Статистика цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:41, реферат

Описание работы

В настоящее время перед статистической наукой встают актуальные проблемы дальнейшего совершенствования системы показателей, приемов и методов сбора, обработки, хранерия и анализа статистической информации. Это имеет важное значение для развития и повышения эффективности автомотизированных систем управления, создания автомотизированных банков данных, распределительных банков данных и т.д., которые в свою очередь могли бы способствовать созданию автомотизированной системы коммерческой информации.

Работа содержит 1 файл

Статистика цен.docx

— 80.21 Кб (Скачать)

4.ПРИНЦИПЫ  И МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ  ЦЕН.

Существуют две  концепции регистрации цен. В  основе первой, получавшей название прейскурантной методики, лежит строго документированный  и сплошной учет цен, который в  известной мере был оправдан в  условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и малоизменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен. По мере расширения объема и ассортимента товаров стали накапливаться серьезные ошибки: происходило неучтенное (скрытое) повышение цен, обусловленное появлением якобы «новых» видов товаров, и скрытое нарастание инфляционных процессов, так как не считались изменением и не учитывались в индексе новые цены на ранее не выпускавшиеся разновидности товара, временные цены на товары улучшенного качества, уценка залежалых товаров и т. п. Эта концепция считалась основной в условиях централизованной плановой экономики; в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом.

С конца 80-х годов  в связи с либерализацией цен, началом перехода к рынку официальное  признание получила выборочная концепция  регистрации цен, согласующаяся  с международной практикой. В  предшествующие годы такой метод  статистического наблюдения за ценами ограничивался рамками статистики колхозной торговли, потребительской  кооперации и статистики семейных бюджетов.

Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил в 1988-1989 гг. государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему регистрации  цен, основанную на следующих принципах:

- отказ от массового  документированного учета, практически  не возможного в условиях различных  форм собственности, и переход  к ограниченному использованию  документов;

- отказ от сплошного  учета цен и переход к использованию  выборочного метода во времени,  пространстве и товарной массе;

- формирование потребительской  корзинки, т. е. набора товаров-представителей;

- введение системы  поправок на изменение качества  товаров;

- полный охват  всех форм и видов торговли (субрынков). Ряд проблем, связанных  с регистрацией цен остался  спорным и продолжает обсуждаться.

Формирование выборочной совокупности осуществляется по схеме.

1. Выборка во времени.  Оптимальной считается ежемесячная  регистрация цен. При необходимости  на минимум товаров может быть  организовано еженедельное или  ежедневное наблюдение за ценами. Так, например, в 1992 г. Госкомстат  РФ организовал еженедельную  регистрацию цен на 22 непродовольственных  товара в 132 городах России.

2. Отбор товаров-представителей. Осуществляется выбор репрезентирующих  всю совокупность товаров, характеризующих  общие закономерности, тенденции,  уровни цен.

Товар-представитель - конкретная марка, артикул или малая  товарная группа, основа которой - общность потребительского назначения.

Отбор товаров-представителей из генеральной совокупности, сгруппированной  по характеру использования товаров, может осуществляться по критериям: доля данного товара в объеме реализации товарной группы, возможность регулярного  получения данных, вариация индивидуальных индексов в группе, степень корреляции в динамике цен товаров группы. Как правило, предпочтение отдается первым двум критериям как менее  дорогостоящим.

В нашей стране с 1989 г. статистическими органами велось наблюдение за ценами на 700 товаров-представителей (650 непродовольственных), а с 1 квартала 1990 г. - уже на 1030. В 1992 г. по договоренности между Госкомстатом РФ и Департаментом  статистики Международного валютного  фонда (МВФ) это число сократилось  до 407 товаров. Для сравнения: потребительская  корзина для расчета ИПЦ в  США состоит из 300 продуктов и  услуг- представителей, во Франции - 250, Англии - 350, Германии - 475.

3. Выбор конкретной  разновидности товара-представителя  и вида регистрируемой цены. Для  регистрации цены товара-представителя  применяется подробная спецификация  товара - перечень его обобщенных  потребительских признаков. Определение  спецификаций требует экспертных  знаний. При этом необходимы постоянство 'указанных параметров товара, возможность следить за их изменением, значительная доля товара в объеме товарооборота, достигнутая и прогнозируемая устойчивость продаж.

Принципиальное отличие  набора товаров-представителей, разработанного в соавторстве с экспертами МВФ, от действовавшего в 1989-1992 гг. - отсутствие единых и твердых спецификаций. В современных условиях конкретные параметры спецификации самостоятельно определяются регистратором и содержат характеристики - название торговой фирмы, размер, качественные признаки и др. Предполагается в дальнейшем регулярно повышать профессиональную квалификацию регистраторов, внедрять методы вероятностной выборки, проводить отбор спецификаций по принципу: каждый товар (в том числе с небольшим объемом продаж) имеет право быть представленным в выборке.

Возможны четыре варианта регистрируемой цены товара-представителя:

- модальная,

- простая средняя  арифметическая,

- взвешенная,

- случайно отобранная.

По действующей  ныне методике регистрируется модальная  цена, т. е. цена товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе. Если таких товаров несколько, исчисляется  простая средняя арифметическая цена этих товаров. Для оценки уровня цен товара такой подход является упрощенным - не учитывается распределение  товаров по размерам и ростам (так  как берется наиболее распространенный товар), а также распределение  продажи по ценам различных видов  товаров.

4. Выборка по территории (отбор населенных пунктов, предприятий  торговли). Возможны следующие варианты:

- выборка, в которой  пропорционально представлены крупные,  малые города и села (географические, административные регионы);

- широко применяемая  в международной практике выборка  пропорционально размерам (ВПР) - в  выборку включаются все города  с численностью населения больше  заданной, а оставшиеся отбираются  с вероятиостью, пропорциональной их размерам;

- выборка с учетом  дисперсии, способствующая уменьшению  разброса (дисперсия цены или  дохода в регионе не должна  превышать общей величины дисперсии);

- выборка на основе  интервальной группировки населенных  пунктов (единица с меньшим  объемом признака, например, численности  населения имеет равную вероятность  выбора со всеми единицами  группы);

- гнездовая выборка  (с помощью кластерного анализа  выделение территорий, однородных  по совокупности цен на основные  товары).

Часто имеет смысл  комбинировать различные методы выборки в зависимости от целей  исследования и возможностей страны, географического положения и  т. д. Так, например, в США в выборку  включают 12 городов (свыше 1 млн. чел.), остальные  разбиваются на 3 группы с учетом климата, плотности населения, уровня дохода и др., в которых производится случайный отбор. В большинстве западных стран из-за дороговизны обследуются только столицы и некоторые крупные города, что в определенных условиях ведет к ошибочным выводам относительно населения других населенных пунктов. В России, как стране с большими социальными, региональными различиями, необходим отбор, в котором представлены городское и сельское население, различные географические регионы, населенные пункты разного размера (по численности на селения). С 08.92г. наблюдение за ценами на товары-представители организовано в 834 районных, областных, краевых, республиканских центрах России (15% районных центров каждой области) .

Для обследования в  каждом городе отбираются 2-3 крупных универмага и специализированные магазины. В перспективе планируется оптимизировать отбор торговых предприятий с учетом того, что цены в зависимости от величины, типа (элитарные, фирменные, универсальные и специализированные), расположения (в центре и в «спальном» районе) магазинов могут сильно различаться. В США выборка магазинов ежегодно обновляется на '/5 часть, в нее входят магазины, наиболее посещаемые семьями, попавшими в обследование. В России эта методика еще недостаточно отработана. Предлагается следующая очередность отбора: населенные пункты; семьи; посещаемые ими магазины; конкретные товары в этих магазинах. Для экономии и рационализации выборки будут проводиться специальные серии выборочных обследований населенных пунктов, семей, магазинов.

В условиях рынка  каждое предприятие само обеспечивает себя необходимой для маркетинга статистической информацией: наряду с  собственной отчетностью подразделения  или специализированные маркетинговые  фирмы формируют панели потребителей, занимаются опросом и анкетированием покупателей, изучают поведение  конкурентов и региональные возможности  сбыта. Но частным фирмам нужна и  ценовая информация на рынке в  целом. Организовать получение такой  информации может только государственная  статистика, которая выступает продавцом  информации, имеющим научную школу, опыт, обоснованную с помощью дорогостоящих  обследований и научных разработок методологию. Необходимы постоянное наблюдение за ценами (мониторинг), использование  экспертных оценок, методов малой  выборки в наиболее представительных точках, изучение взаимосвязи цен  и спроса (на базе представительной панели).

Кроме того, система  наблюдения за ценами включает выборочное обследование контрактов-договоров, использование  материалов финансовых и других проверок, данных налоговых органов. Ценной становится любая информация: маркетинговая, торговых корреспондентов, публикации крупных  компаний, экономических институтов и т. д. Особую важность приобретает  разработка перспективных способов наблюдений; покупатель также может  быть информатором, у него можно  получить дополнительные сведения на выборочной основе, близкие к реальным (например, о цене покупки, соответствии цены товара его потребительским  свойствам). Сочетание опроса покупателей  с экспертными оценками позволит избежать влияния субъективности покупательских мнений на анализ.

5. МЕТОДЫ РАСЧЕТА  И АНАЛИЗА ИНДЕКСОВ  ЦЕН.

Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит  индексному методу. Сравнение цен  одного товара осуществляется с помощью  индивидуального (однотоварного) индекса  цен:

pi1

ip = pi0

( 1 )

где p0 , p1 - цены на товар  в базисном и текущем периоде.

Индекс средних  цен применяется при изучении изменения цен товарных групп, цен  одного товара по различным территориям  и субрынкам:

pi1  pi1qi1  pi0qi0  pi1qi1  qi1

ip = = * = : ( 2 )

pi0  qi1  qi0  pi0qi0  qi0

_

где p - средняя цена товарной группы (товара по территориям, субрынкам);

pi , qi - цена и количество проданного i - го вида товара (товара на i - й территории

или i - м субрынке), i=l, n.

Товары должны быть достаточно однородными, чтобы их количество поддавалось суммированию.

Денежные расходы  населения на покупку товаров  определяются двумя составляющими: уровнем цен на отдельные виды товаров и структурой продажи. Различаются  два вида структурных сдвигов  в продаже: отражающие изменение  качества товара и вызывающие только изменение средней цены. К последним  относится перераспределение товарной массы по территориям, субрынкам, а  также негативный процесс «вымывания»  из ассортимента дешевых товаров, пользующихся спросом населения. Статистика изучает  этот процесс с помощью системы  индекса средних цен:

Индекс  средних цен (переменного  состава) = Индекс цен  постоянного  (фиксированного) состава . Индекс влияния  структурных сдвигов  на динамику средних  цен

pi1qi1  qi1  pi1qi1  pi0qi1  qi1

: = * : ( 3 )

pi0qi0  qi0  pi0qi1  pi0qi0  qi0

Так как

pi1qi1  qi1  pi1qi1  pi1qi1

: = = ( 4 )

pi0qi0  qi0  pi0qi0 *  qi1  pi0qi1

qi0

то формулу ( 3 ) можно записать в следующем виде:

pi1qi1  pi1qi1  pi0qi1

= * ( 5 )

pi0qi1  pi1qi1  pi0qi1

Пример.

Имеются цена и количество проданного магазином товара. Оценить  динамику цены каждого сорта, среднюю  цену за каждый квартал, а также определить влияние изменения индивидуальных цен и перераспределения продаж между сортами товара на изменение  средних цен.

Расчет индекса  средних цен

Сорт Цена, тыс. руб. Количест во, шт Товаро оборот, млн. руб. Индивиду
товара I

квартал

pi0

II квартал

pi1

I квартал

qi0

II

квартал

qi1

pi0qi0 pi1qi1 pi0qi1 pi1qi0 альный

индекс

цен

ip

А 40 80 500 200 20 16 8 40 2,0
Б 50 70 300 600 15 42 30 21 1,4
В 60 90 200 200 12 18 12 18 1,5
Итого     1000 1000 47 76 50 79  

Информация о работе Статистика цен