Статистика домашних хозяйств

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является подробное рассмотрение сущности домашних хозяйств.
Объектом исследования будет выступать вся деятельность домашних хозяйств. А предметом является сама структура особенностей формирования доходов домашних хозяйств.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
1. Подробное рассмотрение сущности доходов домашних хозяйств;
2. С помощью статистического изучения и моделирования динамики изучить располагаемый доход домашних хозяйств, выявить его основную тенденцию и сделать прогноз на 2012 год.
3. Выявление зависимости уровня объёма ВВП от совместного влияния на него так факторов, как инвестиции в основной капитал, занятые в экономике и потребление домашних хозяйств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОСТАВ И СТРУКТУРА ДОХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ 4
1.1 Классификация доходов домашних хозяйств 4
1.2 Роль социальных трансфертов в формировании доходов 7
1.3 Обоснование системы финансовых мер в политике регулирования доходов домохозяйств в России 8
1.4 Показатели доходов домашних хозяйств в СНС 12
2 АНАЛИЗ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ С ПОМОЩЬЮ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ 24
2.1. Статистическое изучение и моделирование динамики располагаемого дохода домашних хозяйств 24
2.2. Изучение множественной корреляционной зависимости 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39


Работа содержит 1 файл

Статистика домашних хозяйств.docx

— 303.91 Кб (Скачать)

Следует заметить, что происходит развитие также негосударственных  форм помощи населению, например такие  как негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Негосударственные пенсионные фонды дают возможность населению  получать более высокие доходы в  пенсионном возрасте, которое гарантирует  государство. С одной стороны, они  расширяют возможности населения  получать более высокие доходы в  старости по сравнению с минимумом, гарантированным государством. С  другой стороны, НПФ выступают в  роли специфических институтов финансового  посредничества, аккумулирующих сбережения населения для осуществления  долгосрочных инвестиций.

Основную часть страховых и  социальных выплат составляют пенсии. В неё входят четыре вида трудовых пенсий, основанные по действующему пенсионному  законодательству, а именно: пенсия по старости, за выслугу лет, по инвалидности, а также при потере кормильца. Если же человек имеет право одновременно на несколько пенсий, то по выбору назначается  одна из них, исключение составляют граждане, ставшие инвалидами, вследствие войны, по инвалидности, или за выслугу  лет.

Следует отметить, что существуют пенсии и для граждан, которые  не были взаимосвязаны с трудовой или полезной общественной деятельностью. Самыми распространёнными из пенсий остаются пенсии по старости или по возрасту. Минимальный и максимальный размер пенсии определяется законодательством.

К социальным выплатам относятся и  пособия по безработице, они представляют выплаты гражданам, признанными  безработными в установленном надлежащем порядке.

Еще одну подгруппу доходов домашних хозяйств составляют страховые возмещения или страховые суммы, выплачиваемые при наступлении страховых случаев, как правило, по непредвиденным причинам (стихийные бедствия, аварии, несчастные случаи, болезни, смерть и т. п.). Различают имущественное, личное, медицинское страхование, а также страхование ответственности. Общим для всех случаев страхования является внесение гражданами страховых сумм, которые различаются в зависимости от вида страхования, срока договора, страховых событий и других факторов. Таким образом, получению доходов в данном случае предшествует понесение расходов домашними хозяйствами. Более того, страховые случаи являются нежелательным событием для домашних хозяйств, так как получаемые доходы лишь частично компенсируют последствия этих событий.

 

1.3 Обоснование системы финансовых мер в политике регулирования доходов домохозяйств в России

 

Основную часть доходов домохозяйств формируют перспективное развитие финансовых мер.

Во-первых, предлагается отказаться от установления минимальной заработной платы как единой для всей России абсолютной величины, выраженной в  рублях, и перейти к установлению минимальной заработной платы в  процентах к региональному минимальному потребительскому бюджету (РМПБ) работника  в трудоспособном возрасте, который  будет компенсировать не только минимальные  физиологические потребности, но и  более высокий уровень материального, этического и другие потребления. Этот региональный минимальный размер оплаты труда (РМРОТ) должен исчисляться как по всем субъектам Российской Федерации, так и по определенным природноклиматическим зонам страны, что, должно стать средством в преодолении резкой территориальной дифференциации доходов населения. В ряде депрессивных регионах, основой расчетов регионального МРОТ могут стать региональные оптимальные потребительские бюджеты, составленный с учетом требований более высокого уровня жизни.

Во-вторых, значительное увеличение заработной платы в бюджетной сфере явилось  бы мощным толчком к старту процесса повышения оплаты по труду, который  бы неизбежно привел к поднятию заработной платы на предприятиях и организациях всех форм собственности. Основные идеи, позволяющие повысить доходы занятых в отраслях социально-культурной сферы, заключается, наряду с переходом к отраслевым системам оплаты труда работников всей бюджетной сферы, в отражении в системе оплаты труда территориальных различий в уровне жизни регионов, проведении систематизации и унификации стимулирующих выплат к основной тарифной сетке в рамках отрасли социальной сферы, то есть достижение единого подхода к применению выплаты надтарифной части оплаты труда в рамках одной отрасли, в стремление к дифференциации источников финансирования. Принцип применения отраслевых систем оплаты труда, прежде всего, связан с дифференциацией заработной платы в зависимости от отрасли социальной сферы, сложности выполняемой работы, уровня образования, квалификации и специального стажа работников. Перечисленные рекомендации следует дополнить предложением о дополнительной оплате труда руководителей предприятий бюджетной сферы, на основе перевода работников на индивидуальные условия оплаты труда и заключение с ними срочных трудовых договоров для повышения качества управления.

В-третьих, в исследовании рассматривается  переход на прогрессивную форму  оплаты наемного персонала, как система  минимальной заработной платы за один час времени для любых  категорий наемных работников. С  одной стороны, она обеспечит  возможность установить почасовую  ставку оплаты труда в размере  не ниже соответствующего прожиточного минимума, с другой – позволит предпринимателям более рационально использовать рабочую силу, что создало бы стимулы к повышению производительности труда.

В-четвертых, необходимо обеспечить жесткую  взаимосвязь уровня оплаты труда  работников, государственных служащих, руководителей всех уровней от производственных показателей финансово-хозяйственной  деятельности организаций, предприятий. Для работников бюджетной сферы  предлагается реализовать введение «рамочных» должностных окладов, то есть определенный диапазон в виде процентного отклонения от оклада. Целесообразно также принятие ряда нормативных документов с рекомендациями об организации системы заработной платы на предприятиях и организациях, для более эффективного использования  надбавок и доплат, а также и  «рамочного» подхода. В качестве критерия можно использовать такие  показатели как квалификация работника, выполнение сложных ответственных  работ, совмещение профессий, сверхнормативные нагрузки, конечные итоги деятельности предприятия. Здесь необходимо отметить о низкой доли оплаты труда в себестоимости  производимой продукции. В России этот показатель составляет лишь 20-25%. Если осуществить меры по регламентированию  увеличению этой величины, возможно в  два раза, то это не только повысит  материальное положение работника, но и реально заинтересует работающего  в результате своей деятельности.

Домашнее хозяйство обладает и  предпринимательским потенциалом, реализация которого формирует определенные виды первичных доходов домохозяйств. В системе государственной поддержки  малого предпринимательства, в диссертационном  исследовании предлагается:

  • особое внимание уделить задаче улучшения начальных, стартовых условий создания семейных предприятий, стержнем которой является становление института собственности, который является источником формирования мотивов экономической активности;
  • разработать упрощенные процедуры ликвидации неудачно начатого или несостоявшегося бизнеса;
  • обеспечить поддержку наиболее важных сфер предпринимательской активности по принципу приоритетности определенных секторов экономики, в том числе созданием благоприятных условий предоставления кредитов; налоговые льготы, особенно мелкому рисковому капиталу; другие формы поддержки вплоть до предоставления малому бизнесу весомого места в государственных контрактах;
  • развитие финансовой инфраструктуры, внедрение финансовых технологий, направленных на стимулирование частного предпринимательства.

Наиболее эффективные инструменты регулирования доходов домохозяйств связаны с реализацией налоговой политики. На данном основании обоснованы направления совершенствования налоговых методов воздействия на процесс формирования и использования доходов домохозяйств.

В частности, предлагается не облагать домашние хозяйства с уровнем  дохода, размер которых меньше прожиточного минимума. Основным направлением такой  ориентации следует считать повышение  стандартного вычета из дохода работника  до размера прожиточного минимума, рассчитанного как региональный минимальный размер оплаты труда (РМРОТ), а также увеличение вычета на детей. Это может стать эффективным инструментом защиты реальных доходов малообеспеченных слоев населения и домохозяйств с низким уровнем дохода.

Необходимо возродить стимулирующую  функцию налогов. Это достижимо  путем использования специальных  целевых налоговых льгот, предоставляемых  малым предпринимателям со строго обозначенными  условиями использования. Система льгот может включать:

  • отсрочку платежа налога с требованием обязательного использования всей или части высвобождаемой суммы на определенные цели;
  • льготы, предоставляемые в индивидуальном порядке, по налогообложению средств, направленных на выполнение важных целевых социальных программ, определенных государственных заказов и услуг населению.

В России фискальные действия государства  в отношении пенсионных ресурсов НПФ осуществляются и «на входе» в систему, и «выходе» из нее. Это  означает, что пенсионные взносы, уплачиваемые работодателями (вкладчиками) в НПФ  в пользу наемных работников (участников), облагаются некоторыми налогами. В  последующем, выплаты также являются объектом налогообложения. Здесь целесообразно  перенести налоговую нагрузку с  пенсионных взносов, уплачиваемых работодателями в НПФ, на пенсионные выплаты (только с инвестиционной части), которые  негосударственные пенсионные фонды  впоследствии выплачивают участникам.

Предлагаемые изменения, безусловно, сократят поступления в бюджет, но одновременно это увеличит приток ресурсов в систему негосударственного пенсионного  обеспечения. Потенциально это позволит решить задачу повышения уровня жизни  пенсионеров за счет роста доходов.

Внедрение перечисленных мероприятий  в систему финансов домохозяйства  целесообразно объединить в единую программу. Целостный механизм косвенной  поддержки и прямого поощрения  будет служить источником стимулирования труда, повышения уровня предпринимательской  активности, социальной защиты и сформирует систему, в которой создаются устойчивые условия для экономического роста.

 

1.4 Показатели доходов домашних хозяйств в СНС

 

В СНС ООН 1993 г. используется определение  дохода, предложенное Дж. Хиксом: доход - это максимальная сумма, которая может быть израсходована в течение определенного периода на потребление при условии, что собственный капитал хозяйствующего субъекта за этот период не уменьшится. Показатели доходов домашних хозяйств отражают этапы распределения доходов:

1. Первичные доходы (ПД) -доходы, полученные домашними хозяйствами в результате первичного распределения добавленной стоимости: оплата труда (включая отчисления на социальное страхование), смешанные доходы, чистые доходы от собственности, прибыль и приравненные к ней доходы от жилищных услуг, оказываемых для собственного потребления владельцем занимаемого им жилья.Национальный доход – сумма первичных доходов резидентов страны за определенный период в рыночных ценах.

Часть первичных доходов передается в другие сектора экономики: текущие  налоги на доходы и собственность, отчисления на социальное страхование, добровольные взносы и пожертвования, штрафы. Домашние хозяйства также получают текущие  трансферты: социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия), страховые премии и возмещения и т.п.

2. Располагаемые доходы (РД):

РД = ПД + D ТТ

где D ТТ - сальдо текущих трансфертов, полученных и переданных другим секторам.

Располагаемый национальный доход – национальный доход с учетом сальдо текущих трансфертов, полученных и переданных “остальному миру”.

За счет располагаемого дохода осуществляются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, а разница между  ними образует сумму сбережения данного  сектора.

3. Скорректированный располагаемый  доход (СРД) – располагаемый доход с учетом трансфертов в натуральной форме (бесплатные услуги учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.):

СРД = РД + СТ

где СТ - социальные трансферты в натуральной форме, получаемые домашними хозяйствами от органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств – конечное потребление с учетом получаемых социальных трансфертов в натуральной форме. Наиболее предпочтительный показатель для оценки уровня жизни.

Показатели доходов домашних хозяйств в России

1. Денежный доход – объем денежных средств, находящихся в распоряжении домашних хозяйств для обеспечения своих расходов и создания сбережений без привлечения ранее накопленных средств, ссуд и кредитов. По экономическому содержанию показатель наиболее близок к стандартам СНС. Определяется исходя из 1) суммы произведенных домашним хозяйством денежных расходов и 2) изменения финансовых активов за период (сальдо между суммой сбережений, сделанных за счет собственных средств, и суммой накопленных ранее средств).

Денежный доход включает доходы, полученные домашними хозяйствами  от:

Информация о работе Статистика домашних хозяйств