
Показатели
раздела «Основная работа»
- на предприятии, в учреждении, организации;
- в фермерском хозяйстве;
-
предпринимательской
- по найму у физических лиц?»
Такие показатели позволяют осуществлять распределение занятого населения по секторам экономики, определять занятость в неформальном секторе. С помощью других вопросов, предусмотренных в этом же разделе, производится разработка данных по: статусу занятости (наемный персонал, самозанятые, члены производственных кооперативов, помогающие работники без оплаты на предприятиях, принадлежащих родственникам); признакам постоянной или непостоянной работы (сезонная, временная, случайная); признаку профессии (должности).
Раздел
«Дополнительная работа»
Наибольшее число показателей содержится в разделе «Поиск работы, экономическая неактивность».
Предусмотренная детализация не является чрезмерной и обусловлена необходимостью глубокого и всестороннего изучения как вопросов, позволяющих определить правильность отнесения опрашиваемого лица к безработному (вопросы 28—31), так и следующих важных характеристик:
- способов поиска работы (вопрос 33);
-
причин, по которым респондент
не искал работу в последнее
время (вопрос 34), что дает возможность
в последующем определить
-
продолжительности поиска
-
характера искомой работы —
по найму, не по найму,
- характера предыдущей работы, если таковая имелась ранее, и причины ухода с нее (вопросы 40—42).
Вопросы 38 и 39 рассматриваемого раздела нужны для проведения сравнительного анализа с данными административного учета.
Как уже отмечалось, ввиду особой важности проводимых обследований необходима работа по совершенствованию вопросников, организации сбора данных и технологии их обработки, по использованию опыта зарубежных стран. В числе новых, прогрессивных направлений совершенствования работы в данной области следует назвать введение в статистическую практику наряду со стандартными обследованиями модульных обследований, которые могут касаться выборочной группы населения, отдельных тем (проблем) или отдельных регионов (локальных рынков труда). В зависимости от информационной потребности в качестве объектов подобных обследований выступают такие проблемы, как положение на рынке труда лиц, требующих социальной защиты (например, выпускников школ, пенсионеров, уволенных из вооруженных сил); положение на сельском рынке труда; вторичная занятость; занятость в неформальном секторе и т.д. Введение модульных обследований позволяет анализировать дополнительные аспекты безработицы, осуществлять оценку эффективности разных форм активной политики на рынке труда10.
Данные текущей статистики службы занятости о трудоустройстве населения используются для оценки общей численности безработных в периоды между обследованиями населения по проблемам занятости. Для расчета численности безработных в месяцы между двумя обследованиями применяется интерполяция соотношения численности безработных, полученной по данным обследования, и численности незанятого населения, учтенной в службе занятости на соответствующую дату. Методика подобных расчетов может быть разной в зависимости от принятой концепции интерполяции,
Вначале определяется, как изменилось за период между двумя последними обследованиями соотношение общей численности безработных, полученной поданным обследования, и численности незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости. Предположим, что по данным последнего обследования численность безработных в регионе составила 180 тыс. человек ( ), в службе занятости на конец месяца обследования числилось 30 тыс. человек ( ). Следовательно, соотношение численности безработных по двум источникам информации составило 6:1 ( ).
Аналогично
по результатам предыдущего
ли в среднем за месяц
где — число месяцев между двумя смежными обследованиями.
Если обследование проводится раз в квартал, то и . Если предположить, что ежемесячно данное соотношение возрастает на одну и ту же величину, то общая численность безработных на конец рассматриваемого месяца определится как
где — порядковый номер месяца после даты предыдущего обследования;
— численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости на конец рассматриваемого месяца t.
Значит, если в нашем примере обследования проводились в ноябре 2008 г. и феврале 2009г., то для декабря 2009 г, когда в органах службы занятости состояло на учете 39 тыс., человек, общая численность безработных может быть оценена тыс. человек.