Статистика уровня жизни населения

Автор: Диана Длдо, 14 Ноября 2010 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная статистика позволяет исследовать доходы, расходы и потребление населения, а также дать характеристику производства валовой продукции в личных подсобных хозяйствах по данным бюджетных исследований. Также изучаются показатели личного потребления семей и показатели уровня потребления непродовольственных товаров.
Статистический учет и отчетность, отражающие совокупность массовых явлений и процессов, характеризующие их с количественной стороны, выявляющие определенные экономические закономерности, служат важным источником анализа. Статистические методы являются основным средством изучения массовых, повторяющихся явлений, играют важную роль в прогнозировании поведения экономических показателей.

Содержание

Введение 3

1. Статистика уровня жизни населения 4

2. Общая оценка уровня жизни населения 6

3. Виды уровня жизни. Доходы населения 6

4. Методы изучения динамики реальных доходов населения 9

5. Методы изучения дифференциации доходов и уровня бедности 10

6. Потребление населением материальных благ и услуг 13

7. Качество жизни как социально-экономическая категория 16

8. Качество жизни населения 20

8.1 Динамика уровня жизни 20

8.2 Бюджетные проектировки 22

8.3 Сравнение уровня жизни различных регионов и стран 30

Заключение 36

Расчетная часть 39

Приложение 1 44

Приложение 2 48

Список использованной литературы 49

Работа содержит 1 файл

статистика.docx

— 295.44 Кб (Скачать)
  • чистую окружающую среду;
  • личную и национальную безопасность;
  • политические и экономические свободы;
  • и другие условия человеческого благополучия, трудно поддающиеся количественному измерению.

     Качество  жизни — это категория не стандартизованная. Каждое сообщество разрабатывает это  понятие самостоятельно, исходя из своих идеалов. Во многих странах  идея качества стала национальной идеей. Под качеством жизни понимается, как правило, финансовая безопасность сообщества, единство с природой, ответственность  перед будущими поколениями и  многое другое.

     Характеризуя  сущность качества жизни как социально-экономической  категории необходимо подчеркнуть  ряд ее особенностей:

     Во-первых, качество жизни чрезвычайно широкое, многогранное понятие, несравнимо более  широкое, чем «уровень жизни». Это  категория, далеко выходящая за пределы  экономики. Это, прежде всего социологическая  категория, охватывающая все сферы  общества, поскольку все они заключают  в себе жизнь людей и ее качество.

     Во-вторых, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием  объективной оценки качества жизни  служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению, с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов.

     С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень  их удовлетворения могут оценить  только сами субъекты. Они не фиксируются  какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в  сознании людей и, соответственно, в  их личных мнениях и оценках.

     Таким образом, оценка качества жизни выступает  в двух формах:

  • степень удовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов;
  • удовлетворенность качеством жизни самих людей.

     В-третьих, качество жизни не является категорией, отделенной от других социально-экономических  категорий, но объединяет многие из них, включает в себя их в качественном аспекте.

     Так, компонентами качества жизни является и образ жизни, и уровень жизни, и окружающая среда, обогащенные  качественными оценками. Например, характеризуя качество жизни, нельзя ограничиваться оценкой питания по его питательной  ценности (калорийность, содержание в  граммах белков, жиров). Нельзя обойти таких качеств питания, как его  регулярность, разнообразие, вкусовые свойства. Характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиться (как при анализе уровня жизни) показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, недели, года, уровнем производственного травматизма, но необходимы оценки соответствия интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношений внутри трудового коллектива и др.

     Качество  жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всего  комплекса потребностей и интересов  людей, проявляющихся как в различных  видах деятельности, так и в  самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические  аспекты существования людей. Есть в этой проблеме юридические и  политические стороны, связанные с  правами и свободами, поведенческие  и психологические аспекты, общий  идеологический и культурный фон.

     Что же касается благосостояния в целом, то это некоторый синтез, обобщающее представление социального организма, включающее все вышеуказанные аспекты.

     Достижение  максимально высокого качества жизни  населения является приоритетной целью  социальной рыночной экономики. Одной  из важнейших предпосылок, обеспечивающих реализацию этой задачи, является проведение эффективной политики благосостояния населения. Центральное место в  политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост уровня жизни граждан.

     Качество  жизни для людей неотрывно  от целей, которые они ставят перед  своей жизнью, то есть, связано с  эффективностью жизни в широком  смысле слова, и не только с удовлетворенностью своей личной жизнью, но и с удовлетворенностью со своим положением в стране и  в мире, которое отражается на самочувствии людей.

     При этом возможны два подхода:

  • составление сводного перечня показателей в соответствии со структурой потребностей и интересов;
  • более предпочтительный аналитический подход, при котором показатели качества жизни, прежде всего, группируются по сферам жизни в соответствии со структурой самих процессов жизни людей, с последующим синтетическим обобщением.

     И методологически, и для практических целей весьма важно оценить качество жизни не только в целом, но и по каждой из ее основных сфер.

     К таким сферам относятся:

  • трудовая жизнь;
  • сфера развития способностей людей;
  • семейная жизнь;
  • быт и поддержание здоровья;
  • жизнь нетрудоспособного населения;
  • досуг;
  • окружающая среда;
  • жизнь в экспериментальных экономических ситуациях.

     Каждая  из этих сфер имеет свои специфические  составные элементы, требующие качественной оценки. Если свести их в единую систему, то получится весьма сложная и  обширная структура. Так, например, переход  к рыночной экономике изменил  качество труда, поскольку для основной массы экономически активного населения  он стал наемным, зависящим от соотношения  спроса и предложения, от хозяйственной  конъюнктуры. Позитивность социально-экономических  преобразований выражается в том, что  работники получили большую свободу  в выборе места работы, а конкуренция  на рынке труда стала дополнительным стимулом развития личных способностей и их применения.

 

8. Качество жизни населения

8.1 Динамика уровня жизни

 

     Начало  века характеризуется подъёмом экономики  страны: увеличение ВВП, объёма промышленной продукции, продукции сельского  хозяйства и как следствие  улучшения макроэкономической ситуации, – значительное уменьшение задолженности  по заработной плате, уменьшение количества безработных, увеличение реальной заработной платы, увеличение реальных денежных доходов. Однако сохраняется низкий жизненный  уровень большинства населения  России, сохраняется значительные региональные различия в уровне жизни населения.

     Применительно к российской экономике предпосылок  для повышения уровня жизни в  ближайшей перспективе пока не создано. Аргументировать сложившуюся ситуацию можно следующими соображениями:

     Во-первых, в России на современном этапе  развития отсутствует механизм управления мотивацией трудовой деятельности, а, следовательно, и повышением уровня жизни работников.

     Во-вторых, одним из показателей качества трудовой жизни является уровень заработной платы работников и ее дифференциация по отраслям. Однако обвальное разрушение действующего ранее механизма оплаты труда и отказ от государственного регулирования зарплаты не привел к  положительным результатам. Более  того, привел к снижению уровня жизни  работающего населения. Произошла  резкая дифференциация в уровнях  оплаты труда руководителей и  рядовых работников. Разрыв между  заработной платой рядовых работников и руководителей составляет от 4 до 20 и более раз.

     В-третьих, на уровень жизни в немалой  степени влияют условия и среда, в которых осуществляется процесс  труда. Главная задача в этом плане  состоит в адаптации (приспособлении) функционирующей на предприятии  или рабочем месте работника, ведущей к обогащению процесса трудовой деятельности и сокращению монотонности. К сожалению, приходится констатировать: эти факторы в трудовой деятельности на предприятиях России практически не учитываются.

     В-четвертых, за последние годы резко возрос уровень  травматизма и профессиональных заболеваний, что явилось следствием сокращения соответствующих служб  на предприятиях, которые осуществляли контроль над безопасностью трудовой деятельности, что привело к снижению уровня жизни.

     В-пятых, повышению уровня жизни способствует условия, создание которых содействует  развитию личности работника, росту  его квалификации, самовыражению  и самостоятельности в принятии решений, профессиональной и должностной  карьере.

     В-шестых, демократизация общества предполагает и демократизацию в управлении и  организации труда работников, что  предполагает развитие новых коллективных форм организации трудовой деятельности взамен индивидуальной организации  труда. Мировой опыт с необходимостью показал, что развитие коллективных форм организации труда способствует развитию демократизации процесса управления, планированию, распределительным отношением и выборности менеджеров. 
Высокого и достойного для человека уровня и качества жизни можно достигнуть при успешном и высокоэффективном использовании трудового потенциала России и каждого предприятия в отдельности. Именно рациональное высокоэффективное использование трудового потенциала на основе применения эффективных мотивационных моделей и систем можно не только реанимировать, но и создать эффективный механизм управления экономикой. А пока, если проанализировать индикаторы труда, которые являются определяющими в оценке уровня и качества жизни населения страны, то они свидетельствуют об удручающем положении в развитии экономики. Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Политика доходов тесно связана с благосостоянием нации, повышением её жизненного уровня. Этот показатель оценивает качество и уровень жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

8.2 Бюджетные проектировки

 

     В современных экономических условиях бюджетное регулирование доходов  значительной части населения России (работников бюджетной сферы, пенсионеров, инвалидов и т.д.) и решение  задач доступности услуг качественного  образования и здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства  являются ключевыми в проведении эффективной государственной социальной политики.

     По  оценкам Минэкономразвития России, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно снижаться  – с 22,6 млн. человек наконец 2005 года (15,8% от общей численности населения) до 14,2 млн. человек в 2006 году (13,5%).

     Справочное: следует при этом отметить, что  применяемый официальной статистикой  способ оценки носит упрощенный характер. Страны ЕС используют более точные методы и способы оценки. Например, бедными считают лиц с доходом  меньше среднего дохода по стране. Соответственно, по европейским меркам бедными на начало 2005 года являются не 18%, примерно 25% россиян. Американцы рассчитывают уровень  бедности, исходя из расходов на продукты питания: их доля в потребительской  корзине тех, кого относят к категории  бедных, должна составлять не менее  трети всех расходов (согласно этой методике доля бедных россиян на начало 2005 года - 28,8%). По методике Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), оценка бедных и малоимущих должна включать в себя показатель доходов (ниже прожиточного минимума), а также социальные нормативы обеспеченности жилой площадью. По данным ВЦУЖ, в России к категории бедных и малоимущих относятся 62 млн. человек, или 39,5% населения.

     5 сентября 2005 г. на встрече с  членами Правительства, руководством  Федерального Собрания и членами  президиума Государственного совета  Вице-президент Российской Федерации  В.В. Путин предложил осуществить в ближайшие годы крупную, национального масштаба программу по системной модернизации здравоохранения, образования, жилищной сферы. Речь идет о необходимости преобразований в базовых сферах жизнедеятельности населения страны, которые определяют состояние его здоровья, образования и обеспеченность жильем.

     Важно подчеркнуть, что ключевой вопрос государственной  политики, по мнению В.В. Путина, состоит в существенном повышении качества жизни граждан России, для чего страна располагает соответствующими возможностями. За пять последних лет экономика России выросла почти на 40%, произошли положительные изменения в доходах населения. Однако, как подчеркнул Вице-президент, “нельзя мириться с тем, что 25 миллионов наших сограждан получают доходы ниже прожиточного минимума, и поэтому качественные социальные услуги недоступны всем нашим гражданам”.

     Выбор указанных выше приоритетов объясняется  тем, что значительная часть бедных и нуждающихся граждан в стране составляет работающее население, включая  работников бюджетной сферы, у которых  заработная плата не обеспечивает прожиточного минимума с учетом иждивенцев работающих, а также пенсионеры (особенно одинокие). Что же касается состояния здоровья, то важно учитывать, что медицинская  помощь, предоставляемая в значительной части субъектов Российской Федерации, по своему объему не обеспечивает уровня государственных гарантий медицинской помощи и зачастую составляет всего 30-40% от их нормативных величин.

Информация о работе Статистика уровня жизни населения