Статистика бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим средством государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений является государственный бюджет, который определяет пути и методы образования финансовых ресурсов для обеспечения социальной политики.
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующим внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Работа содержит 1 файл

Статистика бюджета.docx

— 685.35 Кб (Скачать)

Введение.

     Важнейшим средством государственного регулирования  экономики в условиях рыночных отношений  является государственный бюджет, который  определяет пути и методы образования  финансовых ресурсов для обеспечения  социальной политики.

     Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

     Цель  статистики государственного бюджета - дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:

     1) общую величину и структуру  доходов и расходов государственного  бюджета;

     2) размер дефицита или профицита;

     3) источники финансирования бюджетного  дефицита;

     4) размеры государственного внутреннего  долга.

     Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими  лицами по поводу формирования и использования  централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования. Сосредоточение финансовых ресурсов в  бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредотачивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития. С помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующим внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

 

Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации.

     Государственный бюджет является основным финансовым планом, который даёт органам власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий, и состоит из расходов и доходов. Также бюджет отражает размеры финансовых ресурсов, необходимых государству  и тем самым определяет налоговую  политику в стране. Конкретные направления  расходования средств, перераспределение  национального дохода и внутреннего  валового продукта позволяет бюджету  выступать в качестве эффективного регулятора экономики. По экономической  сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у  государства с физическими и  юридическими лицами относительно перераспределения  национального дохода в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда. Объёмы этого перераспределения  составляют 40-50% ВВП.

     Бюджет  выполняет следующие задачи:

  • перераспределение ВВП;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
  • государственный контроль над поступлением и использованием бюджетных средств.
    1. Структура бюджетной системы Российской Федерации

     Организацию бюджетной системы, принципы её построения и функционирования характеризует  бюджетное устройство. Оно устанавливается  и регламентируется законодательными актами, которые определяют права  центральных и местных органов  власти по составлению, утверждению  и исполнению бюджетов.

     Бюджетная система Российской Федерации состоит  из бюджетов следующих уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

     Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский  бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и  Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч  местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

     Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его  территории муниципальных образований.

    1. Бюджетная классификация

     Классификация и показатели государственного бюджета  зависят от функций органов государственного управления. В соответствии с международной  практикой классификация операций органов государственного управления (в зависимости от характера денежных (информационных) потоков) имеет следующий  вид.

1.2.1. Поступления.

1) Невозвратные, из них:

а) возмездные:

  • текущие, к которым относят сборы и платежи, а также поступления от коммерческих продаж;
  • капитальные, т.е. продажа капитала или доходы, полученные от операций с капиталом.

К этим операциям в свою очередь относятся:

продажа основного капитала — эта категория охватывает реализацию реального основного капитала, включая жилые дома и другие здания, а также прочие сооружения, транспортные средства, машинное и другое оборудование. Исключаются невоспроизводимые материальные активы, такие, как земля, полезные ископаемые, инструменты, запасные части и быстроизнашивающееся оборудование; товары длительного пользования, приобретенные в военных целях, все военные строения, за исключением помещений для семей военнослужащих. Данная категория включает только основные фонды, используемые государственными органами;

продажа государственных  запасов товаров  и материалов;

продажа нематериальных активов;

капитальные трансферты от государственных  источников, к которым относятся поступления добровольных, безвозмездных, невозвратных платежей на капитальные нужды, полученные государственными органами из негосударственных источников. Эти трансферты осуществляются за счет накопленного богатства с большими временными интервалами, а их целью являются финансирование процесса капиталообразования и расходов, которые должны окупиться лишь в долгосрочной перспективе, или приобретения материальных ценностей. Часто в эту статью включают капитальные трансферты на строительство или покупку больниц, школ, музеев, театров, культурных центров или других государственных капитальных объектов и/или оборудования. Источниками средств могут быть платежи, поступающие от физических лиц, частных некоммерческих учреждений, институциональных единиц — как резидентов, так и нерезидентов;

б) безвозмездные, которые могут быть только текущими. К ним относятся налоги, штрафы и конфискации, лицензии и текущие официальные трансферты. Текущие официальные трансферты предназначены для осуществления текущих расходов либо общего, либо неуказанного характера, включая текущие и капитальные расходы. В данную позицию включают все официальные трансферты на приобретение военной техники, военных объектов или услуг по их обслуживанию.

2) Возвратные, к которым относятся:

а) текущие, включающие финансовые активы, приобретенные с целью управления ликвидностью (международной ликвидностью страны);

б) капитальные:

  • финансовые активы, приобретенные для осуществления государственной политики;
  • выплаченные в счет погашения государственных кредитов, выданных в прошлом.

3) Обязательства (заимствования):

а) от внешних источников;

б) от денежно-кредитных властей страны.

1.2.2. Платежи.

1) Невозвратные:

а) возмездные:

  • текущие, к которым относятся заработная плата рабочих и служащих государственных учреждений, приобретение товаров и услуг, а также полученные проценты;
  • капитальные, т.е. затраты на приобретение капитала;.

б) безвозмездные:

  • текущие, которые включают текущие трансферты;
  • капитальные, к которым относят капитальные трансферты. Данная статья охватывает официальные трансферты, предназначенные для приобретения либо создания новых или существующих товаров длительного пользования со сроком службы свыше одного года, стоимость которых превышает некоторую конкретную минимальную величину и которые должны использоваться для производства продукции невоенного характера. Таким образом, сюда относятся денежные средства, выделенные на строительство дорог, дамб, на ведение ирригационных работ, строительство больниц, школ, стадионов, домов культуры, спортивно-оздоровительных комплексов или других зданий, а также на приобретение прочих капитальных сооружений и оборудования.

2) Возвратные:

а) текущие финансовые активы, приобретенные с целью управления ликвидностью;

б) капитальные финансовые активы, приобретенные для осуществления государственной политики и на валовое кредитование.

3) Обязательства — денежные средства, которые используются для погашения как внутреннего, так и внешнего долга.

     Платеж  или поступление считаются возвратными, если обратный поток имеет форму  договорных обязательств с фиксированным  сроком погашения. Если обратный поток  с фиксированным сроком погашения  отсутствует, платеж или поступление  считаются невозвратными (например, сборы и платежи, налоги — это  поступления; заработная плата рабочих  и служащих, текущие трансферты —  это платеж). В результате возвратной операции возникают финансовые требования либо погашение обязательств. В статистике государственных финансов считается, что к договорным обязательствам с фиксированным сроком платежа  можно отнести также акции.

     Невозвратные  платежи и поступления являются возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг. Если же такой поток отсутствует, то невозвратные платежи и поступления считаются  безвозмездными. Возмездные операции предусматривают платежи на условиях компенсации. Безвозмездная же операция может быть добровольной или обязательной, и здесь не предусматривается  получение какого-либо эквивалента.

     Среди возвратных финансовых операций основное различие должно проводиться между  операциями, связанными с возникновением обязательств органов государственного управления по отношению к другим секторам экономики, и операциями, ведущими к возникновению обязательств других секторов экономики по отношению  к государственным органам.

     Доходы  включают все невозвратные поступления, независимо от того, являются ли они  возмездными или безвозмездными, за исключением официальных трансфертов  от других органов государственного управления (отечественных или зарубежных) и международных организаций.

     Официальные трансферты — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций и полученные от других органов государственного управления (резидентов и нерезидентов) или международных организаций. Полученные официальные трансферты по-разному учитываются при определении текущего превышения доходов над расходами, т.е. сбережений органов государственного управления.

     Собственные сбережения органов  государственного управления это превышение текущих доходов этих органов над расходами без учета полученных текущих официальных трансфертов

    1. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы.

     Доходные  и расходные статьи бюджета располагаются  в соответствии с бюджетной классификацией конкретного государства.

     Доходы  бюджета — это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления его функций.

     Бюджетные доходы — понятие более узкое, чем доходы государства, которые помимо средств бюджета включают денежные средства всех уровней власти, ресурсы внебюджетных фондов, а также доходы всего государственного сектора.

Информация о работе Статистика бюджета