Статистика государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение статистики государственного бюджета России. Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
изучить особенности статистики государственного бюджета
рассмотреть классификацию доходов и расходов в государственном бюджете
проанализировать современное состояние государственного бюджета в России
провести расчеты доходов и расходов государственного бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности статистики государственного бюджета...........................4
1.1 Государственный бюджет: сущность, значения и задачи статистики государственного бюджета.....................................................................................4
1.2 Основные определения и показатели статистики государственного бюджета………………………………………………………………………..6
1.3 Классификация доходов и расходов государственного бюджета……….12
Глава 2. Анализ государственного бюджета в Российской Федерации……...23
2.1 Динамика доходов и расходов государственного бюджета………………23
2.2 Расчеты доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации за период 2004-2010 года…………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Курсовая по статистике.docx

— 247.92 Кб (Скачать)

  Новыми  составляющими показателя налоговых  поступлений в бюджетной классификации  Российской Федерации, принятой в 1995 г., являются такие, как отчисление на социальное страхование, налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на собственность, налоги на международную торговлю и внешние операции. Платежи за использование природных ресурсов включены в состав налоговых доходов, хотя они налоговыми поступлениями не являются.

  Налоги  являются важным экономическим рычагом. Посредством налогов государство имеет возможность воздействовать на производство, стимулируя или сдерживая его развитие. В настоящее время в России проводится комплекс мероприятий по совершенствованию системы налогообложения, что по сути равносильно налоговой реформе. Целью проводимой налоговой реформы являются: ужесточение налоговой дисциплины; формирование цивилизованного института налогоплательщиков; упрощение налоговой системы; налоговое стимулирование производства; совершенствование принципов бюджетного федерализма; развитие в стране муниципальных налоговых систем. Реформирование налоговой системы должно обеспечить наполнение в необходимом объеме доходной части бюджета.

  Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокупность невозвратных возмездных и безвозмездных поступлений. К ним относятся: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов; все добровольные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (дарения, добровольные пожертвования от частного сектора и др.). В российской бюджетной классификации в показатель неналоговых поступлений включены капитальные доходы. Как отмечалось выше, это является отступлением от международной классификации доходов государственного бюджета.

  Показатель  неналоговых поступлений исчисляется  как сумма доходов от собственности  и предпринимательской деятельности, административных сборов и платежей, доходов от некоммерческих и побочных продаж, поступлений по штрафам и санкциям, отчислений в пенсионный фонд и фонды социального обеспечения государственных служащих, функционирующих в рамках сектора государственного управления, доходов от внешнеэкономической деятельности, прочих неналоговых поступлений, а также доходов от продажи капитала, доходов от реализации государственных запасов, доходов от продажи земли и нематериальных активов.

  Классификация и  показатели расходов  государственного  бюджета

  В соответствии с рекомендациями МВФ  принципиально новый подход применен в отечественной статистике при разработке классификации расходной части государственного бюджета. Он позволяет не только установить сам факт расходования государственных средств министерствами и ведомствами, но и увязать эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого ведомства.

  Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.

  Чистое  кредитование в статистике государственных  финансов объединяется с расходами  и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Это обстоятельство было учтено при разработке классификации  расходов государственного бюджета, введенной в 1995 г.

   Показатель  чистого кредитования (кредитование минус погашение) включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях проведения государственной политики, с финансовыми требованиями к другим секторам экономики (предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала). При осуществлении операции кредитования между различными структурами и уровнями государственного управления одна из сторон, участвующих в операции (кредитор), показывает кредитование, а другая (заемщик) — заимствование с целью финансирования дефицита.

   В Российской Федерации действует  следующая функциональная классификация государственного бюджета: государственное управление; судебная власть; межгосударственная деятельность; национальная оборона; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетика и строительная индустрия; сельское хозяйство и рыболовство; охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография, геодезия, стандартизация и метрология; транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; развитие рыночной инфраструктуры; жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; образование; культура и искусство; средства массовой информации; здравоохранение и физическая культура; социальная политика; обслуживание и погашение государственного долга; пополнение государственных запасов и резервов; региональное развитие; утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных долгов; прочие расходы.

   Перечисленные функции конкретизированы путем  разбиения всех видов расходов на 23 функциональных раздела, внутри которых, в свою очередь, выделены подразделы в зависимости от стоящих проблем развития той или иной области экономики. От построения функциональной классификации, обоснованности объемов финансирования отдельных ее разделов и подразделов зависит эффективность государственного управления. В качестве главных в функциональной классификации государственного бюджета выделены разделы, обеспечивающие оборону страны, государственное управление, правоохранительную и международную деятельность, участие государства в развитии науки и техники, сельского хозяйства, рыболовства, энергетики, транспорта и связи, содействие структурной перестройке промышленности, конверсии военного производства, развитию рыночной инфраструктуры, местному и региональному развитию, ликвидации последствий стихийных бедствий.

   Особую  значимость для граждан РФ имеют  разделы, относящиеся к сфере социальных мероприятий: образование, здравоохранение и физическая культура, средства массовой информации, культура и искусство, социальная политика.

  В соответствии с функциональной классификацией, введенной в 1995 г., статистика государственного бюджета исчисляет расширенную систему показателей расходов государственного бюджета.

   Обобщающий  показатель объема расходов государственного бюджета включает совокупность расходов по направлениям использования и  кредитование за минусом погашения.

  Рассмотренные показатели доходов и расходов государственного бюджета являются абсолютными и исчисляются в денежном выражении. Они служат исходной информацией для проведения аналитических сопоставлений.

  Теперь  бюджетная классификация включает группировку расходов бюджета по экономическому признаку. Основа данной группировки -сведение расходов в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные расходы. Расходы могут быть возмездными, т.е. заплаченными в обмен на что-то (например, приобретение товаров и услуг) и безвозмездными.

   Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все виды хозяйственных  расходов, трансферты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета. Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет производить международные сопоставления бюджетных показателей. В общем виде экономическая классификация расходов бюджета представлена на рис. 2

   

Рис. 2. Классификация  расходов бюджета Российской Федерации

Текущие расходы - это возмездные и безвозмездные  платежи, не связанные с приобретением  и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала, компенсацией потерь, вызванных разрушением капитальных активов, для получателей этих платежей.

Капитальные расходы включают возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов, безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала.

  Показатель  «Кредитование минус погашение (или  чистое кредитование)» в статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Показатель чистого кредитования включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. [4]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ государственного бюджета в Российской Федерации

2.1 Динамика доходов и расходов государственного бюджета

Общие параметры федерального бюджета  - 2010 года

Общими параметрами  бюджета называют суммарные цифры  ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, - параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов.

На  что будут потрачены деньги:

  Куда будут направлены расходы, какие статьи расходов выросли слишком сильно, а какие чересчур урезались - можно увидеть в таблице 1. «о государственном бюджете 2010». Здесь можно «извлечь» структуру расходов: 

2 значения «с учетом инфляции» получены с учетом показателя инфляции на 2010 год на уровне 10%: каждый рубль 2009 года «эквивалентен» в реальном выражении 1,1 рублям 2010 года.

Данные  позволяют охватить взглядом все  расходы федерального бюджета и  сформировать первое впечатление. Также, на рис.2 приведено сравнение структуры расходов по статьям.

 

Национальная  экономика

Статья  «Национальная экономика» оказалась в самом большом минусе - расходы по ней в 2009 году снизились более чем на 500 млрд. Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в следующем году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превзошли уровень 2008 года, даже в реальном выражении.

Вывод

Общая картина ясна: расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и  межбюджетных трансфертов, а также умеренно выросли расходы на национальную оборону и национальную безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд. или -27%), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д. [7]. 
 
 
 

2.2  Расчеты доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации за период 2004-2010 года

Таблица 2. Доходы бюджета Российской Федерации  в 2005-2010 гг. 

Год Доход

млрд. руб.

Абсолютный  прирост, млрд. руб. Темп  роста, % Темп  прироста, % Абсолютя величина 1% прироста, млрд. руб.  
Пост.*

база

Пер.*

база

Пост.

база

Пер.

база

Пост.

база

Пер.

база

2004 3970,5              
2005 4120,2 149,7 149,7 103,8 103,8 3,8 3,8 39,7
2006 4800,3 829,8 680,1 120,9 116,5 20,9 16,5 41,2
2007 5567,8 1597,3 767,5 140,2 116 40,2 16 48
2008 6000,8 2030,3 433 151,1 107,8 51,1 7,8 55,8
2009 6600,0 2629,5 599,2 166,2 109,9 66,2 9,9 60
2010 7025,4 3054,9 425,4 176,9 106,4 76,9 6,4 66
Итого 38085              

Информация о работе Статистика государственного бюджета