Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:07, курсовая работа
Данная тема является очень актуальной и злободневной, так как уровень жизни населения во многом определяется его расходами на приобретение товаров и услуг. Понижение уровня реальных доходов населения, а, следовательно, и расходов обуславливает снижение уровня жизни населения в целом по стране, так как уровень жизни во многом определяется расходами населения, от размера которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей населения в материальных благах и услугах.
В данной работе я хочу рассмотреть основные статистические показатели и методы, используемые для статистического анализа расходов населения. В теоретической части данной работы дается описание структуры расходов населения с точки зрения статистического анализа и рассматривается система показателей статистики расходов.
Введение …………………………………………………………………. 3
Теоретическая часть ……………………………………………………. 5
1.1 Источники данных о потреблении и расходах населения……. 5
1.2 Показатели статистики расходов населения и потребления
населением товаров и услуг ………………………………………… 9
1.3 Индекс потребительских цен …..………………………………. 14
1.4 Показатели расходов и потребления материальных благ и услуг
населением РФ …………………………………………………….19
Расчётная часть …………………………………………………………… 23
2.1 Задание ……………………………………………………………. 23
2.2 Задание ……………………………………………………………. 27
2.3 Задание ……………………………………………………………. 28
2.4 Задание ……………………………………………………………. 30
Аналитическая часть ………………………………………………………. 33
3.1 Постановка задачи ..………………………………………………. 33
3.2 Решение задачи ..………………………………………………….. 33
3.3 Технология выполнения компьютерных расчетов ..……………. 34
3.4 Анализ результатов статистических компьютерных расчетов .... 36
Заключение …………………………………………………………………. .38
Список использованной литературы …………………………………..…...39
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают:
Показатели
расходов населения позволяют
проанализировать стоимостные
Объем фактического
потребления домашних хозяйств
— реальная величина конечного
потребления, которое
Потребляемые
населением товары
Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги, оказываемые населению и удовлетворяющие потребности человека.
В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг: по проживанию в собственном жилище — они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище и домашние услуги, производимые наёмными работниками (слугами, поварами, садовниками и т.п.), и стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жильё и т.п.)
Различают услуги материальные (производственные – ремонт одежды, обуви, предметов бытового назначения) и нематериальные (культурные, образовательные, медицинские и др.)
Основным показателем
потребления служит уровень
Этот показатель
нередко фигурирует в
Сравнение
фактического потребления
Коэффициент удовлетворения потребности в i-том товаре имеет вид:
где - фактическое потребление i-того товара в среднем на душу населения;
- нормативный уровень потребления i-того товара в среднем на душу населения;
Коэффициент
удовлетворения потребностей
где р - цена товара;
q – количество фактически потребленных товаров;
s – количество фактически потребленных услуг;
t – фактический тариф за определенную услугу;
qн – норматив потребления определенного товара на душу населения;
sн – норматив потребления определенного вида услуг на душу населения;
- средняя численность населения за период.
Разность числителя
и знаменателя этого
Динамика общего и среднедушевого
потребления изучается с
где , - объемы потребления i-того товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах соответственно;
где , - средняя численность населения в отчетном и базисном периодах соответственно;
Статистика
услуг позволяет определить
Потребление населением услуг измеряется так же, как и товаров. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов – t) на услуги в отчетном и базисном периодах в результате использования сопоставимой (базисной) цены или применения метода дефлятирования.
Динамика общего
потребления населением
где , , , - количество потребленных в отчетном и базисном периодах соответственно товаров и услуг;
, - цена товара и тариф за определенную услугу в базисном периоде.
Для изучения
динамики потребления
где - индивидуальные индексы цен на отдельные товары и услуги.
Для изучения
зависимости объема
где - начальные доход и потребление;
- их приращения за некоторый период (или при переходе от одной группы к другой.
1.3 Индекс потребительских цен
Темпы повышения
или снижения уровня жизни
населения, и соответственно
Наряду с
информацией о ценах для
Сбор ценовой
информации проводится на
Набор товаров
и услуг, по которым
Учет цен
и тарифов проводится по
По указанному
выше набору товаров и услуг
цены регистрируются
Госкомстат рассчитывает несколько ИПЦ - сводный ИПЦ по полному фиксированному набору потребительских товаров и услуг и по этому же набору без товаров необязательного пользования (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.); ИПЦ для отдельных социально-экономических групп населения с различным уровнем доходов (10 децильных групп семей); индекс стоимости прожиточного минимума на региональном и федеральном уровнях и т.д.
Порядок расчета
ИПЦ выглядит так. Сначала
где и - средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периода (месяца), рассчитанные по конкретному товару (услуге) по формуле простой средней арифметической, как отношение суммы зарегистрированных цен в разных торговых точках к числу зарегистрированных торговых точек.
Сопоставимой считается цена, зарегистрированная в одном и том же предприятии торговли (сферы услуг) на один и тот же или аналогичный по качеству товар (услугу).
На основе
индивидуальных индексов цен
по городам, участвующим в
Расчет ИПЦ осуществляется ежемесячно к предыдущему месяцу, к соответствующему месяцу предыдущего года, к декабрю предыдущего года, а также нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года. Для получения ИПЦ за длительные периоды с сохранением характеристик данных товаров (за квартал, полугодие, период с начала года) используется цепной метод.
Таким образом,
ИПЦ рассчитывается путем