Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:10, реферат
Цель исследования - на основе социологического анализа выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности.
2. Рассмотреть современную российскую молодежь как субъект досуговой деятельности.
Введение………………………………………………………………………....3
Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга………………………………………………………………………….....4
1. 1 Понятие досуга, свободного времени и рекреации……………………...4
1.2 Функции и принципы досуга молодёжи…………………………………...8
1.3 Значение отдыха и рекреации в жизни человека………………..………..10
Особенности проведения досуга молодёжью……………………………...…12
2.1 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей…………....12
2.2 Социологическое исследование досуговых предпочтений молодёжи в городе Саратове…………………………………………………………………15
2.3 Досуг с помощью компьютера……………………………………………..20
2.4 Досуг в музыкальном сопровождении………………………………….....22
Заключение……………………………………………………………………....24
Список использованных источников………………………………………......26
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.
К ним относятся:
1. Принцип всеобщности
и доступности – то есть
возможность приобщения, вовлеченности
всех людей в сферу
2. Принцип самодеятельности
– реализуется на всех уровнях:
3. Принцип систематичности
и целенаправленности –
4. Принцип преемственности
– предполагает культурное
Значение отдыха и рекреации в жизни человека
Потребность человека в отдыхе вызывается утомлением, точнее, она— следствие этого утомления. Отдых предполагает осуществление человеком одной из фундаментальных своих потребностей в релаксации, расслаблении, в переключении усилий и внимания с одного предмета на другой.
Таким образом, потребность
в отдыхе обусловлена в первую
очередь биологической природой
человеческого организма, его физиологией,
а также разного рода психологическими
и социальными нагрузками. Потребность
человека в отдыхе неотделима от его
противоположной потребности —
активности. В деятельности людей
эти потребности реализуются
в ритмическом чередовании
Как уже говорилось,
в бюджете суточного времени
человека обязательно должен быть период
(чаще всего ночное время) для физиологического
отдыха, связанного с полным расслаблением.
Это непреложное условие
Понятие отдыха гораздо
шире его физиологической основы,
связанной с пассивной
Конечно, активный отдых проходит в иных формах, нежели отдых в состоянии сна и безделья, он сопровождается быстрым и глубоким восстановлением сил, его последствия конструктивны и приобретают более устойчивый характер. для такого отдыха, как правило, используются нерабочие дни недели, а также отпускное время. В период краткого или длительного отдыха, когда человек варьирует выбор разных занятий в соответствии со своими предпочтениями, происходит его эффективное оздоровление, восстанавливается работоспособность. Таким образом отдых в целом имеет сложное строение, влияя на разные - биофизиологические, психологические, социокультурные — аспекты структуры личности. Отдых лишь частично пересекается со свободным временем или досугом человека, выходя в целом за их рамки.
В широком смысле
феномен отдыха сближается с действием
рекреации (от лат. recreatiо — возвращение
к здоровью, восстановление). До недавнего
времени понятие рекреации
Теперь рекреацию понимают как биологическую активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление душевных и духовных сил, которые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или болезни. Поэтому ныне рекреация трактуется как целостное физическое и социально-культурное оздоровление.
Рекреационная активность
человека соответствует, во-первых, его
потребностям и интересам, во-вторых,
традициям его родной культуры, в-третьих,
поведенческим и оценочным
Рекреацаонный эффект проявляется в том, что человек испытывает чувство бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха, поскольку его организм достиг необходимого уровня энергообмена со средой в результате физиологического и психологического оздоровления, достижения душевного равновесия. Человек, переживающий рекреационный эффект находится в состоянии психофизиологического комфорта, у него появляется ощущение сбалансированности эмоциональных и социокультурных самооценок, он готов к новым нагрузкам. Благоприятные эмоции и высокая самооценка основаны не только на внутренних ощущениях, но и на понимании человеком важности общественных стандартов труда и отдыха.
Особенности проведения досуга молодёжью
Досуговые предпочтения различных типов молодых людей
Все эти разновидности
общения присутствуют в повседневной
жизни молодого человека как в
чистом виде, так и в форме
Первый тип условно назван нами “СЕМЬЯНИН”. Для молодых людей этого типа характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях — с коллегами по работе (учебе), а также простые и “домашние” формы досуга (чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых). Среди нынешней молодежи этот тип не является широко распространенным и насчитывает порядка 12% респондентов.
Второй тип, распространенность которого несопоставимо шире (около 30% молодежи) —“ОБЩИТЕЛЬНЫЙ”, который, в отличие от более замкнутого “семьянина”, ориентируется прежде всего на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга — компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни.
Третий тип (примерно
25% респондентов) подразумевает наличие
в жизни молодых людей
Четвертый тип молодёжи
можно определить как “СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ”.
Он объединяет около 25% молодых людей,
сконцентрированных скорее на развивающих
формах общения и досуга (посещение
спортклубов, музеев, выставок, занятия
в кружках, объединениях по интересам,
дополнительные занятия с целью
самообразования и т.д.), чем на
простом отдыхе и встречах с друзьями,
а отношение к свободному времени
здесь становится более избирательным.
Подобный образ жизни невозможен
без социально-рекреационных
Пятый тип — “ОДУХОТВОРЁННЫЙ” — живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений. Однако, отметим, что религиозное или политическое участие молодежи 90-х крайне незначительно. “Одухотворённые” насчитывают в общей сложности менее 5% респондентов.
Шестой тип —
“ГАРМОНИЧНЫЙ” — означает полноценность
социальных связей и охватывает около
4% молодёжи. Наряду с “социально-активным”
типом, он предполагает разносторонний
образ жизни, который максимально
задействует все формы
Молодежь в большей
степени ориентирована на друзей,
чем на семью. В этом её главное
отличие от старшего поколения. Отклонения
в распространенности разных типов
общения по отдельным регионам связаны
как с социально-экономическими
факторами (состояние местной экономики,
материальное положение и доходы
населения), так и с культурными
(традиции, взгляды, предпочтения). В
динамично развивающихся
Социологическое исследование досуговых предпочтений молодёжи в городе Саратове
В целях данной контрольной работы нами был проведён опрос на тему «Досуг молодежи».
Всего было опрошено 317 человек в возрасте от 14 до 29 лет. Из них: 95 — учащиеся, 143 — студенты, 81 — рабочая молодежь. Аналитики поставили цель определить наиболее популярные виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга в зависимости от семейного статуса, рода занятий и др. Подобный опрос уже проводился в январе этого года, поэтому одной из целей опроса было выяснить изменение мнения молодежи за этот период.
Выдвигалась гипотеза,
что: более 60% молодежи пассивно, семейная
и работающая молодежь предпочитает пассивный
отдых школьники мужского пола предпочитают
проводить время за компьютером
большая часть школьников просто гуляет
с товарищами и участвует в антикультурных
мероприятиях, большая часть студентов
проводит свое свободное время в ночных
клубах.
По результатам опроса были сформированы предложения по улучшению досуга.
Учащимся не хватает: поездок по городам России или за рубеж, творческого развития, общения с новыми людьми, спортивных мероприятий, совместных походов на каток, возможности играть своей музыкальной группой на публике, рок-концертов по доступным для молодежи ценам, кружков рисования, актерского мастерства, качественного рок-клуб, турпоходов, походы в кино и бассейн. Студенты хотят больше: массовых акций, internat-кафе, интересных проектов для самореализации, бесплатных занятий сортом, турпоходов, бесплатных кружков, помощи в реализации творческих способностей и публикации своего творчества, интересных экскурсионных поездок, бесплатных походов в кинотеатр, поездок на международные соревнования по скалолазанию. А также попросили содействия в постройке теннисного корта, скейтпарка.
Предложения рабочей молодежи в целом совпадают с мнением студентов и школьников.
Поставленные гипотезы не оправдались. Большая часть молодежи предпочитает активный отдых. Школьники не так часто играют в компьютерные игры, как предполагалось, компьютерные игры стоят даже на пятом месте в рейтинге антипатий. Оправдалась гипотеза, что школьники предпочитают просто гулять с друзьями, причем у студентов это наиболее популярный вид отдыха. Посещение ночных клубов не стоит на первых местах по предпочтительности, но и сильных антипатий по этому поводу не возникает. Студенты более чем учащиеся не любят сидеть дома за рукоделием, заниматься домашним хозяйством, но они гораздо больше времени уделяют творчеству и самообразованию. Зато учащиеся охотнее занимаются спортом, нежели студенты. Студенты чаще, чем ученики просиживают за компьютерными играми.