Статистика досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:10, реферат

Описание работы

Цель исследования - на основе социологического анализа выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности.
2. Рассмотреть современную российскую молодежь как субъект досуговой деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга………………………………………………………………………….....4
1. 1 Понятие досуга, свободного времени и рекреации……………………...4
1.2 Функции и принципы досуга молодёжи…………………………………...8
1.3 Значение отдыха и рекреации в жизни человека………………..………..10
Особенности проведения досуга молодёжью……………………………...…12
2.1 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей…………....12
2.2 Социологическое исследование досуговых предпочтений молодёжи в городе Саратове…………………………………………………………………15
2.3 Досуг с помощью компьютера……………………………………………..20
2.4 Досуг в музыкальном сопровождении………………………………….....22
Заключение……………………………………………………………………....24
Список использованных источников………………………………………......26

Работа содержит 1 файл

Статистика досуга.docx

— 91.08 Кб (Скачать)

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях  ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

1. Принцип всеобщности  и доступности – то есть  возможность приобщения, вовлеченности  всех людей в сферу деятельности  досуговых учреждений с целью  удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности  – реализуется на всех уровнях:  от любительского объединения  до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень  достижений в любой индивидуальной  и коллективной деятельности. Принцип  индивидуального подхода – предполагает  учет индивидуальных запросов, интересов,  склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей  при обеспечении их досуга. Дифференцированный  подход обеспечивает комфортное  состояние каждого участника  досуговой акции.

3. Принцип систематичности  и целенаправленности – предполагает  осуществление этой деятельности  на основе планомерного и последовательного  сочетания непрерывности и взаимозависимости  в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг  людей. Это процесс ограниченного  превращения человека в общественное  существо, в активную и творческую  личность, живущую полной жизнью  в согласии с самим собой  и обществом.

4. Принцип преемственности  – предполагает культурное взаимодействие  и взаимовлияние поколений. Реализация  принципов организации досуга  на практике по своим масштабам  воздействия на личность выходит  далеко за рамки досугового  времяпрепровождения, это крупномасштабная  социальная акция, цель которой  – разностороннее развитие личности  человека.

 

Значение  отдыха и рекреации в жизни  человека

 

Потребность человека в отдыхе вызывается утомлением, точнее, она— следствие этого утомления. Отдых предполагает осуществление  человеком одной из фундаментальных  своих потребностей в релаксации, расслаблении, в переключении усилий и внимания с одного предмета на другой.

Таким образом, потребность  в отдыхе обусловлена в первую очередь биологической природой человеческого организма, его физиологией, а также разного рода психологическими и социальными нагрузками. Потребность  человека в отдыхе неотделима от его  противоположной потребности —  активности. В деятельности людей  эти потребности реализуются  в ритмическом чередовании активности—расслабления, бодрствования—сна.

Как уже говорилось, в бюджете суточного времени  человека обязательно должен быть период (чаще всего ночное время) для физиологического отдыха, связанного с полным расслаблением. Это непреложное условие восстановления сил, ликвидации утомления, недопущения  глубокой усталости. Физиологический  отдых становится средством воспроизводства  жизненных функций человека, занимая  внерабочее время. Эта разновидность  отдыха, как и ряд других первичных  потребностей (в пище, питье, гигиенических  процедурах), создают условия для  воспроизводства человеческой активности, поэтому они не связываются с  досугом. Другое дело, что усталый  человек может днем потратить  часть свободного времени на пассивный  отдых (дрема, релаксация).

Понятие отдыха гораздо  шире его физиологической основы, связанной с пассивной релаксацией. Отдых может быть реализован через  активные досуговые формы, что связано  с актуализацией социальных и  культурных ресурсов человека. Например, как активная форма отдыха рассматривается  замена одного динамичного занятия  другим, а также перемена окружающей обстановки, смена впечатлений, отвлечение от повседневных и однообразных забот  и др. Исключительно эффективен активный отдых — занятия физическими  упражнениями, а также любимым  делом, особенно в том случае, если оно насыщено творческими элементами. Подобный отдых и восстановительные  процессы предоставляют человеку возможность  выбора различных занятий в свободное время, включая и те, которые носят ярко выраженный социокулътурный характер, например, направлены на общение с другими людьми, собственное духовное развитие, раскрытие творческих возможностей, на занятия любимым делом (хобби) или физическими упражнениями.

Конечно, активный отдых проходит в иных формах, нежели отдых в состоянии сна и  безделья, он сопровождается быстрым  и глубоким восстановлением сил, его последствия конструктивны  и приобретают более устойчивый характер. для такого отдыха, как  правило, используются нерабочие дни  недели, а также отпускное время. В период краткого или длительного  отдыха, когда человек варьирует  выбор разных занятий в соответствии со своими предпочтениями, происходит его эффективное оздоровление, восстанавливается  работоспособность. Таким образом  отдых в целом имеет сложное  строение, влияя на разные - биофизиологические, психологические, социокультурные  — аспекты структуры личности. Отдых лишь частично пересекается со свободным временем или досугом  человека, выходя в целом за их рамки.

В широком смысле феномен отдыха сближается с действием  рекреации (от лат. recreatiо — возвращение  к здоровью, восстановление). До недавнего  времени понятие рекреации оставалось малораспространенным, использовавшимся лишь в узких кругах специалистов по медицинскому оздоровлению человека. Это понятие связывалось преимущественно  с релаксацией и регенерацией жизненно-физиологических сил человека.

Теперь рекреацию  понимают как биологическую активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление душевных и духовных сил, которые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или  болезни. Поэтому ныне рекреация  трактуется как целостное физическое и социально-культурное оздоровление.

Рекреационная активность человека соответствует, во-первых, его  потребностям и интересам, во-вторых, традициям его родной культуры, в-третьих, поведенческим и оценочным стандартам ближайшего социального окружения. Рекреационная активность отдельного человека складывается из суточных, недельных, годовых и жизненных циклов. На каждом этапе жизни человека они  образуют сложную сеть многообразных  предпосылок и мотиваций, которые  определяют характер, направленность и эффективность рекреационной  активности, данная активность считается  результативной, если в итоге возникают  восстановительные (рекреационные) эффекты.

Рекреацаонный эффект проявляется в том, что человек  испытывает чувство бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха, поскольку  его организм достиг необходимого уровня энергообмена со средой в результате физиологического и психологического оздоровления, достижения душевного равновесия. Человек, переживающий рекреационный эффект находится в состоянии психофизиологического комфорта, у него появляется ощущение сбалансированности эмоциональных и социокультурных самооценок, он готов к новым нагрузкам. Благоприятные эмоции и высокая самооценка основаны не только на внутренних ощущениях, но и на понимании человеком важности общественных стандартов труда и отдыха.

Особенности проведения досуга молодёжью

 

Досуговые предпочтения различных типов молодых  людей

 

Все эти разновидности  общения присутствуют в повседневной жизни молодого человека как в  чистом виде, так и в форме взаимопроникновений. Поэтому, с учетом нарастания от типа к типу многообразия социальных связей, предлагаемая типология выглядит следующим  образом.

Первый тип условно  назван нами “СЕМЬЯНИН”. Для молодых  людей этого типа характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях  — с коллегами по работе (учебе), а также простые и “домашние” формы досуга (чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых). Среди нынешней молодежи этот тип не является широко распространенным и насчитывает порядка 12% респондентов.

Второй тип, распространенность которого несопоставимо шире (около 30% молодежи) —“ОБЩИТЕЛЬНЫЙ”, который, в отличие от более замкнутого “семьянина”, ориентируется прежде всего на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы  досуга — компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи  с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни.

Третий тип (примерно 25% респондентов) подразумевает наличие  в жизни молодых людей регулярных социальных контактов вне устоявшегося семейно-дружеского круга и может  быть назван “РАЗВЛЕКАЮЩИМСЯ”. Его  представители не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и  молодежные клубы. Развлекательно-потребительский  аспект общения и досуга становится для них очень значимым. Среди  “развлекающихся” наиболее высока доля поклонников современной музыки.

Четвертый тип молодёжи можно определить как “СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ”. Он объединяет около 25% молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих  формах общения и досуга (посещение  спортклубов, музеев, выставок, занятия  в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью  самообразования и т.д.), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени  здесь становится более избирательным. Подобный образ жизни невозможен без социально-рекреационных затрат (материального, физического и интеллектуального  плана), что придает ему активность и организованность, тем самым  дисциплинируя его последователей. “Социально-активный” тип —  один из наиболее богатых с точки  зрения социального участия, и это  сближает его со стилем жизни молодежи, принятым на Западе (речь идет о представителях среднего класса).

Пятый тип — “ОДУХОТВОРЁННЫЙ” — живет как бы в стороне  от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция  изоляции от собственно молодежной среды  с неизбежным обеднением досуга, а  сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих  единомышленников, наставников и  т.п. Представители этого типа, как  правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или  принимают активное участие в  работе каких-либо политических объединений. Однако, отметим, что религиозное  или политическое участие молодежи 90-х крайне незначительно. “Одухотворённые” насчитывают в общей сложности  менее 5% респондентов.

Шестой тип —  “ГАРМОНИЧНЫЙ” — означает полноценность  социальных связей и охватывает около 4% молодёжи. Наряду с “социально-активным”  типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально  задействует все формы социального  общения и досуга, характерные  для представителей других вышеупомянутых типов.

Молодежь в большей  степени ориентирована на друзей, чем на семью. В этом её главное  отличие от старшего поколения. Отклонения в распространенности разных типов  общения по отдельным регионам связаны  как с социально-экономическими факторами (состояние местной экономики, материальное положение и доходы населения), так и с культурными (традиции, взгляды, предпочтения). В  динамично развивающихся районах  страны шансов и возможностей для  обогащения социальной жизни у молодежи существенно больше, чем в депрессивных и кризисных зонах.

 

 

Социологическое исследование досуговых предпочтений молодёжи в городе Саратове

 

В целях данной контрольной  работы нами был проведён опрос на тему «Досуг молодежи».

Всего было опрошено 317 человек в возрасте от 14 до 29 лет. Из них: 95 — учащиеся, 143 — студенты, 81 — рабочая молодежь. Аналитики поставили цель определить наиболее популярные виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга в зависимости от семейного статуса, рода занятий и др. Подобный опрос уже проводился в январе этого года, поэтому одной из целей опроса было выяснить изменение мнения молодежи за этот период.

Выдвигалась гипотеза, что: более 60% молодежи пассивно, семейная и работающая молодежь предпочитает пассивный отдых школьники мужского пола предпочитают проводить время за компьютером 
большая часть школьников просто гуляет с товарищами и участвует в антикультурных мероприятиях, большая часть студентов проводит свое свободное время в ночных клубах.

По результатам опроса были сформированы предложения по улучшению досуга.

Учащимся не хватает: поездок по городам России или за рубеж, творческого развития, общения с новыми людьми, спортивных мероприятий, совместных походов на каток, возможности играть своей музыкальной группой на публике, рок-концертов по доступным для молодежи ценам, кружков рисования, актерского мастерства, качественного рок-клуб, турпоходов, походы в кино и бассейн. Студенты хотят больше: массовых акций, internat-кафе, интересных проектов для самореализации, бесплатных занятий сортом, турпоходов, бесплатных кружков, помощи в реализации творческих способностей и публикации своего творчества, интересных экскурсионных поездок, бесплатных походов в кинотеатр, поездок на международные соревнования по скалолазанию. А также попросили содействия в постройке теннисного корта, скейтпарка.

Предложения рабочей  молодежи в целом совпадают с мнением студентов и школьников.

Поставленные гипотезы не оправдались. Большая часть молодежи предпочитает активный отдых. Школьники не так часто играют в компьютерные игры, как предполагалось, компьютерные игры стоят даже на пятом месте в рейтинге антипатий. Оправдалась гипотеза, что школьники предпочитают просто гулять с друзьями, причем у студентов это наиболее популярный вид отдыха. Посещение ночных клубов не стоит на первых местах по предпочтительности, но и сильных антипатий по этому поводу не возникает. Студенты более чем учащиеся не любят сидеть дома за рукоделием, заниматься домашним хозяйством, но они гораздо больше времени уделяют творчеству и самообразованию. Зато учащиеся охотнее занимаются спортом, нежели студенты. Студенты чаще, чем ученики просиживают за компьютерными играми.

Информация о работе Статистика досуга