Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение статистики государственного бюджета России. Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
изучить особенности статистики государственного бюджета
рассмотреть классификацию доходов и расходов в государственном бюджете
проанализировать современное состояние государственного бюджета в России
провести расчеты доходов и расходов государственного бюджета.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности статистики государственного бюджета...........................4
1.1 Государственный бюджет: сущность, значения и задачи статистики государственного бюджета.....................................................................................4
1.2 Основные определения и показатели статистики государственного бюджета………………………………………………………………………..6
1.3 Классификация доходов и расходов государственного бюджета……….12
Глава 2. Анализ государственного бюджета в Российской Федерации……...23
2.1 Динамика доходов и расходов государственного бюджета………………23
2.2 Расчеты доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации за период 2004-2010 года…………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………...34
Федеральное агентство по образованию РФ
Нижегородский
государственный университет
Финансовый факультет
Дневное отделение
Специальность:
«Налоги и налогообложение»
Курсовая работа
По дисциплине «Статистика»
На тему
«Статистика государственного бюджета»
Выполнила:
Студентка группы 13203Н
Соснина И.А.
Научный руководитель:
Матвеев
В.А.
Нижний Новгород
2010 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности
статистики государственного бюджета.......................
1.1 Государственный
бюджет: сущность, значения и задачи статистики
государственного бюджета.......................
Глава 2. Анализ государственного бюджета в Российской Федерации……...23
2.1 Динамика доходов и расходов государственного бюджета………………23
2.2 Расчеты доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации за период 2004-2010 года…………………………………………..27
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Ведущую
роль в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
Бюджет является одновременно инструментом планирования финансовой деятельности государства и инструментом контроля, определяющим предельные объемы и направления расходования государственных средств, которые одобряются органами законодательной власти и должны соблюдаться исполнительной властью. Так же Государственный бюджет позволяет создавать условия для повышения качества жизни населения, развития экономики и обеспечения национальной безопасности.
Целью данной курсовой работы является изучение статистики государственного бюджета России. Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
Глава 1. Особенности статистики государственного бюджета
Государственный бюджет – важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет форму и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения.
Статистика государственного бюджета изучает процесс планомерного образования и использования бюджетного фонда. Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы - бюджеты разных уровней государственного управления: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, территориальные бюджеты.
Государственный
бюджет позволяет государству
Статистические методы позволяют осуществлять контроль за поступлением доходов и расходованием денежных средств государственного бюджета, изучать структуру и динамику бюджетных статей, анализировать в динамике соотношение отдельных статей, выявлять закономерности распределения и характеризовать связи между показателями доходов и расходов.
Необходимой основой устойчивости и сбалансированности бюджета являются повышение эффективности общественного производства, рациональная структура бюджетных расходов, применение эффективного бюджетного механизма.
В настоящее время органы государственной статистики проводят большую работу по совершенствованию бюджетной классификации и системы показателей государственного бюджета для осуществления международных сопоставлений в области статистики государственных финансов. [4].
Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:
Практическая
статистика государственных финансов
обобщает данные и подготавливает статистическую
информацию, необходимую для анализа
и планирования деятельности учреждений
государственного управления и выработки
экономической политики. Несмотря на
важную роль международных стандартов
в реформировании отечественной
статистики вообще и статистики государственного
бюджета в частности, в отечественной
статистике отражаются организационно-ведомственная
структура экономики и
Сектор
государственного управления – это
одно из основных понятий, которые используются
в статистике государственного бюджета.
На основе данной экономической категории
устанавливается круг институциональных
единиц (государственных предприятий
и учреждений), чьи доходы и расходы
подлежат отражению в государственном
бюджете. В сектор государственного
управления включаются институциональные
единицы, деятельность которых связана
с выполнением функций
В сектор государственного управления не включаются те единицы, которые занимаются реализацией товаров и услуг в крупных масштабах или являются государственными корпорациями. В статистике государственного бюджета выделяют также другие категории, определяющие характер системы статистических показателей государственного бюджета и отражающие сущность хозяйственных операций, осуществляемых учреждениями государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики. К данным категориям относятся:
Категории поступлений или платежей (возвратных или невозвратных) относятся ко всем экономическим операциям.
Категории возмездных или безвозмездных поступлений и текущих или капитальных поступлений касаются только невозвратных операций.
При осуществлении любой экономической операции предполагается наличие двух сторон, которые называются участниками операции. В большинстве операций задействованы два встречных потока: один поток направляется участнику операции (поступления), другой поток – от него (платежи).
Платежи или поступления называются возвратными в том случае, если обратный поток представляет собой договорные обязательства с фиксированным сроком погашения. Если же обратный поток осуществляется в иной форме, то платежи или поступления считаются невозвратными.
Невозвратные
платежи и поступления
Деление поступлений (платежей) на текущие или капитальные, связана с их целевым назначением. Операции с капиталом включают поступления (платежи), связанные с приобретением, созданием или продажей активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года (включая нематериальные активы и землю). Безвозмездные капитальные платежи классифицируются на официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и на капитальные трансферты, если они получены из негосударственных источников.
Возвратные финансовые операции делятся на операции, связанные с возникновением обязательств учреждений государственного управления по отношению к другим секторам, и на операции, в результате которых у других секторов возникают обязательства по отношению к государственным учреждениям. [5].
Основные показатели статистики государственного бюджета
К основным показателям статистики государственного бюджета относятся:
Доходы (как поступления в бюджет) - это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.
Налоги - это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).
Неналоговые поступления - это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).
Официальные трансферты (в государственном бюджете) - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций), полученные от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц).