Статистика населения, его доходов и потребления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

В теоретической части курсовой работы рассмотрены следующие аспекты:
Статистика населения, его доходы, значение и задачи;
статистика населения, его потребление товаров и услуг, значение и задачи;
виды доходов и методы их расчета;
баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе
изучение потребления на базе выборки бюджетов домашних хозяйств;
методы изучения дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности.
Практическая часть работы включает в себя анализ данных, (расчет коэффициента Джини, построение кривой Лоренца).

Работа содержит 1 файл

балтийская государственная академия рыбопромыслового флота.docx

— 134.93 Кб (Скачать)

    

    Блок  показателей бедности населения включает пороговые показатели и показатели масштабов бедности. При статистическом изучении уровня бедности, прежде всего, устанавливается граница дохода, обеспечивающего потребление на минимально допустимом уровне. «Уровень низких доходов оценивается с трёх позиций:

    1) по абсолютной оценке прожиточного  минимума основных потребностей (в продуктах питания, одежде, жилье и т.д.), установленных на  основе научно-обоснованных нормативов  потребления;

    2) по относительной, исходя из  разницы уровня потребления и  средних доходов наименее обеспеченных  граждан;

    3) по объективной, основанной на обследованиях общественного мнения об уровне низких или недостаточных доходов».9

    Прожиточный минимум включает стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

    Потребительская корзина в России разработана  как для всего населения, так  и для его отдельных социально-демографических  групп. Например, минимальный объем  потребления хлебопродуктов для  трудоспособного населения составляет 152кг в год, для пенсионеров — 119кг, для детей — 96кг.

    По  непродовольственным товарам нормативы  различаются как по объему потребления, так и по срокам износа. Например, объем потребления обуви в  среднем на одного человека трудоспособного  возраста установлен в количестве 6 пар на 3,2 года, для пенсионеров  — 6 пар на 3,5 года и для детей  — 7 пар на 1,8 года. Нормативные объемы потребления услуг являются едиными  для указанных трех групп населения, за исключением услуг транспорта. С учетом того, что существуют территориальные  различия в структуре потребления  населения, структура потребительской  корзины также дифференцирована по природно-климатическим зонам  России.

    Второй  пороговый показатель, используемый в России в качестве черты крайней бедности, равен половине от величины прожиточного минимума. На основе данных о распределении населения по размеру среднедушевого денежного дохода определяется численность населения с доходами ниже прожиточного минимума и ниже черты крайней бедности.

    К числу показателей масштабов бедности относятся:

    1) коэффициент бедности, т.е. доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума;

    2) коэффициент крайней бедности, равный доле населения со среднедушевыми денежными доходами ниже половины величины прожиточного минимума;

    3) дефицит денежных доходов населения; 

    4) индексы глубины и остроты  бедности. Сведения о динамике  прожиточного минимума в России  и доле населения с более  низкими доходами приведены в  приложении 4.

    «На основе данных о доходах бедного  населения рассчитывается показатель дефицита дохода, равный суммарному доходу населения, недостающему до величины прожиточного минимума:

    

    где п — численность домашних хозяйств с доходами ниже прожиточного минимума; i — их порядковые номера; mi— размер (число членов) i -го домашнего хозяйства; cmin i — среднедушевая величина прожиточного минимума для i -го домашнего хозяйства, рассчитанная с учетом его половозрастной структуры; di — среднедушевой доход i -го домашнего хозяйства, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.

    В 2003г. в России дефицит денежных доходов  населения был равен 237,9 млрд. руб., т.е. 2,7 % от общего объема денежных доходов. Показатель дефицита денежных доходов  населения используется для расчета  двух относительных показателей  — индексов глубины бедности и  остроты бедности, на основе которых  анализируется динамика уровня бедности в стране. Индекс глубины бедности (I1) определяется как

    

    Индекс  остроты бедности (12) рассчитывается по следующей формуле:

    

    где S — общая численность обследованного населения; (cmin i - di)/cmin i — относительный уровень дефицита дохода в расчете на одного члена i-го домашнего хозяйства, имеющего доход ниже прожиточного минимума».10

    Динамика  приведенных выше показателей, отражающих степень социально-экономического расслоения населения, нередко носит  противоречивый характер, поэтому, несмотря на то, что данный блок показателей  занимает важное место в системе  показателей уровня жизни, вопрос о  необходимости построения единых индикаторов, отражающих уровень благосостояния общества, степень его нищеты или, позволяющего анализировать основные тенденции в их изменении, не утрачивает своей актуальности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Нормативная база статистической отчетности о населении, его доходах и  потреблении

    2.1 Источники получения информации и задачи статистики при изучении доходов населения

       Основными источниками данных о доходах и расходах населения являются данные государственной и ведомственной статистики.

      Государственная статистика собирает информацию непосредственно от населения и домохозяйств при проведении выборочного обследования домашних хозяйств и от крупных и средних фирм, представляющих отчётность по труду и выплате заработной платы. Кроме того, проводятся периодические обследования задержки выплат заработной платы по некоторым отраслям экономики, а также изучение дифференциации заработной платы по выборке фирм.

       Ведомственная  статистика обобщает информацию о выплатах, произведённых населению, о платежах, от него полученных, на основе ведомственной отчётности. К таким данным относятся:

  • Баланс денежных доходов и расходов населения, который обобщает информацию от финансовых учреждений и строится Центральным банком РФ;
  • Данные о размере выплаченных пенсий и пособий, предоставляемые государственным пенсионным фондом;
  • Суммы декларируемых населением доходов и уплаченных с них налогов по данным Государственной налоговой службы РФ (ГНС РФ). В ГНС создаётся реестр налогоплательщиков, в котором будет накапливаться и обобщаться информация, характеризующая выплаченные доходы, удержанные налоги и крупные расходы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством.

       К основным задачам статистики  при изучении доходов и расходов  населения относятся:

  • Характеристика размера и состава доходов и расходов населения и домашних хозяйств;
  • Анализ дифференциации денежных доходов и потребления;
  • Изучение динамики денежных доходов;
  • Моделирование доходов , расходов и потребления населения;
  • Изучение влияния доходов (расходов) населения на потребление и другие социально-экономические показатели.

       В рыночных условиях возрастает  необходимость в изучении платёжеспособности  населения как одного из важных  факторов развития рынка.

       Однако информация о доходах  менее достоверна из-за многообразия  источников доходов, наличия неучитываемых  доходов от ''теневой'' экономической  деятельности, разрыва во времени  между осуществлённой деятельностью  и её оплатой, а также наличие  не только денежной формы доходов,  но и натуральных поступлений  продуктов питания и предоставляемых  льгот населению. Поэтому статистика  всё в большей степени сосредотачивает  внимание на изучении расходов, т.е. изучает доходы через расходы  населения.

       Совершенствование статистической  методологии по изучению доходов  и расходов населения способствует  расширению международных сопоставлений  в этой области. 

    1.2. Источники данных  о потреблении  населения, показатели  потребления

    «К  основным источникам информации, характеризующим  потребление населения, относятся:

    • данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, на базе которых строятся натуральные и стоимостные показатели потребления в расчете на душу населения и на потребительскую единицу; изучаются структура, динамика и дифференциация потребления;

    • данные торговой статистики об объеме и структуре розничного товарооборота;

    • баланс денежных доходов и расходов населения по данным финансовой статистики, определяющий соотношение в расходах населения на покупку товаров  и услуг и на сбережения;

    • статистика деятельности предприятий  и хозяйств, участвующих в формировании и использовании продовольственных  ресурсов. На ее базе строятся балансы  продовольственных ресурсов, определяется фонд потребления населением основных продуктов питания, и рассчитываются натуральные среднедушевые показатели потребления, изучается динамика потребления».3

    В СНС на макроуровне обобщающим стоимостным  показателем потребления являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, отражающиеся на счете  использования располагаемого дохода и включающие расходы на:

    1) конечное потребление домашних  хозяйств (резидентов и нерезидентов) на экономической территории  страны, охватывающее:

    • расходы на покупку потребительских  товаров (кроме домов, квартир, покупки стройматериалов собственниками жилищ, ценностей);

    • расходы на оплату потребительских  услуг (бытовых, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, туристско-экскурсионных, образования, культуры, здравоохранения, санаторно-курортных, физической культуры и спорта, правового характера) и финансовых услуг (банков, страховых компаний, организаций по проведению лотерей);

    • конечное потребление товаров и  услуг за счет доходов, полученных в натуральной форме в счет оплаты труда;

    • потребление товаров и услуг, произведенных для собственного конечного потребления домашними  хозяйствами в некорпоративных предприятиях (сельскохозяйственной продукции, произведенной в крестьянских, фермерских хозяйствах и личном подсобном хозяйстве населения, и жилищных услуг, произведенных для собственного потребления владельцами жилищ);

    2) покупку потребительских товаров  и услуг домашними хозяйствами-резидентами  за границей;

    3) покупку потребительских товаров  и услуг домашними хозяйствами-нерезидентами  на экономической территории  страны.

    Расходы на конечное потребление домашних хозяйств-резидентов определяются на основе рассмотренных  ранее показателей 1), 2) и 3) как 1+2-3.

    Однако  рассмотренный обобщающий показатель не учитывает стоимости потребленных населением бесплатных услуг.

    Другим  обобщающим стоимостным показателем  потребления выступает фактическое  конечное потребление домашних хозяйств, отражающее реальную величину, которая  обеспечивается как за счет располагаемого дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления и некоммерческими  организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Величина фактического конечного  потребления отражается на счете  использования скорректированного располагаемого дохода. Данный счет характеризует  распределение скорректированного располагаемого дохода на фактическое  конечное потребление и сбережение. 

    2.2. Потребление населения и его законодательное регулирование

    «Потребление  является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию  произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей. Различают  промежуточное и конечное потребление.

Информация о работе Статистика населения, его доходов и потребления