Статистика рынка товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Работа содержит 1 файл

статистика рынка товаров и услуг.docx

— 56.13 Кб (Скачать)

В условиях развитого  рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования  цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка  ценовой стратегии в первую очередь  зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения. В процессе ценообразования учитываются такие  факторы, как спрос (закон спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое  восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.

Свободная калькуляция  цены не означает ее полной стихийности  и необузданности. В большинстве  развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась  политика сочетания регулируемых и  свободных цен. Например, в Германии и США только в 70-х годах были отменены вертикально фиксированные (основанные на твердых договорах  между промышленностью и торговлей) цены, постоянно снижается роль рекомендуемых  цен (торговые фирмы могут несколько  изменять уровень цен, предлагаемый производителем при поставках).

Снижение доли фиксированных  цен сопровождается ростом эффективности  экономического (налогового) регулирования  цен. НДС используется более чем  в 40 странах мира (в 17 членах ЕЭС) и  считается эффективной формой налогообложения  благодаря универсальности, стимулированию роста доходов, а не расходов. Во Франции, например, с 1989 г. действуют три ставки НДС:

5,5% - на товары  и услуги первой необходимости; 

18,6% - на все товары  и

28% - на предметы  роскоши, алкоголь, табак.

По соглашению в  рамках ЕС в дальнейшем останутся  только две ставки - нормальная и  сниженная. Кроме того, от уплаты НДС  освобождаются мелкие предприятия, некоторые виды благотворительной  деятельности, льготы по НДС имеют  предприятия, выпускающие продукцию  социального характера и инвестирующие  науку.

Кроме экономического регулирования цен широко применяется  система административных (законодательных) мер. Нарушители подвергаются судебному  наказанию в виде штрафа или тюремного  заключения. Например, в США законодательно запрещены ценовые соглашения между  производителями, оптовой и розничной  торговлей, контролирование производителями  и оптовиками розничных цен на свои товары. В Австрии министр  экономики устанавливает либо верхний  предел цен социально значимых товаров  и услуг, либо "ножницы" цен. Контроль осуществляют местные органы самоуправления и "социальные партнеры" (профсоюзы  и др.). Во Франции широко применяются  обязательства между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий, определяющие предельные уровни или  индексы цен на некоторые товары, улучшение качества как условие  роста цен на новую продукцию  и т. д. Для усиления контроля государство  субсидирует ассоциации потребителей. Контроль ужесточается при обострении инфляции (например, в 1980-1981 гг., когда  инфляция достигала 10 %).

Инфляция - повышение  общего уровня цен и обесценение  денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:

- инфляционный спрос  (в России это выпуск не обеспеченных  товарами денег, покрывающих дефицит  государственного бюджета; непроизводительные  расходы государства; рост денежных  доходов населения, опережающий  увеличение производства и образующий  дефицит товаров. В мире, например, бойкот стран-членов ОПЕК на продажу нефти, вызвавший рост цен на нефть, рост зарплаты под давлением профсоюзов и др.);

- рост уровня  издержек (например, рост цен на  сырье, переориентация продукции  в связи с общественными катаклизмами).

Рост заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при  соответствующей политике государства  трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические  отношения, производители и потребители  избавляются от денег, вкладывая  их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются  товары в расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения  людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели. Выигрывают фирмы, имеющие возможность легко увеличить и зарплату, напри мер торговцы драгоценностями, стоимость которых во время инфляции растет быстрее, чем стоимость жизни.

ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ЦЕН.

Тип экономики накладывает  отпечаток на решаемые статистикой  цен общие и конкретные задачи. Они определяются характером ценообразования, ролью и функциями цены. Концепция  статистики цен в условиях плановой экономики и командно-административной системы исходила из необходимости  получения информации для плановых и управляющих государственных  органов. В задачи статистики цен  входили главным образом оценки изменения цен с позиции уровня жизни населения, выделение ценового фактора стоимостных показателей  товарооборота, продукции, национального  дохода, а также торговой скидки как фактора прибыли. Эти концептуальные задачи решались на практике с помощью  основной функциональной задачи: анализа  динамики цен, основанного на индексном  методе. Кроме того, статистика цен  занималась изучением структуры  плановых цен, обеспечением базы ценообразования  и контроля цен. Весьма ограниченно  изучались региональные различия цен, их колеблемость и сезонность (по ценам колхозного рынка), практически не рассматривались соотношения цен различных товаров.

Требования рынка  не только расширяют и углубляют  задачи статистики цен, вытекающие из плановой концепции, но и принципиально  меняют их. В основу современной  классификации концептуальных задач  статистики цен могут быть положены следующие критерии: цели, достигаемые  решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.

Первая классификация  включает три концептуальные задачи.

1. Характеристика  состояния (конъюнктуры) рынка . Решая эту общую задачу в условиях рынка, статистика рассматривает поведение цен как опосредованную реакцию на изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность спроса и предложения, рост и дифференциация доходов населения, изменение цен на взаимосвязанные товары, изменение уровня качества товаров и требований к нему и т. д.).

2. Характеристика  цены как инструмента управления  рынком. С этой позиции статистика  изучает возможности и степень  воздействия цен на производство (в том числе и с ломощью налогов, заложенных в структуру цены), обращение (от цены зависят скорость оборота и издержки обращения), спрос. Общепризнанная обратная зависимость между ценой и спросом не всегда подтверждается на практике, например в случае "престижной" цены или цены "показателя качества". Статистика цен имеет возможность обосновать экономические рычаги для маркетингового регулирования рынка.

3. Анализ цен  с позиции маркетингового управления  ценообразованием и государственного  регулирования цен. Решение этой  задачи предполагает статистически  выявить закономерности ценообразования,  поведения цен и поведения  покупателя, установить влияние  их на уровень жизни, смоделировать  и осуществить прогноз изменения  цен.

Второй классификацией - с позиции пользователей и  заказчиков статистической ценовой  информации - выделяются следующие  общие задачи статистики цен.

1. С позиции государства:  изучение цены как орудия социальной  и экономической эффективности  рынка, как фактора уровня жизни,  как главной составляющей инфляционных  процессов; изучение влияния цен  на рынок труда, прогнозирование  последствий изменения цены; изучение  цены в роли дефлятора для  пересчета стоимостных показателей:  как важнейшего фактора формирования  бюджета; статистическое изучение  цен, моделирование их закономерностей  для принятия решений по ценообразованию,  для контроля над денежным  обращением в стране; анализ цен  с целью регулирования уровня  цен на стратегические и жизненно  важные товары, для выявления  отраслей, в которые невыгодно  вкладывать капитал, где неэффективен  частный сектор, и т. д.

2. С позиции производителя,  продавца: изучение цен как инструмента  маркетинга, анализ внутривидовых,  региональных уровней цен и  их дифференциации, моделирование  взаимосвязи цен и качественных  характеристик товара, структуры  цен в отрасли, изучение цен  альтернативных товаров и других  субрынков и т. д.

3. С позиции покупателя: изучение цен как фактора индексации  доходов, формирования потребительской  корзинки и прожиточного минимума; определение ценового влияния  на уровень жизни раз личных  социальных групп населения; анализ  соответствия цен качеству товаров  и уровню доходов, предпочтениям  потребителей; выявление ассортиментной  дифференциации цен как фактора  выбора (вынужденности) покупки и т. д.

Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен  решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают:

- регистрацию цен,  наблюдение за их изменением;

- анализ уровня  цен, его дифференциации;

- характеристику  структуры цен;

- изучение соотношений  цен различных товаров, субрынков  и перекрестной эластичности 

цен;

- оценку, анализ  и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;

- региональный анализ  цен;

- анализ и моделирование  динамики цен;

- выявление и  моделирование факторов, влияющих  на уровень, вариацию и динамику  цен; 

- прогнозирование  цен.

Статистика цен, представляющая в условиях плановой экономики функцию государственного управления, по мере расширения рыночных отношений все больше вовлекается  в круг интересов бизнес-статистики. Возникают альтернативные службы статистики цен, деятельность которых обусловлена потребностями рыночных структур.

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ  СТАТИСТИКИ ЦЕН.

Цены - сложная система, составной элемент рыночного  механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой  системы показателей, соответствующей  требованиям рыночной экономики. Система  показателей должна отразить различные  виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам. Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений. Либерализация ценообразования и перспектива стабилизации экономики позволяют закладывать цены в математические модели. Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.

Система показателей  статистики цен и ценообразования.

.ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ  РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН.

Существуют две  концепции регистрации цен. В  основе первой, получавшей название прейскурантной методики, лежит строго документированный  и сплошной учет цен, который в  известной мере был оправдан в  условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и малоизменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен. По мере расширения объема и ассортимента товаров стали накапливаться серьезные ошибки: происходило неучтенное (скрытое) повышение цен, обусловленное появлением якобы "новых" видов товаров, и скрытое нарастание инфляционных процессов, так как не считались изменением и не учитывались в индексе новые цены на ранее не выпускавшиеся разновидности товара, временные цены на товары улучшенного качества, уценка залежалых товаров и т. п. Эта концепция считалась основной в условиях централизованной плановой экономики; в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом.

С конца 80-х годов  в связи с либерализацией цен, началом перехода к рынку официальное  признание получила выборочная концепция  регистрации цен, согласующаяся  с международной практикой. В  предшествующие годы такой метод  статистического наблюдения за ценами ограничивался рамками статистики колхозной торговли, потребительской кооперации и статистики семейных бюджетов.

Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил в 1988-1989 гг. государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему регистрации  цен, основанную на следующих принципах:

- отказ от массового  документированного учета, практически  не возможного в условиях различных  форм собственности, и переход  к ограниченному использованию  документов;

- отказ от сплошного  учета цен и переход к использованию  выборочного метода во времени,  пространстве и товарной массе;

- формирование потребительской  корзинки, т. е. набора товаров-представителей;

- введение системы  поправок на изменение качества  товаров;

- полный охват  всех форм и видов торговли (субрынков). Ряд проблем, связанных  с регистрацией цен остался  спорным и продолжает обсуждаться.

Формирование выборочной совокупности осуществляется по схеме.

1. Выборка во  времени. Оптимальной считается  ежемесячная регистрация цен.  При необходимости на минимум  товаров может быть организовано  еженедельное или ежедневное  наблюдение за ценами. Так, например, в 1992 г. Госкомстат РФ организовал  еженедельную регистрацию цен  на 22 непродовольственных товара  в 132 городах России.

Информация о работе Статистика рынка товаров и услуг