Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:10, реферат
Цель исследования - на основе социологического анализа выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности.
2. Рассмотреть современную российскую молодежь как субъект досуговой деятельности.
Введение………………………………………………………………………....3
Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга………………………………………………………………………….....4
1. 1 Понятие досуга, свободного времени и рекреации……………………...4
1.2 Функции и принципы досуга молодёжи…………………………………...8
1.3 Значение отдыха и рекреации в жизни человека………………..………..10
Особенности проведения досуга молодёжью……………………………...…12
2.1 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей…………....12
2.2 Социологическое исследование досуговых предпочтений молодёжи в городе Саратове…………………………………………………………………15
2.3 Досуг с помощью компьютера……………………………………………..20
2.4 Досуг в музыкальном сопровождении………………………………….....22
Заключение……………………………………………………………………....24
Список использованных источников………………………………………......26
Панк-рок — музыка, выражающая внутреннее состояние подростков и молодежи, ориентированных на свободу самовыражения, не признающих других идейных и музыкальных молодежных течений. Вместе с тем сторонники панк-рока нередко бывают интеллектуально (например, патриотически, антиглобалистски) настроенными людьми, что выражается в основном через слова, но весьма редко через этнонациональный строй самой музыки.
Электронная музыка, диско-музыка, бит-музыка. Все разновидности предназначены преимущественно для ночных клубов и дискотек. Содержательный аспект музыки такого рода сведен к минимуму. В ней отсутствуют какие-либо этнонациональные признаки; слова не имеют самостоятельного значения, а в музыке нет и намека на отображение сложных эмоций или переживаний. Основное качество этой музыки — яркое, зачастую агрессивно выраженное, ритмоэнергетическое начало.
Поп-музыка (или «попса») — откровенно вторичная по содержательным и художественным характеристикам музыка, перерабатывающая под массовый вкус отшлифованные спросом новинки трех-, пяти-, десятилетней давности. Поп-музыка не скрывает коммерческих ориентаций своих создателей. Она рассчитана в основном на примитивное восприятие. В этой музыке страсти разгораются вокруг повседневных переживаний человека, особенно вокруг любви. Любовь обязательно романтическая, приукрашенная, без особых забот и с хорошим финалом, из чего следует, что в жизни все хорошо.
К музыкальным произведениям современного типа чаще всего обращаются представители социальных групп (подростки, молодежь, горожане и др.) в определенных ситуациях — в местах массового скопления людей, в центрах досуга и развлечения и др. Нередко поп-музыка становится фоном для других занятий.
Заключение
В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.
Повышенный интерес
к социологическому исследованию досуга
определяется также изменениями
содержания и структуры досуга под
воздействием социокультурных трансформаций,
произошедших в стране (смены ценностных
установок российской молодежи, развития
социальной инфраструктуры, появления
новых информационных технологий).
Это диктует необходимость
Основные выводы по теме исследования:
1. Досуг выступает
в качестве структурного
2. Досуг характеризуется
вариативностью структурно-
3. Особенности социокультурного
положения молодежи
4. Процесс трансформации
досуговой сферы
5. Роль досуга
как фактора формирования
6. Реформирование
прежних структур управления
досугом актуализирует
Список литературы
Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983. - С.7- 17
Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288
Мосалев Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 1995 Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / М.С. Отнюкова // Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2003.
Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд-во СГУ, 2000.
Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга / О.В. Понукалина // Современная картина мира: общество, время, пространство. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001.
Понукалина О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О.В. Понукалина //Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2001.
Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. СПб., 1991.
Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А.Бутенко // Социологические исследования. 1998, № 7.
Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001. №12.
«Досуг и статус» // Молодежь, - СПб: 2002 г., №10, С 24
Патрушев И. Д. Бюджет времени городского работающего населения США и России // Социс. 2003. №12.
Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / Р.А. Стеббинс // Социологический журнал, 2000, № 7. С. 64-73.
Кэндо. Т. Досуг
и популярная культура в
Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983. - С.7- 17
«Досуг и статус» // Молодежь, - СПб: 2002 г., №10, С 24
Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001. №12.
Патрушев И. Д. Бюджет времени городского работающего населения США и России // Социс. 2003. №12.
Погрешаева Т.
А. Свободное время человека
в условиях трансформации