Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение статистики государственного бюджета России. Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
изучить особенности статистики государственного бюджета
рассмотреть классификацию доходов и расходов в государственном бюджете
проанализировать современное состояние государственного бюджета в России
провести расчеты доходов и расходов государственного бюджета.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности статистики государственного бюджета...........................4
1.1 Государственный бюджет: сущность, значения и задачи статистики государственного бюджета.....................................................................................4
1.2 Основные определения и показатели статистики государственного бюджета………………………………………………………………………..6
1.3 Классификация доходов и расходов государственного бюджета……….12
Глава 2. Анализ государственного бюджета в Российской Федерации……...23
2.1 Динамика доходов и расходов государственного бюджета………………23
2.2 Расчеты доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации за период 2004-2010 года…………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………...34
Новыми
составляющими показателя налоговых
поступлений в бюджетной
Налоги являются важным экономическим рычагом. Посредством налогов государство имеет возможность воздействовать на производство, стимулируя или сдерживая его развитие. В настоящее время в России проводится комплекс мероприятий по совершенствованию системы налогообложения, что по сути равносильно налоговой реформе. Целью проводимой налоговой реформы являются: ужесточение налоговой дисциплины; формирование цивилизованного института налогоплательщиков; упрощение налоговой системы; налоговое стимулирование производства; совершенствование принципов бюджетного федерализма; развитие в стране муниципальных налоговых систем. Реформирование налоговой системы должно обеспечить наполнение в необходимом объеме доходной части бюджета.
Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокупность невозвратных возмездных и безвозмездных поступлений. К ним относятся: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов; все добровольные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (дарения, добровольные пожертвования от частного сектора и др.). В российской бюджетной классификации в показатель неналоговых поступлений включены капитальные доходы. Как отмечалось выше, это является отступлением от международной классификации доходов государственного бюджета.
Показатель
неналоговых поступлений
Классификация и показатели расходов государственного бюджета
В соответствии с рекомендациями МВФ принципиально новый подход применен в отечественной статистике при разработке классификации расходной части государственного бюджета. Он позволяет не только установить сам факт расходования государственных средств министерствами и ведомствами, но и увязать эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого ведомства.
Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.
Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Это обстоятельство было учтено при разработке классификации расходов государственного бюджета, введенной в 1995 г.
Показатель чистого кредитования (кредитование минус погашение) включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях проведения государственной политики, с финансовыми требованиями к другим секторам экономики (предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала). При осуществлении операции кредитования между различными структурами и уровнями государственного управления одна из сторон, участвующих в операции (кредитор), показывает кредитование, а другая (заемщик) — заимствование с целью финансирования дефицита.
В Российской Федерации действует следующая функциональная классификация государственного бюджета: государственное управление; судебная власть; межгосударственная деятельность; национальная оборона; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетика и строительная индустрия; сельское хозяйство и рыболовство; охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография, геодезия, стандартизация и метрология; транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; развитие рыночной инфраструктуры; жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; образование; культура и искусство; средства массовой информации; здравоохранение и физическая культура; социальная политика; обслуживание и погашение государственного долга; пополнение государственных запасов и резервов; региональное развитие; утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных долгов; прочие расходы.
Перечисленные функции конкретизированы путем разбиения всех видов расходов на 23 функциональных раздела, внутри которых, в свою очередь, выделены подразделы в зависимости от стоящих проблем развития той или иной области экономики. От построения функциональной классификации, обоснованности объемов финансирования отдельных ее разделов и подразделов зависит эффективность государственного управления. В качестве главных в функциональной классификации государственного бюджета выделены разделы, обеспечивающие оборону страны, государственное управление, правоохранительную и международную деятельность, участие государства в развитии науки и техники, сельского хозяйства, рыболовства, энергетики, транспорта и связи, содействие структурной перестройке промышленности, конверсии военного производства, развитию рыночной инфраструктуры, местному и региональному развитию, ликвидации последствий стихийных бедствий.
Особую значимость для граждан РФ имеют разделы, относящиеся к сфере социальных мероприятий: образование, здравоохранение и физическая культура, средства массовой информации, культура и искусство, социальная политика.
В соответствии с функциональной классификацией, введенной в 1995 г., статистика государственного бюджета исчисляет расширенную систему показателей расходов государственного бюджета.
Обобщающий показатель объема расходов государственного бюджета включает совокупность расходов по направлениям использования и кредитование за минусом погашения.
Рассмотренные показатели доходов и расходов государственного бюджета являются абсолютными и исчисляются в денежном выражении. Они служат исходной информацией для проведения аналитических сопоставлений.
Теперь бюджетная классификация включает группировку расходов бюджета по экономическому признаку. Основа данной группировки -сведение расходов в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные расходы. Расходы могут быть возмездными, т.е. заплаченными в обмен на что-то (например, приобретение товаров и услуг) и безвозмездными.
Экономическая
группировка позволяет получить
детальное распределение
Рис. 2. Классификация расходов бюджета Российской Федерации
Текущие
расходы - это возмездные и безвозмездные
платежи, не связанные с приобретением
и созданием капитальных
Капитальные расходы включают возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов, безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала.
Показатель
«Кредитование минус погашение (или
чистое кредитование)» в статистике объединяется
с расходами и рассматривается как фактор,
определяющий размер бюджетного дефицита.
Показатель чистого кредитования включает
операции органов государственного управления,
осуществляемые в целях государственной
политики, а также предоставление ссуд
и приобретение акций за вычетом сумм
выплаченных кредитов, выручки от продажи
акций либо возврата собственного капитала.
[4].
Глава 2. Анализ государственного бюджета в Российской Федерации
2.1 Динамика доходов и расходов государственного бюджета
Общими параметрами бюджета называют суммарные цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, - параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов.
Куда будут направлены расходы, какие
статьи расходов выросли слишком сильно,
а какие чересчур урезались - можно увидеть
в таблице 1. «о государственном бюджете
2010». Здесь можно «извлечь» структуру
расходов:
2 значения «с учетом инфляции» получены с учетом показателя инфляции на 2010 год на уровне 10%: каждый рубль 2009 года «эквивалентен» в реальном выражении 1,1 рублям 2010 года.
Данные позволяют охватить взглядом все расходы федерального бюджета и сформировать первое впечатление. Также, на рис.2 приведено сравнение структуры расходов по статьям.
Национальная экономика
Статья «Национальная экономика» оказалась в самом большом минусе - расходы по ней в 2009 году снизились более чем на 500 млрд. Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в следующем году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превзошли уровень 2008 года, даже в реальном выражении.
Общая
картина ясна: расходы бюджета-2010
незначительно отличаются от расходов-2009.
При этом в структуре бюджета-2010
значительно выросли показатели
общегосударственных расходов и
межбюджетных трансфертов, а также умеренно
выросли расходы на национальную оборону
и национальную безопасность (+3,4% и +5,6%).
При практически неизменном общем объеме
расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009
для финансирования вышеприведенных увеличившихся
расходов были значительно сокращены
расходы на национальную экономику (-500
млрд. или -27%), а также умеренно (в пределах
4—9%) были сокращены другие статьи расходов:
на ЖКХ, образование, здравоохранение,
культуру и т. д. [7].
2.2 Расчеты доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации за период 2004-2010 года
Таблица
2. Доходы бюджета Российской Федерации
в 2005-2010 гг.
Год | Доход
млрд. руб. |
Абсолютный прирост, млрд. руб. | Темп роста, % | Темп прироста, % | Абсолютя величина 1% прироста, млрд. руб. | ||||
Пост.*
база |
Пер.*
база |
Пост.
база |
Пер.
база |
Пост.
база |
Пер.
база | ||||
2004 | 3970,5 | ||||||||
2005 | 4120,2 | 149,7 | 149,7 | 103,8 | 103,8 | 3,8 | 3,8 | 39,7 | |
2006 | 4800,3 | 829,8 | 680,1 | 120,9 | 116,5 | 20,9 | 16,5 | 41,2 | |
2007 | 5567,8 | 1597,3 | 767,5 | 140,2 | 116 | 40,2 | 16 | 48 | |
2008 | 6000,8 | 2030,3 | 433 | 151,1 | 107,8 | 51,1 | 7,8 | 55,8 | |
2009 | 6600,0 | 2629,5 | 599,2 | 166,2 | 109,9 | 66,2 | 9,9 | 60 | |
2010 | 7025,4 | 3054,9 | 425,4 | 176,9 | 106,4 | 76,9 | 6,4 | 66 | |
Итого | 38085 |