Статистика государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение статистики государственного бюджета России. Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
изучить особенности статистики государственного бюджета
рассмотреть классификацию доходов и расходов в государственном бюджете
проанализировать современное состояние государственного бюджета в России
провести расчеты доходов и расходов государственного бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности статистики государственного бюджета...........................4
1.1 Государственный бюджет: сущность, значения и задачи статистики государственного бюджета.....................................................................................4
1.2 Основные определения и показатели статистики государственного бюджета………………………………………………………………………..6
1.3 Классификация доходов и расходов государственного бюджета……….12
Глава 2. Анализ государственного бюджета в Российской Федерации……...23
2.1 Динамика доходов и расходов государственного бюджета………………23
2.2 Расчеты доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации за период 2004-2010 года…………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Курсовая по статистике.docx

— 247.92 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Финансовый  факультет

Дневное отделение

Специальность: «Налоги и налогообложение» 

Курсовая  работа

По дисциплине «Статистика»

На тему «Статистика государственного бюджета» 
 
 

Выполнила:

Студентка группы 13203Н

 Соснина  И.А. 

Научный руководитель:

 Матвеев  В.А.  
 

Нижний Новгород

2010 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Особенности  статистики государственного бюджета...........................4

1.1 Государственный бюджет: сущность, значения и задачи статистики государственного бюджета.....................................................................................4

    1. Основные определения и показатели статистики государственного бюджета………………………………………………………………………..6
    2. Классификация  доходов и расходов государственного бюджета……….12

Глава 2. Анализ государственного бюджета в Российской Федерации……...23

2.1 Динамика доходов  и расходов государственного  бюджета………………23

2.2 Расчеты доходов  и расходов государственного  бюджета Российской Федерации  за период 2004-2010 года…………………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………….33

Список литературы……………………………………………………………...34 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Ведущую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества,  главным звеном которой является государственный  бюджет. Согласно Бюджетному кодексу  Российской Федерации, бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  функций государства и местного самоуправления.

Бюджет  является одновременно инструментом планирования финансовой деятельности государства  и инструментом контроля, определяющим предельные объемы и направления  расходования государственных средств, которые одобряются органами законодательной  власти и должны соблюдаться исполнительной властью. Так же Государственный бюджет позволяет создавать условия для повышения качества жизни населения, развития экономики и обеспечения национальной безопасности.

Целью данной курсовой работы является изучение статистики государственного бюджета  России. Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:

    1. изучить особенности статистики государственного бюджета
    2. рассмотреть классификацию доходов и расходов в государственном бюджете
    3. проанализировать современное состояние государственного бюджета в России
    4. провести расчеты доходов и расходов государственного бюджета.

Глава 1. Особенности статистики государственного бюджета

    1.   Государственный бюджет: сущность, значения и задачи статистики государственного бюджета

Государственный бюджет – важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет форму и методы образования государственных  финансовых ресурсов  и направления  их использования в интересах  общества и особенно социально слабо  защищенных категорий населения.

Статистика  государственного бюджета изучает  процесс планомерного образования и использования бюджетного фонда. Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы - бюджеты разных уровней государственного управления: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, территориальные бюджеты.

Государственный бюджет позволяет государству сосредоточить  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Он является законодательно установленной финансовой базой государства, основным финансовым планом образования и использования бюджетного фонда. Основные показатели государственного бюджета строятся исходя из потребностей экономики и в соответствии с задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.

   Статистические  методы позволяют осуществлять контроль за поступлением доходов и расходованием денежных средств государственного бюджета, изучать структуру и динамику бюджетных статей, анализировать в динамике соотношение отдельных статей, выявлять закономерности распределения и характеризовать связи между показателями доходов и расходов.

   Необходимой основой устойчивости и сбалансированности бюджета являются повышение эффективности  общественного производства, рациональная структура бюджетных расходов, применение эффективного бюджетного механизма.

   В настоящее время органы государственной  статистики проводят большую работу по совершенствованию бюджетной классификации и системы показателей государственного бюджета для осуществления международных сопоставлений в области статистики государственных финансов. [4].

      Основной  задачей статистики государственного бюджета является характеристика его  основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят  в том, чтобы определить:

    • общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
    • структуру доходов государственного бюджета;
    • структуру расходов государственного бюджета;
    • источники финансирования бюджетного дефицита;
    • размеры государственного внутреннего долга;
    • эффективность проведения государством фискальной политики;
    • влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

Практическая  статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа  и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки  экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной  статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, в отечественной  статистике отражаются организационно-ведомственная  структура экономики и особенности  практической деятельности учреждений государственного управления. [5].

    1.   Основные определения и показатели статистики государственного бюджета

Сектор  государственного управления – это  одно из основных понятий, которые используются в статистике государственного бюджета. На основе данной экономической категории  устанавливается круг институциональных  единиц (государственных предприятий  и учреждений), чьи доходы и расходы  подлежат отражению в государственном  бюджете. В сектор государственного управления включаются  институциональные  единицы, деятельность которых связана  с выполнением функций государственного управления, таких как:

  1. Проведение государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера;
  2. Перераспределение доходов и богатства, которое осуществляется с помощью налогооблажения единиц других секторов экономики и путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

В сектор государственного управления не включаются те единицы, которые занимаются реализацией товаров и услуг в крупных масштабах или являются государственными корпорациями. В статистике государственного бюджета выделяют также другие категории, определяющие характер системы статистических показателей государственного бюджета и отражающие сущность хозяйственных операций, осуществляемых учреждениями государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики. К данным категориям относятся:

  1. поступления или платежи;
  2. поступления (платежи) невозвратные или возвратные;  
  3. поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;
  4. текущие или капитальные поступления (платежи);
  5. приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
  6. приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью. [2].

Категории поступлений или платежей (возвратных или невозвратных) относятся ко всем экономическим операциям.

Категории возмездных или безвозмездных поступлений  и текущих или капитальных  поступлений касаются только невозвратных операций.

При осуществлении  любой экономической операции предполагается наличие двух сторон, которые называются участниками операции. В большинстве  операций задействованы два встречных  потока: один поток направляется участнику  операции (поступления), другой поток  – от него (платежи).

Платежи или поступления называются возвратными  в том случае, если обратный поток  представляет собой договорные обязательства  с фиксированным сроком погашения. Если же обратный поток осуществляется в иной форме, то платежи или поступления  считаются невозвратными.

Невозвратные  платежи и поступления называются возмездными в том случае, если обратный поток представляет собой  платежи посредством товаров  и услуг. Если же поток товаров  и услуг отсутствует, то невозвратные платежи или поступления являются безвозмездными.

Деление поступлений (платежей) на текущие или капитальные, связана с их целевым назначением. Операции с капиталом включают поступления (платежи), связанные с приобретением, созданием или продажей активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года (включая нематериальные активы и землю). Безвозмездные капитальные платежи классифицируются на официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и на капитальные трансферты, если они получены из негосударственных источников.

Возвратные  финансовые операции делятся на операции, связанные с возникновением обязательств учреждений государственного управления по отношению к другим секторам, и на операции, в результате которых  у других секторов возникают обязательства  по отношению к государственным  учреждениям. [5].

Основные  показатели статистики государственного бюджета

      К основным показателям статистики государственного бюджета относятся:

    • доходы;
    • официальные трансферты;
    • расходы;
    • кредитование минус погашение (чистое кредитование);
    • превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).

      Доходы  (как поступления в бюджет) - это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.

      Налоги  - это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).

      Неналоговые поступления - это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).

      Официальные трансферты (в государственном бюджете) - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций), полученные от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц).

Информация о работе Статистика государственного бюджета