Статистика бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим средством государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений является государственный бюджет, который определяет пути и методы образования финансовых ресурсов для обеспечения социальной политики.
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующим внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Работа содержит 1 файл

Статистика бюджета.docx

— 685.35 Кб (Скачать)

     Главным источником доходов бюджета является национальный доход. В случае его недостаточности для покрытия финансовых нужд государство привлекает национальное богатство. Основные методы привлечения национального дохода в бюджет — это специальные налоги и сборы, которые устанавливаются исполнительной, а утверждаются законодательной властью.

1. Налоговые доходы:

прямые налоги на прибыль (доходы) предприятий и организаций по ставкам, установленным законодательством РФ, на прирост капитала; налоги, взимаемые в зависимости от размера фонда оплаты труда, в том числе подоходный налог с физических лиц; налог на добавленную стоимость; акцизы; лицензионные и регистрационные сборы; налоги на товары и услуги; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, в том числе ввозные таможенные пошлины; специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей экономики; прочие налоги, сборы и пошлины.

2. Неналоговые доходы:

Доходы от государственной собственности или от деятельности субъектов государственного управления; доходы от продажи государственного имущества, в том числе от приватизации; доходы от реализации государственных запасов; доходы от продажи земли и нематериальных ресурсов; поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи; штрафные санкции; сборы на специальные услуги; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступления на счета налоговых органов; прочие неналоговые доходы; безвозмездные перечисления от: нерезидентов, других уровней власти, государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий и учреждений, целевых бюджетных фондов.

3. Итого  доходов (1+2).

4. Произведение отчисления из доходов в: централизованный фонд развития налоговой службы; фонд социального развития федеральных органов налоговой полиции; государственный фонд по борьбе с преступностью.

5. Всего  доходов (3-4).

     Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

     Существуют  критерии классификации расходов бюджета  по:

  • их влиянию на процесс расширенного воспроизводства — расходы подразделяются на текущие и капитальные;
  • направлению их использования (например, расходы на финансирование экономики, науки, здравоохранения, обороны);
  • ведомственному признаку, с помощью которого можно контролировать изменения в структуре расходов, связанных с происходящими в стране реформами системы управления;
  • целевому признаку — расходы классифицируются по конкретным видам и направлениям затрат, и осуществляется анализ эффективности их использования;
  • территориальному признаку, с помощью которого осуществляется сравнительный анализ развития отдельных регионов и областей страны, их потенциала и мер, которые необходимо принять с целью оптимального выравнивания социально-экономических характеристик и синхронного развития всех регионов.

     В соответствии с этими критериями классификации и требованиями международной  статистики расходы группируются .по следующему принципу.

1) Военные  расходы:

а) прямые, в которые входят затраты на: производство новейших наступательных (стратегических) вооружений; содержание и обучение личного состава вооруженных сил страны; научные исследования военного характера; участие в содержании международных военных блоков;

б) косвенные, куда включается: часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу; контрибуции и репарации; пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших; военные расходы, которые проходят по статьям гражданских ведомств.

2) Вмешательство в экономику, что означает целенаправленное воздействие государственного бюджета на процесс воспроизводства и развитие производительных сил.

3) Содержание государственного аппарата управления — расходы на содержание органов законодательной и исполнительной власти, судов и прокуратуры, милиции, отдельных министерств и ведомств.

4) Расходы на социальные цели, т.е. на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение. Они проходят, как правило, по конкретным социальным программам.

5) Предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам. Основные статьи укрупненной классификации расходной части бюджета Российской Федерации имеют следующий вид.

6. Расходы:

Государственное управление, местное управление; судебная власть; международная деятельность; национальная оборона; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетика и строительство; сельское хозяйство и рыболовство; социальная политика; обслуживание государственного долга; пополнение государственных запасов и резервов; финансовая помощь бюджетам других уровней; утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров; мобилизационная подготовка экономики; прочие расходы; целевые бюджетные фонды и др.

     Сальдо  доходной и расходной частей бюджета.

В случае превышения расходов над доходами —  дефицит бюджета.

В случае превышения доходов над расходами  — профицит бюджета

     В статью 24 «Прочие расходы» входят: резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ; расходы на проведение выборов и референдумов; финансовая помощь субъектам РФ и отдельным административно-территориальным образованиям; государственная поддержка завоза товарно-материальных ценностей в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории; прочие расходы.

     Итог  финансовой деятельности государства  выражается в соотношении доходной и расходной частей бюджета.

     В настоящее время в официальных  изданиях денежных властей анализируются в основном следующие виды финансирования государственного бюджета:

  • из внутренних источников
  • из внешних источников

О масштабах  перераспределительных процессов, происходящих при участии государства, свидетельствует отношение доходной части государственного бюджета  к ВВП.

     Статистические  данные, отражающие структуру государственного бюджета, выполняют и контрольную  функцию. С помощью последней  определяется размер количественных поступлений  в доходную часть от институциональных  единиц, относящихся к разным секторам экономики и имеющих разные формы  собственности.

     Анализ  исполнения государственного бюджета  осуществляется путем исчисления ряда относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в  целом, а также в разрезе их видов и направлений целевого использования. С помощью социально-статистического  анализа изменяют степень влияния  факторов, обусловивших отклонения от плана.

     На  базе анализа показателей статистики государственных финансов можно  охарактеризовать экономическую деятельность любого сектора экономики или  государственного сектора управления. К числу таких показателей  относятся:

  • доля расходов государственного сектора управления, которая исчисляется как отношение общего объема (размера) госбюджета к ВВП;
  • удельный вес налоговых поступлений в ВВП;
  • структурные соотношения функциональных долей в общем размере расходов.

     Организация эффективной бюджетной системы  страны основывается на принципе самостоятельности  федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, участия всех территорий в формировании доходов и финансировании расходов федерального и региональных бюджетов.

     Глава 2. Практический анализ и приведение показателей бюджета Нижегородской области.

    2.1. Консолидированный бюджет нижегородской области в 2008 г.

    (млн.  рублей)

  Утверждено 
Фактическое 
исполнение

Доходы- всего

109258,8 112740,9
из  них:    
налог на прибыль организаций 24307,9 28434,3
налог на доходы физических лиц 30323,7 31877,0
единый  социальный налог  3470,1 3390,9
акцизы  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 4305,1 4209,1
налоги  на совокупный доход  3815,2 3896,9
налоги  на имущество 9293,8 10668,2
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 25,6 60,4
доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности 9021,1 4656,2
платежи при пользовании природными ресурсами 489,0 645,7
безвозмездные поступления 20859,7 20965,0

Расходы – всего

120735,4 113763,2
из  них:    
на  общегосударственные вопросы  8950,8 8273,6
из  них на обслуживание государственного и муниципального долга 583,2 528,0
на  национальную оборону 39,7 38,7
на  национальную безопасность и правоохранительную деятельность 4542,1 4443,1
на  национальную экономику 22920,8 21927,4
    из нее:
   
на  топливо и энергетику 314,0 267,4
на  сельское хозяйство и рыболовство 3924,1 3689,2
на  транспорт  6547,6 6541,5
на  связь и информатику 1347,1 970,1
на  дорожное хозяйство 7425,5 7351,2
на  другие вопросы в области национальной экономики 2303,9 2086,4
на  жилищно-коммунальное хозяйство 15776,7 13676,5
на  социально-культурные мероприятия 68304,5 65212,6
Профицит -11476,6 -1022,3

2.2. Расходы консолидированного бюджета нижегородской области на социально-культурные мероприятия в 2008 г.

  Утверждено, млн.руб. 
Фактическое 
исполнение
млн.руб. в процентах  
к итогу
Расходы – всего 68304,5 65212,6 100
    в том числе:
     
на  образование 24061,3 23490,5 36,0
на  культуру, кинематографию и средства массовой информации 3297,7 3197,4 4,9
на  здравоохранение и спорт 24948,3 23721,1 36,4
на  социальную политику 15997,2 14803,6 22,7
 

2.3. Исполнение федерального бюджета нижегородской области в 2008 г.

  Утверждено Федеральным законом о федеральном бюджете, млн. руб. Фактическое исполнение
млн. руб. в процентах к утвержденному бюджету

Доходы

79965,0 82355,2 103,0
из  них:      
    налог на прибыль  организаций
24307,9 28434,3 117,0
акцизы  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 4305,1 4209,1 97,8
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 25,6 60,4 235,9
доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности 5475,9 767,5 14,0
платежи при пользовании природными ресурсами 320,7 472,3 147,3
Расходы 86090,7 82919,2 96,3
из  них:      
на  общегосударственные вопросы  3847,8 3584,5 93,2
из  них на обслуживание государственного и муниципального долга 542,0 485,6 89,6
на  национальную оборону      
на  национальную безопасность и правоохранительную деятельность 4079,8 4006,3 98,2
на  национальную экономику 14692,7 13876,8 94,4
из  нее:      
на  топливо и энергетику 286,1 241,0 84,2
на  сельское хозяйство и рыболовство 2074,8 1928,6 93
на  транспорт  1614,9 1614,9 100
на  связь и информатику 1308,3 932,9 71,3
на   дорожное хозяйство 7100,9 7036,4 99,1
на  другие вопросы в области национальной экономики 1270,8 1122,8 88,1
на  социально-культурные мероприятия 27508,7 26313,1 95,7
на  межбюджетные трансферты 33039,0 32995,9 99,9
Профицит -6125,7 -5640 92,1

Информация о работе Статистика бюджета