Статистика торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

Торговля — объект статистического изучения.

Работа содержит 1 файл

статиситка торговли.doc

— 571.00 Кб (Скачать)
Задание 3
 

Динамика  средних цен и объема продажи на двух рынках города характеризуется следующими данными: 

  Овощи Количество  проданных овощей, кг Средняя цена за 1 кг, тыс. руб.
Базисный  период Отчетный период Базисный период Отчетный период
Рынок №1

огурцы

помидоры

 
2500

1700

 
2800

2100

 
0,8

3,02

 
0,95

2,8

Рынок №2

огурцы

4200 4000 1,28 1,45
 

На  основании имеющихся  данных вычислить:

1. Для рынка  №1(по двум видам овощей в  целом):

    1. Общий индекс выручки от реализации овощей;
    2. Общий индекс цен;
    3. Общий индекс физического объема проданных овощей.
 

    Определить  в отчетном периоде по сравнению  с базисным абсолютный прирост выручки  от реализации овощей и разложить  его по факторам (за счет изменения  цен и объема продажи овощей). Показать взаимосвязь между исчисленными индексами. 

2. Для двух  рынков  в целом (по огурцам):

    1. Индекс цен переменного состава;
    2. Индекс цен постоянного состава;
    3. Индекс влияния изменения структуры объема продаж огурцов на динамику средней цены.

    Объяснить различие между полученными величинами индексов.

    Определить  общее абсолютное изменение средней цены огурцов в отчетном периоде по сравнению с базисным и разложить его по факторам за счет непосредственного

    изменения уровня цен огурцов  и изменения структуры  продажи огурцов. Сформулировать выводы. 

    Решение.

    1) для рынка №1 (по двум видам продуктов в целом):

а) общий индекс выручки от реализации продуктов:

Ipq=(0,95*2800+2,8*2100)/(0,8*2500+3,02*1700)=1,197

     Общая выручка от реализации продукции  по двум видам в целом увеличилась  на 19,7%.

     В отчетном периоде по сравнению с  базисным абсолютное изменение выручки от реализации продуктов составило =

=8540-7134=1406 (тыс. руб.); 

б) общий индекс цен:

Ip=(0,95*2800+2,8*2100)/(0,8*2800+3,02*2100)=0,995

    Цена  по двум видам продукции в целом  уменьшилась на 0,5%.

    Увеличение выручки за счет изменения уровня цен составило

=8540-8582=-42 (тыс.  руб.);

в) общий индекс физического объема проданных продуктов:

Iq=(2800*0,8+2100*3,02)/(2500*0,8+1700*3,02)=1,203

       Физический объем проданной продукции по двум видам в целом увеличился на 20,3%.

     В абсолютном выражении увеличение выручки за счет изменения объема реализации составило

=8582-7134=1448 (тыс.  руб.).

    Таким образом, имеет место взаимосвязь  индексов (относительного изменения показателей):

      (в данном примере 1,197=1,203*0,995), а также абсолютных изменений:

(в данном  примере 1406=1448-42), т.е. общее изменение выручки от реализации продуктов равно сумме приростов выручки за счет изменения уровня цен и за счет изменения объема продаж. 
 

    2) для двух рынков в целом (по огурцам):

а) индекс цен переменного состава

Iпс=1,244/1,1=1,131,

 

      т. е. средняя цена повысилась на 13,1% за счет изменения среднего уровня цены на огурцы и за счет изменения в  структуре продажи огурцов.

б) индекс цен постоянного состава

 Iфс=(0,95*2800+1,45*4000)/(0,8*2800+1,28*4000)=1,150,

    т. е. средняя цена на огурцы увеличилась на 15,0% за счет изменения среднего уровня цен. 

 в) индекс влияния  изменения структуры реализации продуктов на динамику

цены:

    Iстр.сдв.=Iпер.с./Iпост.с.=1,131/1,150=0,983, 

    т. е. средняя цена на огурцы уменьшилась  на 1,7% за счет уменьшения продаж. 

  Полученные  индексы различаются между собой  из-за влияния на них различных  факторов:

    на  индекс цен переменного состава  оказывает влияние два фактора: изменение уровня цен на продукцию; изменение в структуре продаж;

    на  индекс постоянного состава влияет только один фактор – изменение уровня цен на продукцию;

    на  индекс структурных сдвигов влияет также один фактор – изменение  в структуре продаж. 

    Общее абсолютное изменение  средней цены:

Dp=Sp1q1/Sq1-Sp0q0/Sq0 

Dp=1,244-1,1=0,144 (тыс. руб.)              

     Разложим  общее абсолютное изменение средней  по факторам цены:

Dpp=Sp1q1/Sq1-Sp0q1/Sq1 

Dpp=1,244-1,096=0,148 (тыс. руб.) – изменение средней цены за счет изменения уровня цен;

Dpq=Sp0q1/Sq1-Sp0q0/Sq0

 Dpq=1,096-1,1=-0,004 (тыс. руб.) – изменение средней цены за счет изменения структуры  продаж  огурцов. 

Общее абсолютное изменение средней цены огурцов  в отчетном периоде по сравнению  с базисным:

    Dp=0,148-0,004=0,144, т. е.  

     Цена  на огурцы в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 0,144 тыс. руб. Ее изменение было вызвано изменениями в структуре продаж огурцов (средняя цена возросла на 0,148 тыс. руб.)  и за счет непосредственного изменения уровня цен (уменьшилась на 0,004 тыс. руб.). Таким образом, на изменение цен  может оказывать влияние несколько факторов. В данном случае изменение в структуре продаж оказалось решающим.   
 

      Заключение 

      Итак, в данной курсовой работе была рассмотрена  такая отрасль экономической  статистики, как статистика торговли, которая занимает важное место в системе отраслевых статистических дисциплин,  так как имеет  большое значение для характеристики материального и культурного уровня народа.

      Статистика  торговли включает в себя множество  разделов, центральным из которых является статистика товарооборота. Тесно связана со статистикой товарооборота статистика товарных запасов, определяющая их объём и состав в товаропроводящей сети.  Важный раздел статистики торговли - статистика государственных розничных цен, характеризующая их динамику при помощи индекса цен. Статистика издержек обращения и рентабельности торговых организаций даёт сведения об общей сумме издержек обращения в оптовой и розничной торговле. Статистика материальной базы торговли изучает динамику, состав, размещение и техническое оснащение оптовой и розничной торговой сети и сети общественного питания.

      Основные  источники статистики торговли - отчётность государственных и кооперативных торговых организаций и предприятий, а также единовременные обследования и переписи, посвященные главным образом характеристике качественного состояния материальной базы торговли и эффективности новых форм обслуживания покупателей.

      Были  раскрыты основные задачи, стоящие  перед статистикой торговли, заключающиеся  во всесторонней, достоверной и объективной характеристике состояния и развития товарного обращения предметов потребления, систематическом наблюдении и контроле за ходом выполнения государственных планов развития торговли в целом и за эффективностью деятельности отдельных торговых предприятий, что позволяет научно обоснованно воздействовать на товарный рынок, успешно прогнозировать развитие торговли и на этой основе осуществлять управление и планирование этой важной отрасли народного хозяйства.

      Также в данной работе посредством расчета  коэффициента корреляции Фехнера, коэффициента корреляционных рангов и линейного коэффициента корреляции, методов абсолютных и относительных разностей и исчисления индексов были проанализированы реальные экономические ситуации, доказана применимость данных методов статистики на практике.

     В задании №1 практической части была исследована зависимость между среднесписочной численностью рабочих и среднегодовой стоимостью промышленно-производственных фондов с помощью корреляционно-регрессионного метода, а именно: построена корреляционная таблица на основе проведенной группировки, вычислены относительные показатели для определения тесноты связи (коэффициент Фехнера равен 0,1; коэф. корреляционных рангов - 0,34; линейный коэф. корреляции - 0,38), построена экономико-математическая модель в виде уравнения регрессии ( =577,743+0,5673x).

        Корреляционный метод анализа  показал, что между среднесписочной численностью рабочих и среднегодовой стоимостью промышленно-производственных фондов существует прямая связь, по тесноте слабая.

      В задании №2 при помощи расчета  абсолютных разностей были определены внутригодичные колебания реализации строительных изделий, вызываемые сменой времен года и обладающие тенденцией повторяться в течение трех лет, с помощью относительных разностей были получены изменения реализации строительных изделий в %. Были выдвинуты возможные причины колебаний реализации строительных изделий: эти изменения могут быть связаны с конкретно сложившейся ситуацией на рынке данного продукта, изменением спроса на строительные изделия в связи с предпочтением проведения строительных работ в теплое (но не жаркое) время года, сезонными колебаниями стоимости ресурсов, необходимых для изготовления стройматериалов (например древесины), вызывающих соответственно колебания стоимости и самих материалов и т.п.

Информация о работе Статистика торговли