Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 15:12, курсовая работа
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
В условиях развитого
рынка основным видом цен являются
свободные от жесткого регулирования
цены, а ценообразование становится
инструментом маркетинга. Выработка
ценовой стратегии в первую очередь
зависит от целей, преследуемых фирмой
на рынке. Это, как правило, максимизация
прибыли или доли на рынке, достижение
стабильного положения. В процессе
ценообразования учитываются
Свободная калькуляция
цены не означает ее полной стихийности
и необузданности. В большинстве
развитых стран мира на разных этапах
экономического развития проводилась
политика сочетания регулируемых и
свободных цен. Например, в Германии
и США только в 70-х годах были
отменены вертикально фиксированные
(основанные на твердых договорах
между промышленностью и
Снижение доли фиксированных цен сопровождается ростом эффективности экономического (налогового) регулирования цен. НДС используется более чем в 40 странах мира (в 17 членах ЕЭС) и считается эффективной формой налогообложения благодаря универсальности, стимулированию роста доходов, а не расходов. Во Франции, например, с 1989 г. действуют три ставки НДС:
5,5% - на товары
и услуги первой необходимости;
18,6% - на все товары и
28% - на предметы роскоши, алкоголь, табак.
По соглашению в
рамках ЕС в дальнейшем останутся
только две ставки - нормальная и
сниженная. Кроме того, от уплаты НДС
освобождаются мелкие предприятия,
некоторые виды благотворительной
деятельности, льготы по НДС имеют
предприятия, выпускающие продукцию
социального характера и
Кроме экономического
регулирования цен широко применяется
система административных (законодательных)
мер. Нарушители подвергаются судебному
наказанию в виде штрафа или тюремного
заключения. Например, в США законодательно
запрещены ценовые соглашения между
производителями, оптовой и розничной
торговлей, контролирование
Инфляция - повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.
Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:
- инфляционный спрос
(в России это выпуск не
- рост уровня
издержек (например, рост цен на
сырье, переориентация
Рост заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при соответствующей политике государства трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические отношения, производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются товары в расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели. Выигрывают фирмы, имеющие возможность легко увеличить и зарплату, напри мер торговцы драгоценностями, стоимость которых во время инфляции растет быстрее, чем стоимость жизни.
ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ЦЕН.
Тип экономики накладывает
отпечаток на решаемые статистикой
цен общие и конкретные задачи.
Они определяются характером ценообразования,
ролью и функциями цены. Концепция
статистики цен в условиях плановой
экономики и командно-
Требования рынка не только расширяют и углубляют задачи статистики цен, вытекающие из плановой концепции, но и принципиально меняют их. В основу современной классификации концептуальных задач статистики цен могут быть положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.
Первая классификация включает три концептуальные задачи.
1. Характеристика состояния (конъюнктуры) рынка . Решая эту общую задачу в условиях рынка, статистика рассматривает поведение цен как опосредованную реакцию на изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность спроса и предложения, рост и дифференциация доходов населения, изменение цен на взаимосвязанные товары, изменение уровня качества товаров и требований к нему и т. д.).
2. Характеристика
цены как инструмента
3. Анализ цен
с позиции маркетингового
Второй классификацией - с позиции пользователей и заказчиков статистической ценовой информации - выделяются следующие общие задачи статистики цен.
1. С позиции государства:
изучение цены как орудия
2. С позиции производителя,
продавца: изучение цен как инструмента
маркетинга, анализ внутривидовых,
региональных уровней цен и
их дифференциации, моделирование
взаимосвязи цен и
3. С позиции покупателя:
изучение цен как фактора
Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают:
- регистрацию цен, наблюдение за их изменением;
- анализ уровня цен, его дифференциации;
- характеристику структуры цен;
- изучение соотношений
цен различных товаров,
цен;
- оценку, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;
- региональный анализ цен;
- анализ и моделирование динамики цен;
- выявление и
моделирование факторов, влияющих
на уровень, вариацию и
- прогнозирование цен.
Статистика цен,
представляющая в условиях плановой
экономики функцию
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ЦЕН.
Цены - сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам. Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений. Либерализация ценообразования и перспектива стабилизации экономики позволяют закладывать цены в математические модели. Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.
Система показателей статистики цен и ценообразования.
.ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН.
Существуют две концепции регистрации цен. В основе первой, получавшей название прейскурантной методики, лежит строго документированный и сплошной учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и малоизменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен. По мере расширения объема и ассортимента товаров стали накапливаться серьезные ошибки: происходило неучтенное (скрытое) повышение цен, обусловленное появлением якобы "новых" видов товаров, и скрытое нарастание инфляционных процессов, так как не считались изменением и не учитывались в индексе новые цены на ранее не выпускавшиеся разновидности товара, временные цены на товары улучшенного качества, уценка залежалых товаров и т. п. Эта концепция считалась основной в условиях централизованной плановой экономики; в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом.
С конца 80-х годов в связи с либерализацией цен, началом перехода к рынку официальное признание получила выборочная концепция регистрации цен, согласующаяся с международной практикой. В предшествующие годы такой метод статистического наблюдения за ценами ограничивался рамками статистики колхозной торговли, потребительской кооперации и статистики семейных бюджетов.
Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил в 1988-1989 гг. государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему регистрации цен, основанную на следующих принципах:
- отказ от массового
документированного учета,
- отказ от сплошного
учета цен и переход к
- формирование потребительской
корзинки, т. е. набора товаров-
- введение системы
поправок на изменение
- полный охват
всех форм и видов торговли
(субрынков). Ряд проблем, связанных
с регистрацией цен остался
спорным и продолжает
Формирование выборочной совокупности осуществляется по схеме.
1. Выборка во
времени. Оптимальной