Статистика – экономический анализ денежных расходов населения Приволжского Федерального Округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Данная тема является очень актуальной и злободневной, так как уровень жизни населения во многом определяется его расходами на приобретение товаров и услуг. Понижение уровня реальных доходов населения, а, следовательно, и расходов обуславливает снижение уровня жизни населения в целом по стране, так как уровень жизни во многом определяется расходами населения, от размера которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей населения в материальных благах и услугах.
В данной работе я хочу рассмотреть основные статистические показатели и методы, используемые для статистического анализа расходов населения. В теоретической части данной работы дается описание структуры расходов населения с точки зрения статистического анализа и рассматривается система показателей статистики расходов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
Теоретическая часть ……………………………………………………. 5
1.1 Источники данных о потреблении и расходах населения……. 5
1.2 Показатели статистики расходов населения и потребления
населением товаров и услуг ………………………………………… 9
1.3 Индекс потребительских цен …..………………………………. 14
1.4 Показатели расходов и потребления материальных благ и услуг
населением РФ …………………………………………………….19
Расчётная часть …………………………………………………………… 23
2.1 Задание ……………………………………………………………. 23
2.2 Задание ……………………………………………………………. 27
2.3 Задание ……………………………………………………………. 28
2.4 Задание ……………………………………………………………. 30
Аналитическая часть ………………………………………………………. 33
3.1 Постановка задачи ..………………………………………………. 33
3.2 Решение задачи ..………………………………………………….. 33
3.3 Технология выполнения компьютерных расчетов ..……………. 34
3.4 Анализ результатов статистических компьютерных расчетов .... 36
Заключение …………………………………………………………………. .38
Список использованной литературы …………………………………..…...39

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по статистике.docx

— 294.41 Кб (Скачать)

     Расходы на  конечное потребление домашних  хозяйств включают:

  • расходы за счет личного бюджета на покупку потребительских товаров (независимо от длительности их использования, кроме покупок домов и квартир);
  • расходы на оплату потребительских товаров;
  • потребление продуктов в натуральной форме, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления;
  • потребление продуктов, полученных домашними хозяйствами в натуральной форме в качестве оплаты труда;
  • услуги по проживанию в собственном жилище (сумма текущих затрат на содержание жилья и стоимости его износа).

     Показатели  расходов населения позволяют  проанализировать стоимостные характеристики  потребления домашних хозяйств. Наряду со стоимостными показателями  система показателей потребления  включает натуральные показатели  потребления населением материальных  благ и услуг. В данной работе  будут рассмотрены наиболее важные  из них.

     Объем фактического  потребления домашних хозяйств  — реальная величина конечного  потребления, которое обеспечивается  как за счет реального дохода, так и за счет социальных  трансфертов в натуральной форме,  предоставляемых населению органами  государственного управления, и  некоммерческими организациями,  обслуживающими домашние хозяйства.

     Потребляемые  населением товары удовлетворяют  различные потребности. По степени  их значимости они делятся  на товары первой необходимости  (продукты питания, жилье и  т.п.), товары менее необходимые  (книга, телевизоры, стиральные машины  и т.п.), предметы роскоши (деликатесные  продукты питания, особо модная  одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая  мебель и др.).

     Возрастающую  роль в потреблении населения  играют разнообразные услуги, оказываемые  населению и удовлетворяющие  потребности человека.

    В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг: по проживанию в собственном жилище — они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище и домашние услуги, производимые наёмными работниками (слугами, поварами, садовниками и т.п.), и стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жильё и т.п.)

     Различают услуги материальные (производственные – ремонт одежды, обуви, предметов бытового назначения) и нематериальные (культурные, образовательные, медицинские и др.)

     Основным показателем  потребления служит уровень индивидуального  потребления как средний размер  потребления определённых видов  товаров и услуг на душу  населения. Он рассчитывается  в виде отношения годового  объёма потребляемых товаров  и услуг по видам к среднегодовой  численности населения как в целом, так и по отдельным социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий и т.д.

     Этот показатель  нередко фигурирует в международных  сравнениях , хотя в последнее время в статистических публикациях всё чаще указывается показатель валового внутреннего продукта на душу населения.

     Сравнение  фактического потребления отдельных  товаров с нормативным позволяет определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре.

     Коэффициент  удовлетворения потребности в  i-том товаре имеет вид:

,                                                        

где - фактическое потребление i-того товара в среднем на душу населения;

- нормативный уровень  потребления i-того товара в  среднем на душу населения;

     Коэффициент  удовлетворения потребностей населения  по всем потребительским товарам и услугам:

,                                         

где р -  цена товара;

q – количество фактически  потребленных товаров;

s – количество фактически  потребленных услуг;

t – фактический тариф  за определенную услугу;

qн – норматив потребления определенного товара на душу населения;

sн – норматив потребления определенного вида услуг на душу населения;

- средняя численность  населения за период.

     Разность числителя  и знаменателя этого показателя  определяет стоимость общего  недопотребления товаров и услуг  по сравнению с нормативным  его уровнем.

Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью  индексов. По отдельным видам товаров  рассчитываются индивидуальные индексы  изменения потребления:

  1. общего потребления i-того товара:

                                                        

где , - объемы потребления i-того товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах соответственно;

  1. среднедушевого потребления i-того товара:

,                                   

где , - средняя численность населения в отчетном и базисном периодах соответственно;

  1. разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение соответственно общего и среднедушевого потребления i-того товара:

.

     Статистика  услуг позволяет определить как  общее, так и среднедушевое  потребление отдельных услуг  населением, и для этого чаще  всего используется их стоимостная  оценка (в первую очередь –  рыночных услуг).

     Потребление  населением услуг измеряется  так же, как и товаров. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов – t) на услуги в отчетном и базисном периодах в результате использования сопоставимой (базисной) цены или применения метода дефлятирования.

     Динамика общего  потребления населением товаров  и услуг характеризуется агрегатным  индексом объема потребления:

                                                                                 

где , , , - количество потребленных в отчетном и базисном периодах соответственно товаров и услуг;

, -  цена товара и тариф за определенную услугу в базисном периоде.

     Для изучения  динамики потребления отдельных  групп товаров или услуг применяется  средний гармонический индекс  физического объема следующего  вида:

,                                                 

где - индивидуальные индексы цен на отдельные товары и услуги.

     Для изучения  зависимости объема потребления  от дохода на практике используется  коэффициент эластичности потребления  от изменения дохода, который  показывает, насколько процентов  возрастает (или снижается) потребление  товаров и услуг при росте  дохода на 1% (формула А. Маршалла):

,                                          

где - начальные доход и потребление;

 - их приращения за некоторый период (или при переходе от одной группы к другой.

  1. если коэффициент эластичности отрицательный, то с ростом доходов потребление «малоценных» (низкого качества) товаров уменьшается.
  2. если коэффициент эластичности больше 1, то потребление растет быстрее доходов.
  3. если коэффициент эластичности равен 1, то между доходом и потреблением существует пропорциональная зависимость.
  4. если коэффициент эластичности меньше единицы, то потребление увеличивается медленнее, чем доход.

 

1.3 Индекс потребительских цен

 

      Темпы повышения  или снижения уровня жизни  населения, и соответственно потребления  товаров и услуг обусловленные  изменениями зарплаты, пенсий и  других денежных доходов, можно  правильно оценивать лишь с  учетом изменения индекса потребительских  цен (ИПЦ). С января 1992 г. динамика потребительских цен существенно изменилась, ускорились инфляционные процессы, что в свою очередь потребовало применения новых методов наблюдения и анализа цен на товары и услуги. Поэтому с этого же года по всей территории России осуществляется сбор ценовой информации на потребительском рынке для расчета ИПЦ – важнейшего показателя социально-экономического развития страны. На основе ИПЦ правительство корректирует внутреннюю политику в области финансов, денежного обращения, индексирует доходы различных социальных групп населения, оценивает уровень инфляции на потребительском рынке и др.

     Наряду с  информацией о ценах для расчета  ИПЦ используется информация  о доходах и расходах населения,  получаемая статистикой бюджетных  обследований домохозяйств.

     Сбор ценовой  информации проводится на предприятиях  торговли и сферы услуг всех  видов собственности и форм  организации торговли, а также  в местах реализации товаров  (услуг) физическим лицам.

      Набор товаров  и услуг, по которым регистрируются  цены, состоит из трех групп,  охватывающих 382 вида товаров и  услуг: продовольственные товары (100), непродовольственные товары (201) и платные услуги (81). Отметим,  что за десятилетний опыт наблюдения  за ценами этот набор увеличился  почти на 100 позиций. Набор формируется  по принципу важности товаров-представителей  и устойчивости наличия в продаже  с целью обеспечения сопоставимости  ценовой информации. Регистрируются  цены фактической реализации  с учетом НДС, акцизов и других  косвенных налогов.

     Учет цен  и тарифов проводится по выборочному  кругу городов и других населенных  пунктов, отобранных с учетом  их представительности в отражении  социально-экономического и географического  положения и степени насыщенности  товарами потребительского рынка.  Наблюдение за ценами осуществляется  на потребительском рынке только  городских поселений. Это связано  с тем, что регистрация цен  в сельской местности нецелесообразна,  так как требует значительного  увеличения материальных и трудовых  затрат и сопряжена с большими  трудностями. Кроме того, как показывают  расчеты, динамика потребительских  цен на селе мало чем отличается  от динамики цен в городе.

     По указанному  выше набору товаров и услуг  цены регистрируются еженедельно  лишь в крупных городах, а  по всем отобранным населенным  пунктам — ежемесячно с 23-го  по 25-е число. Кроме того, из  всего набора товаров и услуг  выделяют набор из 25 видов важнейших  продуктов питания. Цены на  эти продукты еженедельно регистрируются  в Москве и Санкт-Петербурге, столицах республик в составе Российской Федерации, областных, краевых городах и центрах автономных округов.

     Госкомстат рассчитывает несколько ИПЦ - сводный ИПЦ по полному фиксированному набору потребительских товаров и услуг и по этому же набору без товаров необязательного пользования (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.); ИПЦ для отдельных социально-экономических групп населения с различным уровнем доходов (10 децильных групп семей); индекс стоимости прожиточного минимума на региональном и федеральном уровнях и т.д.

     Порядок расчета  ИПЦ выглядит так. Сначала определяют  индивидуальные индексы цен товара (услуги) по городу или району:

                                                        (8)

где и - средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периода (месяца), рассчитанные по конкретному товару (услуге) по формуле простой средней арифметической, как отношение суммы зарегистрированных цен в разных торговых точках к числу зарегистрированных торговых точек.

     Сопоставимой  считается цена, зарегистрированная  в одном и том же предприятии  торговли (сферы услуг) на один  и тот же или аналогичный  по качеству товар (услугу).

     На основе  индивидуальных индексов цен  по городам, участвующим в наблюдении, и территориальных весов определяются  агрегатные индексы цен отдельных  товаров, товарных групп и услуг  в целом по региону, экономическому  району, Российской Федерации. В  качестве территориальных весов  используется удельный вес численности  населения обследуемой территории  в общей численности населения  России на начало года.

     Расчет ИПЦ  осуществляется ежемесячно к  предыдущему месяцу, к соответствующему  месяцу предыдущего года, к декабрю  предыдущего года, а также нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года. Для получения ИПЦ за длительные периоды с сохранением характеристик данных товаров (за квартал, полугодие, период с начала года) используется цепной метод.

     Таким образом,  ИПЦ рассчитывается путем последовательного  агрегирования данных. Сначала определяют  потоварные индексы, охватывающие  все виды торговли, затем —  индексы по товарным группам,  потом строится сводный ИПЦ.

Информация о работе Статистика – экономический анализ денежных расходов населения Приволжского Федерального Округа