Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:36, курсовая работа
В теоретической части курсовой работы рассмотрены следующие аспекты:
Статистика населения, его доходы, значение и задачи;
статистика населения, его потребление товаров и услуг, значение и задачи;
виды доходов и методы их расчета;
баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе
изучение потребления на базе выборки бюджетов домашних хозяйств;
методы изучения дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности.
Практическая часть работы включает в себя анализ данных, (расчет коэффициента Джини, построение кривой Лоренца).
Потребление продуктов питания учитывается в натуральных единицах и по стоимости.
Натуральные показатели вычисляются в среднем на душу населения или в среднем на потребительскую единицу.
К
стоимостным показателям
Важным показателем является уровень индивидуального потребления как средний размер потребления на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потребленных товаров по видам к средней годовой численности населения как в целом, так и по отдельным его социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий, другим признакам (полу, природно-климатическим и социальным условиям).
Помимо
потребления товаров и услуг
на душу населения применяется расчет
и на условную потребительскую единицу,
или на эквивалентного потребителя.
В качестве таковой признано потребление
взрослого мужчины, занятого механизированным
трудом. По отношению к нему разработана
шкала коэффициентов
Изучение
потребления
«К
товарам недлительного
Товарами
длительного пользования
Годовое
потребление предметов
Потребляемые населением товары удовлетворяют различные потребности. По степени их значимости они делятся на товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т.п.), товары, менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.), предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).
Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги – особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления (услуга оказывается).
В статистике потребления объектом исследования выступают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворяющие потребности человека. Услуги же коллективного характера, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т.п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим стандартам они включаются в объем валового выпуска (производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах производства и использования доходов Системы национальных счетов, в том числе и сектора домашних хозяйств.
Не
входят в объем производства (и
соответственно потребления) домашние
и личные услуги, создаваемые членами
домохозяйства для собственного
конечного потребления, поскольку
их производство полностью автономно
и не влияет на остальную экономику.
К ним относятся: уборка, украшение
и техническое обслуживание жилья;
приготовление и подача пищи; уход
за детьми, воспитание и самообучение;
уход за больными, инвалидами и престарелыми;
транспортировка членов домашнего
хозяйства или их вещей; ремонт и
техническое обслуживание потребительских
товаров длительного
В объем услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг, включаемых по счету производства в общий выпуск товаров и услуг. Это услуги по проживанию в собственном жилище (они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище) и домашние услуги, производимые наемными работниками (слугами, поварами, садовниками и т.п.). Их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т.п.).
Различаются
услуги материальные (производственные),
воплощающиеся в материально-
Услуги подразделяются на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные).
Программой
выборочного обследования бюджетов
домашних хозяйств предусмотрен учет
расходов на оплату жилища и жилищно-коммунальных
услуг, расходов на пошив и ремонт
одежды и обуви, на ремонт электротоваров,
культтоваров, металлоизделий, квартир,
на возведение и ремонт домов и других
построек, на техническое обслуживание
и ремонт автомобилей и других мототранспортных
средств, на оплату за обучение в системе
образования, медицинские услуги, санаторно-курортные
услуги, культурно-просветительные услуги,
услуги пассажирского транспорта и связи,
услуги правового характера и прочие виды
личных услуг. К показателям потребления
платных услуг относятся размер оплаты
в среднем на 100 лиц и структура расходов
по видам услуг.
1.6. Методы изучения дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности
Процесс
расслоения общества, резко обострившийся
в России в связи с переходом
к рыночным условиям хозяйствования,
обусловил необходимость
Для
анализа неравенства в
Такое
среднее значение, т.е. среднедушевой
денежный доход, рассчитывается с помощью
баланса денежных доходов и расходов
населения. До 1993г. подобной корректировки
данных выборочных бюджетных обследований
в условиях российской экономики
не требовалось, поскольку оценка среднедушевого
денежного дохода, полученная по выборке,
незначительно отличалась от оценки
среднего дохода в генеральной совокупности.
Однако в настоящее время в
связи с отсутствием в выборке
семей с очень высокими доходами
возникает необходимость
где - среднедушевой денежный доход за месяц, рассчитанный по данным баланса денежных доходов и расходов населения;
- среднее квадратическое отклонение случайной величины ln x, которое определяется по формуле:
При этом:
где xi – среднемесячный доход i-го члена выборочной совокупности;
N – средняя численность выборочной совокупности за рассматриваемый период».7
В
приложении 2 и 3 приведены данные о
покупательной способности и
распределении населения
Учитывая, что абсолютная величина группировочного признака (среднедушевой денежный доход) при построении такого распределения со временем меняется, что приводит к изменению величины интервалов, при анализе динамики социально-экономической дифференциации населения используются данные о распределении доходов (расходов) по квинтильным группам населения. «Для характеристики распределения населения по доходу рассчитывается ряд показателей:
• модальный доход, т.е. уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения;
• медианный доход – показатель уровня дохода индивида, находящегося в середине ранжированного ряда распределения. Половина населения имеет доход ниже медианного, а вторая половина - выше;
• децильный коэффициент дифференциации доходов населения (Kd), характеризующий, во сколько раз минимальные доходы 10% самого богатого населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения:
где d9 и d] — соответственно девятый и первый дециль;
• коэффициент фондов (КД), определяемый как соотношение между средними доходами населения в десятой и первой децильных группах:
где d] и d]0 — среднедушевой доход в месяц соответственно у 10% населения, имеющего минимальный доход, и у 10% самой богатой его части.
Учитывая, что при расчете среднего дохода для 10% населения в знаменателе показателей d] и d]0 находятся одинаковые значения, коэффициент фондов можно представить в следующем виде:
где Д] и Дю — соответственно суммарный доход 10% самого бедного и 10% наиболее богатого населения;
• коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини) (KL), характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения и рассчитываемый по формуле:
где рi — доля населения, имеющего доход не выше, чем его максимальный уровень в i-группе; поданным табл. 1 можно определить:
qi — доля доходов i-й группы в общей сумме доходов населения, исчисленная нарастающим итогом; рассчитывается аналогично р i, но не для показателя численности населения, а для показателя денежного дохода;
п — число групп».8
Коэффициент Джини изменяется в пределах от нуля до единицы. Причем чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения. В 2003г. в России коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини) составил 0,4, увеличившись по сравнению с 2000г. на 1,3%.
Для
графической иллюстрации
Информация о работе Статистика населения, его доходов и потребления